Стратегическое управление на предприятии
Журнал Научные высказывания

Стратегическое управление на предприятии

В рамках данной научной статьи производится раскрытие теоретико-методологической сущности стратегического управления эффективностью деятельности предприятия.

Анализируются ключевые принципы и группы принципов стратегического управления эффективностью деятельности компании. Осуществляется базовое раскрытие сущности ключевых принципов стратегического управления эффективностью деятельности компании. Осуществляется анализ распределения принципов формирования системы стратегического управления эффективностью деятельности предприятия по ее составным частям.

Раскрывается процесс стратегического управления эффективностью деятельности хозяйствующего субъекта в современных условиях развития национальной экономики государства. В частности, выделяется шесть следующих стадий процесса стратегического управления эффективностью деятельности предприятия: планирование процесса разработки стратегии предприятия, стратегический анализ, разработка набора базовых стратегий, согласование содержания отдельных стратегий и их корректировка, имплементация стратегий, контроль за реализацией стратегий. Осуществляется раскрытие сущности ключевых стадий процесса стратегического управления эффективностью деятельности хозяйствующего субъекта в современных условиях развития национальной экономики государства.

стратегическое управление
стратегическое управление предприятием
эффективность компании
принципы стратегического управления

Отечественные предприятия характеризуются низким уровнем конкурентных преимуществ и коротким периодом жизненного цикла, что объясняется нестабильностью экономической ситуации в государстве с одной стороны и низким уровнем эффективности стратегического управления предприятием, с другой стороны. Необходимость анализа ключевых принципов стратегического управления эффективностью деятельности компании в современных условиях развития государственной экономики для обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособных преимуществ компании и обуславливает актуальность темы данного научного исследования.

Вопросу стратегического управления эффективностью деятельности предприятия посвящено значительное количество научных трудов отечественных ученых-экономистов. Успешность и быстрота решения задачи становления рыночных отношений в РФ в значительной степени зависят от эффективности управленческой деятельности, что приводит к необходимости коренного обновления всех подсистем операционного менеджмента в соответствии с требованиями рыночной экономики. Успешность функционирования компании в современных реалиях заключается в обеспечении нужной и исчерпывающей информационной поддержкой процесса стратегического управления [2, с. 18].

Стратегический менеджмент как сравнительно новый для отечественных предприятий подход сталкивается с непониманием управленцами природы такого управления, неумением адаптировать систему стратегического управления под особенности каждого хозяйствующего субъекта, незнанием инструментов анализа и оценки стратегических решений.

Стратегическое управление предприятием это согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее влияние на деятельность предприятия и имеющих долгосрочные последствия.

Можно определить, что на сегодняшнем этапе научной мысли существует широко дифференцированная система принципов стратегического управления эффективностью деятельности хозяйствующего субъекта. Данные принципы можно структурировать по трем ключевым группам:

– принципы системности;

− принципы развития;

− принципы управления.

Значительная дифференцированность принципов стратегического управления эффективностью деятельности предприятия обусловлена стремительными эволюционными преобразованиями в структуре механизмов управления и развития современных предприятий. Данные особенности обуславливают расширением числа принципов стратегического управления эффективностью деятельности компании в возможной перспективе.

Формирование концептуальной модели стратегии предприятия, определение ее базовых элементов в своем развитии проходит множество эволюционных стадий. Трактование понятия стратегии трансформируется от субъективного представления стратега – руководителя предприятия к процессу обучения, обеспечения власти и достижения стабильной конкурентной позиции в долгосрочной перспективе на основе участия в этом процессе всего коллектива предприятия. Такое эволюционное развитие основ стратегического управления обуславливает разные комбинации определяющих структурных компонентов стратегии предприятия.

Стадии развития предприятия коррелируют с соответствующими управленческими действиями в системе стратегического управления эффективностью деятельности предприятия и принципами данных процессов.

Так, на стадии формирования целей стратегического управления эффективностью деятельности предприятия ключевыми принципами выступают: принцип соответствия и принцип динамизма. Фактически это свидетельствует о необходимости разработки системы стратегического управления предприятием в соответствии с имеющимися ресурсами хозяйствующего субъекта и динамикой развития отрасли (внешней среды). В то же время процесс управления стратегическим развитием предприятия основывается на принципе гибкости, принципе комплексности и принципе оптимальности. Это позволяет определить, что процесс управления стратегическим развитием предприятия должен учитывать все направления развития и внедряться системно и целенаправленно.

На стадии достижения целей стратегического управления эффективностью деятельности предприятия задействованы такие принципы как принцип эффективности и принцип результативности. Процесс стратегического управления предприятием всегда включает необходимость улучшения экономических и финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

По нашему мнению, ключевыми принципами процесса стратегического управления эффективностью деятельности предприятия являются такие принцип как: принцип соответствия, принцип контроля, принцип комплексности и принцип эффективности. Потому что значительное количество хозяйствующих субъектов имеет ограниченные возможности дифференциации цикла и инструментов стратегического управления.

Концептуальные основы стратегического управления эффективностью деятельности хозяйствующего субъекта должны основываться на основе характерных черт развития конкурентной среды, непредсказуемости будущего, обусловленного стремительным развитием событий, с использованием инновационных инструментов исследования внешней среды и формирования адекватного ответа со стороны предприятия как адаптивного реагирования на изменения.

Необходимо понимать, что процесс стратегического управления эффективностью деятельности хозяйствующего субъекта в современных условиях развития национальной экономики государства представляет собой сложную и взаимосвязанную систему элементов данного процесса [3, с. 304].

Процесс стратегического управления эффективностью деятельности хозяйствующего субъекта в современных условиях развития национальной экономики государства в соответствии с вышеприведенной схемой состоит из следующих элементов:

  1. Планирование процесса разработки стратегии компании. Данный этап предполагает определение ключевых ориентиров (целей) развития предприятия в долгосрочной перспективе в соответствии с ожиданиями ключевых стейкхолдеров предприятия.
  2. Стратегический анализ. На следующем этапе происходит анализ возможностей и потенциала предприятия, а также анализируется как внутренняя, так и внешняя среда функционирования субъекта предпринимательской деятельности.
  3. Разработка набора базовых стратегий. Данный этап предполагает комплексную разработку стратегического развития предприятия, базирующуюся на отдельных стратегиях в соответствии с ключевыми направлениями развития предприятия, и целесообразность их реализации.
  4. Согласование содержания отдельных стратегий и их корректировка. В рамках данного этапа происходит отбор наиболее эффективных стратегий, обеспечивая соответствующий уровень стратегического управления эффективностью деятельности предприятия, после чего осуществляется согласование структуры данных стратегий в общей системе стратегического развития.
  5. Имплементация стратегий. Далее осуществляется непосредственное внедрение разработанных стратегий в систему стратегического управления эффективностью деятельности предприятия в рамках принципов комплексности, целесообразности и соответствия.
  6. Контроль за реализацией стратегий. Данный этап предполагает осуществление структурного и системного контроля в соответствии с эффективностью внедренных стратегий на всех уровнях жизненного цикла предприятия в целом, так в системе стратегического развития предприятия, в частности.

Следует также отметить, что зарубежные предприятия имеют значительные преимущества по опыту и возможностям разработки и реализации стратегий стратегического управления эффективностью деятельности хозяйствующего субъекта в отношении отечественных предприятий.

Зарубежные предприятия имеют существенные отличия от отечественных предприятий в рамках применения принципов стратегического управления эффективностью деятельности, что в свою очередь обеспечивает иностранным предприятиям соответствующий уровень конкурентных преимуществ [1, с. 519].

Дифференцированность подходов по применению принципов стратегического управления эффективностью деятельности зарубежных и отечественных предприятий обуславливается следующими факторами:

− относительной ограниченностью отечественных предприятий в финансовых ресурсах;

− недостаточным уровнем применения стратегического менеджмента на отечественных предприятиях;

− ограниченностью квалифицированных кадров в сфере разработки стратегических и антикризисных систем управления в отечественной экономике;

− нестабильность развития отечественной экономики негативным образом влияет на эффективность планирования и разработки стратегий на долгосрочную перспективу;

− высокий уровень влияния на развитие предприятия оказывают собственники (акционеры), в то же время влияние других стейкхолдеров (рабочие, потребители) минимальное;

− короткий срок проектов отечественных предприятий влияет на отсутствие потребности в разработке долгосрочных стратегий управления эффективностью предприятия;

− колебания курса национальной валюты по отношению к ключевым валютам мира.

Данные факторы в значительной степени формируют существующие отличия в системе применения принципов стратегического управления эффективностью деятельности зарубежных и отечественных предприятий.

Выводы. Как результат данного исследования можно сделать следующие выводы:

  • Стратегическое управление эффективностью деятельности компании представляет собой сложную систему взаимосвязанных структурных частей в рамках стратегического планирования и реализации устройств, направленных на повышение уровня финансово-экономической эффективности (результативности) деятельности компании.
  • Упрощенная система данного процесса состоит из трех ключевых стадий: разработка стратегии развития предприятия, реализации стратегии развития предприятия в долгосрочной перспективе, оценка эффективности (результативности) реализуемой стратегии.
  • В процессе стратегического управления эффективностью деятельности предприятия выделяют значительное количество принципов, влияющих на данную системность. Среди ключевых принципов данного процесса следует отметить такие принципы как принцип соответствия, принцип контроля, принцип комплексности и принцип эффективности.
  • На сегодняшний день существуют значительные отличия относительно применения принципов стратегического управления эффективностью деятельности зарубежных и отечественных предприятий. Данные различия в значительной степени вызваны такими факторами как нестабильность экономики России и ограниченность человеческих (управленческих) и финансовых ресурсов в контексте стратегического управления эффективностью деятельности предприятия.
Список литературы
  1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2018. - 519с .
  2. Антонов, Г. Д. Стратегическое управление организацией : учебное пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 239 с.
  3. Попов С.А. Стратегическое управление: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – Москва : ИНФРА-М, 2010. - 304 с.