ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ
Журнал Научные высказывания

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ

В данной статье сделана попытка оценить риски хищения бюджетных средств и исследовать вопросы обеспечение прозрачности процесса закупок по государственным контрактам.

хищение бюджетных средств
государственная закупка
государственное управление
государственный контракт
экономическая безопасность

Актуальность темы, рассматриваемой в данной научной статье, не вызывает сомнений. Хищение бюджетных средств причисляется к угрозам национальной безопасности страны, поскольку затрагивает не только процесс оборота средств государственного бюджета, но и непосредственно процесс получения конечных общественных благ, в том числе товаров, работ и услуг, приобретаемых в рамках заключаемых контрактов.

Так, финансовые средства, предназначенные для выполнения оборонных заказов, освоения космоса, ремонт и содержание дорог или для выполнения социальных обязательств государства (предоставление социального жилья, выплата пособий и пенсий, техническое и материальное обеспечение образовательных учреждений, больниц и пр.) приобретают важное экономическое, политическое и социальное значение. В свою очередь, неисполнение указанных обязательств приводит к дестабилизации социально-экономической ситуации в стране, что обусловливает падение доверия к власти и рост протестного настроения населения [3].

Несмотря на введение антикоррупционных программ и принятие соответствующего законодательства, хищения бюджетных средств продолжают происходить. Это свидетельствует о том, что необходимо усилить контроль и применять более строгие меры в отношении нарушителей. Одной из форм проверок является мониторинг, который позволяет отслеживать выполнение контрактов и использование бюджетных средств. Аудит также играет важную роль в выявлении финансовых нарушений и хищений. Кроме того, общественный контроль позволяет активно включить граждан в процесс проверки и обнаружения коррупции. Законодательство предусматривает ответственность для нарушителей, включая гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. При этом, наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления и его общественной опасности. Органы государственной власти и местного самоуправления также имеют обязанность обеспечить возможность осуществления общественного контроля. Это означает, что гражданам должны быть предоставлены все необходимые условия для участия в проверках и обнаружении коррупционных схем. Однако, необходимо отметить, что борьба с коррупцией является сложным и длительным процессом. Она требует не только эффективных мер по предотвращению и выявлению коррупции, но и изменения общественного менталитета и создания условий для развития прозрачности и открытости в государственном управлении. Только путем совместных усилий государства, общественных организаций и граждан можно достичь значимых результатов в борьбе с хищениями бюджетных средств и коррупцией в целом.

Полушин В.В. считает, что обеспечение прозрачности процесса закупок по государственным контрактам является одной из важнейших задач в современной практике управления государственными ресурсами [6]. Государственные закупки играют ключевую роль в экономике и обществе, поэтому их эффективность и справедливость имеют огромное значение для общества в целом. Прозрачность в процессе закупок означает, что все заинтересованные стороны имеют равные возможности получить информацию о проводимых закупках, их условиях и результатах.

Это включает в себя публикацию информации о планируемых закупках, требованиях к участникам, процедурах отбора, ценах и условиях контрактов. Такая прозрачность позволяет предотвратить коррупцию, обеспечить конкуренцию и повысить качество предоставляемых государством товаров и услуг.

Для обеспечения прозрачности процесса закупок по государственным контрактам необходимо использовать современные информационные технологии и электронные платформы. Они позволяют автоматизировать процедуры закупок, сделать их более простыми и понятными для участников, а также обеспечить доступность информации для всех заинтересованных сторон. Нагаец А. А. придерживается мнения, что важным аспектом прозрачности является также наличие эффективной системы контроля и надзора за процессом закупок [3]. Независимые органы должны осуществлять проверку соблюдения законодательства и принципов прозрачности при проведении закупок, а также рассматривать жалобы и обращения участников и общественности [8].

Прозрачность процесса закупок по государственным контрактам будет способствовать развитию конкуренции, привлечению качественных поставщиков и повышению эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, она будет способствовать укреплению доверия общества к государственным институтам и повышению уровня гражданской активности.

В заключение отметим, что обеспечение прозрачности процесса закупок по государственным контрактам является неотъемлемой частью эффективного управления государственными ресурсами. Прозрачность способствует предотвращению коррупции, повышению конкуренции и качества предоставляемых услуг, а также укреплению доверия общества к государственным институтам. Поэтому важно продолжать развивать и совершенствовать систему закупок, чтобы обеспечить максимальную прозрачность и эффективность этого процесса.

Список литературы

 

  1. Федеральный закон № 223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Редакция от 05.12.2022.  
  2. Федеральный закон № 44 от 05.04 2013 "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Редакция от 01.05.2019. 
  3. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах".  
  4. Нагаец, А. А. Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок / А. А. Нагаец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 217-218. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84875/ (дата обращения: 25.12.2023).
  5. Пинегина, А. А. Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок / А. А. Пинегина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242).
  6. Юзвович Л. И., Исакова Н. Ю., Истомина Ю. В., Харжавин К. Е., Гоголина И. Н. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты. — М.: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. — 233 с.
  7. Полушин, В. В. Система государственных закупок как механизм повышения эффективности использования бюджетных средств / В. В. Полушин // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 284-290.  
  8. Храмкин А.А. Книга контрактного управляющего: учебное пособие /А.А. Храмкин // ИД "Юриспруденция", 2016. С. 12-13. 
  9. Шмелева М.В. Система государственных закупок как механизм обеспечения экономного и результативного использования бюджетных средств / М.В.
  10. Официальный сайт ФАС России, доклады [Электронный ресурс]. Доклад о состоянии конкуренции в России за 2022 год. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/type_of_documents/documenty_doklady (дата обращения 10.06.2023).  
  11. Шейко В. В. Экспертиза исполнения государственного контракта как механизм контроля за эффективным расходованием бюджетных средств // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -2023. -№07. -С. 165-168 DOI 10.37882/2223-2974.2023.07.39