Внешнеэкономическая деятельность России с Китаем: логистические цепочки 2025
Журнал Научные высказывания

Внешнеэкономическая деятельность России с Китаем: логистические цепочки 2025

В данной статье рассматриваются современные тенденции, вызовы и перспективы развития логистических цепочек во внешнеэкономической деятельности между Россией и Китаем на пороге 2025 года. Проанализированы ключевые транспортные маршруты, влияние технологических инноваций, геополитические и санкционные факторы, а также даны рекомендации по оптимизации логистических процессов.

транспортные коридоры
цифровизация логистики
инновации в логистике
Логистика
альтернативные маршруты
мультимодальные перевозки

Внешнеэкономическая деятельность России и Китая в последние годы приобрела особое стратегическое значение для обеих стран. Под влиянием мировых экономических сдвигов, торговых войн, а также санкционных ограничений формируется новая логистическая инфраструктура, что требует переосмысления существующих подходов к построению цепей поставок.

Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) остается основным стратегическим маршрутом для перевозки грузов между Россией и Китаем. В последние годы особое внимание уделяется модернизации и наращиванию пропускной способности этого направления. Вводятся в эксплуатацию новые участки двойного пути, расширяется парк современных вагонов и локомотивов, внедряются технологии ускоренного грузооборота. 

Трансманьчжурская магистраль соединяет города Чита (Россия), и Маньчжурия (Китай) через Забайкальск и является ключевым маршрутом для экспорта российской продукции, включая уголь, древесину, химические товары и зерно в Китай. В 2025 году запланировано внедрение электронных систем оформления транзита и установка автоматизированных пунктов контроля, что значительно ускоряет прохождение границы.

Так же востребованность автотранспортных перевозок обусловлена возможностью доставки грузов небольшими партиями в кратчайшие сроки. Основными пунктами пересечения границы являются:

Благовещенск — Хэйхэ. Завершено строительство первого в истории автомобильно-пешеходного моста через реку Амур. Это значительно ускорило поток грузов и пассажиров, повысило транспортную связанность регионов и открыло новые возможности для торговли продуктами питания, машиностроения и гаджетами.

Забайкальск — Маньчжурия.  Этот пункт в последние годы стал крупнейшим сухопутным переходом между двумя странами, переваливающим до 70% грузов автомобильным и железнодорожным транспортом. Модернизирована инфраструктура, расширены терминалы и внедрена электронная очередь для грузовиков.

Пограничный — Суйфэньхэ.  Развивается как третий по значимости сухопутный переход. Открытие высокоскоростной автотрассы, а также реконструкция мостов позволили увеличить количество перевозимых грузов и снизить транспортные расходы.

Важнейшую роль играют морские перевозки через порты Владивосток, Восточный, Находка и Советская Гавань. Российские порты в Приморском крае активно обновляются: строятся новые контейнерные терминалы, внедряются сквозные информационные системы для отслеживания грузов, повышается качество портовых услуг. Развивается паромная и контейнерная линия Владивосток — Шанхай, а также современные склады временного хранения.

Становится все более популярной доставка по мультимодальным схемам, когда груз движется «от двери до двери» с использованием сразу нескольких видов транспорта — железной дороги, автотранспорта и морских судов. Это позволяет минимизировать время транзита, сократить затраты на пересортировку и повысить устойчивость цепочки поставок даже при форс-мажорах.

Рисунок 1 - Основные инфраструктурные изменения 2024-2025 года.

 

Рост объемов торговли между Россией и Китаем требует комплексной перестройки существующей транспортной инфраструктуры. Модернизация ключевых маршрутов, внедрение цифровых и инновационных решений в логистике, создание новых объектов и узлов позволяет снижать издержки и обеспечивать бесперебойную связь между двумя экономиками. В обозримом будущем эти маршруты станут основой интеграции Евразийского логистического пространства.

Технологические инновации в логистике между Россией и Китаем развиваются быстрыми темпами, и ключевую роль здесь играет цифровизация процессов. Все больше транспортных и логистических компаний внедряют электронные технологии для управления грузопотоками. В частности, электронные транспортные накладные и электронный документооборот снижает бумажную нагрузку и ускоряют оформление грузов: например, на погранпунктах Забайкальск — Маньчжурия и Благовещенск — Хэйхэ электронные документы сократили прохождение таможни с 24 до 6–8 часов.

Современные системы «Единое окно» позволяют участникам перевозок подавать все необходимые документы через один цифровой портал. В морских портах Владивосток и Восточный эта система интегрирована сразу с таможней и фитосанитарным контролем, что существенно сокращает время оформления и минимизирует задержки.

Помимо этого, склады и мультимодальные терминалы все чаще оснащаются автоматическими сортировщиками, роботами для погрузки и системами управления движением контейнеров. В частности, терминалы в порту Восточный применяют автоматизированные краны и беспилотные транспортёры, что позволяет обрабатывать на 30% больше контейнеров без расширения штата.

Большое значение приобрели системы спутникового мониторинга и датчики IoT, которые позволяют в реальном времени следить за перемещением и состоянием грузов. Это особенно важно при перевозке скоропортящихся товаров, таких как фрукты, мясо или рыба: современные сенсоры позволяют вовремя выявить риски порчи или повреждения груза.

Дополнительно, для повышения прозрачности и безопасности поставок внедряется технология блокчейн. Благодаря ей можно гарантированно отследить путь товара и подлинность документов, а также снизить риски мошенничества. Например, при транспортировке леса из Приморья в Китай блокчейн фиксирует все сведения от рубки до пересечения границы.

В области таможенного оформления активно используются алгоритмы искусственного интеллекта для автоматической проверки документов и выявления подозрительных грузов. На некоторых трассах действует «зелёный коридор», когда большинство проверенных поставок проходит за минимальное время.

Онлайн-логистика напрямую интегрируется с электронными торговыми платформами. Это облегчает работу с заказами, расчет таможенных платежей и уведомления клиентов, что особенно востребовано при росте прямых поставок через крупные маркетплейсы.

Среди перспективных направлений выделяются тесты беспилотных грузовых автомобилей, доставка товаров дронами в приграничных регионах и введение единой цифровой платформы для отслеживания транзитных контейнеров по всему маршруту через Россию, Китай и Казахстан.

Таким образом, взаимная заинтересованность России и Китая, масштаб проектов граничной модернизации, цифровизация и государственная поддержка создают благоприятные условия для качественного скачка в развитии логистики между двумя странами. Это не только закрепляет роль каждого из партнёров в мировой торговле, но и открывает дорогу малому, среднему и крупному бизнесу, а также даёт толчок для внедрения инноваций и роста компетенций сектора. Наступающий этап — создание устойчивой, независимой и максимально эффективной логистики на евразийском пространстве.

Список литературы
  1. Логистика из Китая в Россию 2024: обзор трендов и изменений за последние 10 лет. URL: https://chinatoday.ru/blog/logistika-iz-kitaya-v-rossiyu-2024-obzor-trendov-i-izmenenij-za-poslednie-10-let/ (Дата обращения: 20.05.2025)
  2. Миличенкова, Ю. В. Особенности перевозочного процесса между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой / Ю. В. Миличенкова. // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78541/ (дата обращения: 20.05.2025).
  3. Яо Яо, Чжан Лу. Интеграция логистических сетей между Россией и Китаем // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13. № 9А. С. 175-183. DOI: 10.34670/AR.2023.52.50.015
международный научный журнал

Научные высказывания #77

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 19 мая по 03 июня
Осталось 8 дней до окончания
Размещение электронной версии
17 июня