Таможенное регулирование сферы информационных технологий
Журнал Научные высказывания

Таможенное регулирование сферы информационных технологий

Данная работа посвящена разбору особенностей государственного регулирования компаний, в области информационных технологий. Анализ льгот, которые предоставляются таким компаниям, в области таможенного регулирования. Особенности государственного контроля отрасли информационных технологий в период санкионного давления на Российскую Федерацию.

ИТ-компании
Информационные технологии
Льготы. Таможенное регулирование ИТ-компаний

С 2020 года Российская Федерация особенно активно развивает информационно-технологическую сферу (далее ИТ) в связи с тем, что санкции лишили страну большинства импортных технологий. С 2022 года государство вводит послабления для развития отечественных ИТ-компаний.

ИТ-компаниям предоставляются налоговые льготы, а именно: 0% ставка налога на прибыль, 0 ставка НДС для разработчиков программного обеспечения и иные льготы для развития отрасли [1].

Таможенные органы также участвуют в процессе регулирования деятельности ИТ-компаний. В частности, предусмотрено освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, при соблюдении определенных условий: предоставление документов с полным описанием товарной партии, а также информацию об инвестиционном проекте, в рамках которого осуществляется внешнеторговая сделка. Льготному импорту подлежат 387 позиций [2].

Указанные решения позволят избежать дефицита необходимых товаров, связанного с применением санкций к РФ. Для того, чтобы участник внешнеэкономической сделки смог претендовать на беспошлинный ввоз электронных устройств необходимо являться системообразующим предприятием, а также получить нотификацию на ввозимый товар. Это документ, который выдает Федеральная служба безопасности России для импорта устройств, содержащих в себе функцию записи или шифрования информации [3].

С другой стороны, в целях минимизации рисков, Правительство Российской Федерации зафиксировало ставку таможенного сбора в размере 30000 рублей, на ряд электронных изделий [4]. Величина сбора, на такие товары, не будет варьироваться от таможенной стоимости, а будет неизменной. Такими товарами являются более 100 позиций, среди которых смартфоны, компьютеры, фотокамеры. Это позволит защитить отечественных производителей информационных технологий и обеспечить национальную безопасность РФ при перемещении товаров, обладающих шифровальной функцией, то есть возможно записывать и передавать информацию, которая может содержать государственную тайну.

В рамках поддержки ИТ-компаний довольно много льгот реализуется на внутреннем рынке: налоговые, страховые, а также предоставление субсидий и преференций. Среди преференций, наиболее важными являются:

  • Льготная ипотека сотрудникам аккредитованных ИТ-компаний;
  • Приостановлены выездные налоговые проверки в отношении аккредитованных ИТ-компаний;
  • Понижение ставки по налогу на прибыль;
  • Предоставление субсидий, для частичного возмещения затрат на создание цифровых технологий;
  • Предоставление грантов на перспективные разработки в области информационных технологий;
  • Льготные тарифы для страховых взносов.

Для получения всех преференций, ИТ-компания должна быть аккредитована, т.е. прохождение специальной процедуры для получения статуса ИТ-компании. Аккредитацию компании предоставляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В качестве вывода можно сказать о том, что поддержке компаний в области создания информационных технологий, уделено заметное внимание со стороны государства. Таможенные органы также оказывают поддержку ИТ-компаниям, но государственный контроль в области ВЭД требует большего внимания и контроля, с целью поддержки национальных предприятий, а также защиты национальных интересов страны. С учетом санкционного давления, информационная безопасность нашего государства находится в критическом положении, в виду того, что большинство технологий, которые применяются в нашей стране зарубежные разработки. На данном этапе развития политики и законодательства Российской Федерации, стране необходимо уделить еще большое внимание развитию отечественных технологий, в области программного обеспечения, информационных систем, производства оборудования.

Список литературы
  1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10365364/ (дата обращения: 06.06.2023)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 мая 2022 г. № 834 «Об установлении особенностей ввоза в Российскую Федерацию шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащие». П. 1.
  3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 172 "О внесении изменений в Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств". П. 2.
  4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2023 №710 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342»