Электоральные реформы в российских регионах : поиск бенефициара и оценка эффективности
В статье анализируются электоральные реформы в российских регионах, произошедшие с 2019 по 2022 годы. Автор применяет отдельные положения теории К. Бенуа для поиска бенефициара и оценки эффективности данных реформ. Автор приходит к выводу, что основным бенефициаром данных реформ стала политическая партия «Единая Россия», для которой данные реформы предоставили электоральную «подушку безопасности», обеспечивающую сохранение должного законодательного контроля в региональных парламентах.
Начиная с 2019 года в российских регионах наметился тренд на реформирование избирательных систем для выборов депутатов законодательных собраний субъектов федерации. Так, по нашим подсчетам, за период с 2019 по 2022 годы электоральные реформы были проведены в 16 регионах, среди них: Амурская область; Кировская область; Костромская область; Краснодарский край; Липецкая область; республика Марий Эл; Мурманская область; Новгородская область; Приморский край; Республика Алтай; Саратовская область; Сахалинская область; Смоленская область, Тульская область; республика Удмуртия; Хабаровский край. Во всех данных регионах ключевым элементом электоральных реформ было изменение соотношения числа депутатов избираемых по партийным спискам и по одномандатным округам в сторону последних.
Так, до реформ в вышеуказанных субъектах для выборов региональных законодателей применялась смешанная избирательная система с параллельным голосованием, где одна половина депутатов региональной легислатуры избирались по партийным спискам, а вторая по одномандатным округам. После реформ происходило увеличения доли депутатов, избираемых по одномандатным округам либо до двух третьих или же трёх четвертых от общего числа депутатов. При этом в большинстве случаев не происходило изменение общего числа депутатов.
Возникает вопрос, в чём состояла цель и причина данных электоральных реформ? Согласно концепции Кеннета Бенуа электоральные реформы проводятся с целью максимизации политической выгоды конкретного политического актора (партии), что выражается занятием как можно большего числа мест в парламенте [2, с. 292-293] ; [3, с. 373]. Инициаторами данных реформ выступали представители партии «Единая Россия» (региональные депутаты, министры, или же главы регионов). Оппозиционные же политические партии чаще всего выступали против реформ, а их лидеры публично объявляли о несправедливом характере данных преобразований [1]. Поэтому можно предположить, что данные реформы проводились в интересах «Единой России». Если наше предположение верно, то насколько данные реформы способствовали максимизации политической выгоды партии «Единой России» в данных региона? Иными словами, насколько эффективными были данные электоральные реформы?
Для проверки нашей гипотезы и последующей оценки эффективности электоральных реформ в российских регионах в период с 2019 по 2022 годы было проведено эмпирическое исследование, в котором сопоставлены результаты выборов в законодательные органы выше обозначенных регионов до проведения электоральных реформ и после.
Систематически результаты можно представить в таблице, где L до – доля представителей «Единой России» в региональных парламентах, полученная по результатам выборов до электоральной реформы; L после – доля представителей «Единой России» в региональных парламентах, полученная по результатам выборов после электоральной реформы. В графе «Голоса до» отражена доля голосов населения по партийным спискам за «Единую Россию» в ходе выборов предшествующих электоральной реформе, а в графе «Голоса после» отражена доля голосов населения по партийным спискам за «Единую Россию» в ходе выборов прошедшим по новой избирательной системе.
Таблица 1
Сравнение электоральных результатов партии «Единая Россия»[1]
Субъект РФ |
L до |
L после |
Голоса до |
Голоса после |
Марий Эл |
0,88 |
0,63 |
65,40% |
37,49% |
Республика Алтай |
0,73 |
0,61 |
44,70% |
34,18% |
Тульская область |
0,87 |
0,75 |
65,98% |
50,27% |
Хабаровский край |
0,83 |
0,06 |
57,14% |
12,51% |
Костромская область |
0,78 |
0,69 |
50,96% |
31,92% |
Кировская область |
0,69 |
0,60 |
35,90% |
27,26% |
Амурская область |
0,69 |
0,59 |
35,93% |
34,32% |
Краснодарский край |
0,85 |
0,88 |
70,78% |
70,80% |
Липецкая область |
0,80 |
0,54 |
53,88% |
46,42% |
Мурманская область |
0,78 |
0,78 |
39,20% |
36,02% |
Новгородская область |
0,66 |
0,72 |
38,92% |
29,26% |
Приморский край |
0,58 |
0,58 |
39,47% |
37,88% |
Саратовская область |
0,80 |
0,73 |
66,84% |
60,50% |
Удмуртия |
0,78 |
0,82 |
63,16% |
51,07% |
Сахалинская область |
0,68 |
0,75 |
44,64% |
47,20% |
Среднее: |
0,76 |
0,65 |
51,53% |
40,47% |
По итогам нашего исследования видно, что в большинстве регионов доля голосов за партию «Единая Россия» на выборах в региональные парламенты после электоральной реформы снизилась, ровно как и представительство членов данной партии в региональных легислатурах. Лишь в четырех регионах: Новгородской области, Республике Удмуртия, Краснодарском крае и Сахалинской области представительство «Единой России» увеличилось (при этом в Новгородской области и Удмуртии увеличение представительства произошло несмотря на падение доли голосов избирателей).
Исходя их этого можно было бы заключить, что даже если электоральные реформы проводились в интересах партии «Единая Россия», то должного эффекта они не дали. Однако данный вывод, на наш взгляд, будет являться неверным, ибо он игнорирует несколько факторов. Во – первых, само понятие максимизация политической выгоды не означает просто увеличение числа мест отдельной партии в законодательном органе по сравнению с предыдущими выборами, но получение максимально возможной доли мест для партии исходя из итогов последнего голосования избирателей. Во-вторых, несмотря на то, что средняя доля голосов за «Единую Россию» на региональных выборах в рассматриваемых субъектах РФ составила только 40,47% партия смогла сохранить абсолютное большинство в 14 региональных парламентах, из них в восьми «Единая Россия» получила большинство в 2/3 мест, что предоставляет практически неограниченный законодательный контроль в регионе.
Если же перейти к вопросу формальной оценки эффективности данных реформ, то представляется возможным оценить данные реформы в каждом из 15 регионов в целых числах от 0 по 4, где 0 присваивается в случае, если «Единая Россия» потеряла большинство в региональном парламенте и перешла в оппозицию после внедрения новой избирательной системы; 1 – если «Единая Россия» сохранила обычное большинство в региональном парламенте; 2 – если «Единая Россия» сохранила абсолютное большинство; 3 – если «Единая Россия» сохранила квалифицированное большинство в 2/3 мест в региональном парламенте; 4 – если «Единая Россия» увеличила своё представительство в региональном парламенте с переходом на новый уровень большинства после внедрения новой избирательной системы. В результате мы получили данные, отраженные в таблице 2.
Таблица 2
Оценка эффективности электоральных реформ
Субъект РФ |
Оценка эффективности электоральных реформ |
Марий Эл |
2 |
Республика Алтай |
2 |
Тульская область |
3 |
Хабаровский край |
0 |
Костромская область |
3 |
Кировская область |
2 |
Амурская область |
2 |
Краснодарский край |
3 |
Липецкая область |
2 |
Мурманская область |
3 |
Новгородская область |
4 |
Приморский край |
3 |
Саратовская область |
3 |
Удмуртия |
3 |
Сахалинская область |
3 |
Среднее: |
2,533333333 |
Как демонстрируют данные, средняя оценка эффективности электоральных реформ в данных регионах составила около 2,53. Что подтверждает наш вывод о том, что данные реформы максимизировали политическую выгоду «Единой России», минимизировав возможные риски потери большинства, в связи с изменением электоральных предпочтений избирателей. По – сути, данные электоральные реформы создавали «подушку безопасности» для «Единой России», которая обеспечила ей сохранение существенного законодательного контроля в парламентах 14 регионов из 15.
В конце хотелось бы особо отметить, что критерием оценки эффективности электоральных реформ в российских регионов выступили электоральные результаты бенефициара данных реформ – партии «Единая Россия» и их изменение в части перехода на иной тип большинства в сравнении с предыдущими выборами по старой избирательной системе. Поэтому, представленные нами оценки игнорируют иные, более широкие аспекты электоральных реформ. Это обстоятельство ограничивает использование приведенной системы для более глубокого анализа и оценивания электоральных реформ и их влияния на политические процессы.
[1] В таблице отсутствует Смоленская область, так как выборы по новой избирательной системе в данном регионе, на момент написания статьи, еще не проводились.
- Жириновский, Зюганов и Миронов нажаловались президенту на «Единую Россию». – Текст : электронный // Ведомости : [сайт]. – 2021. - URL : https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/02/17/858380-zhirinovskii-zyuganov (дата обращения 17.02.2023).
- Турченко, М. С. Электоральные реформы в сравнительной перспективе/ М. С. Турченко. – Текст : электронный // Политическая наука. – 2018. – №. 1. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/elektoralnye-reformy-v-sravnitelnoy-perspektive (дата обращения 17.02.2022).
- Benoit, K. Models of electoral system change / K. Benoit // Electoral studies. – 2004. – Т. 23. – №. 3. – С. 363-389.