Электоральные реформы в российских регионах : поиск бенефициара и оценка эффективности
Журнал Научные высказывания

Электоральные реформы в российских регионах : поиск бенефициара и оценка эффективности

В статье анализируются электоральные реформы в российских регионах, произошедшие с 2019 по 2022 годы. Автор применяет отдельные положения теории К. Бенуа для поиска бенефициара и оценки эффективности данных реформ. Автор приходит к выводу, что основным бенефициаром данных реформ стала политическая партия «Единая Россия», для которой данные реформы предоставили электоральную «подушку безопасности», обеспечивающую сохранение должного законодательного контроля в региональных парламентах.

электоральные реформы
выборы
максимизация политической выгоды

Начиная с 2019 года в российских регионах наметился тренд на реформирование избирательных систем для выборов депутатов законодательных собраний субъектов федерации. Так, по нашим подсчетам, за период с 2019 по 2022  годы электоральные реформы были проведены в 16 регионах, среди них:  Амурская область; Кировская область; Костромская область; Краснодарский край; Липецкая область; республика Марий Эл; Мурманская область; Новгородская область; Приморский край; Республика Алтай; Саратовская область; Сахалинская область; Смоленская область, Тульская область; республика Удмуртия; Хабаровский край. Во всех данных регионах ключевым элементом электоральных реформ было изменение соотношения числа депутатов избираемых по партийным спискам и по одномандатным округам в сторону последних.

Так, до реформ в вышеуказанных субъектах для выборов региональных  законодателей применялась смешанная избирательная система с параллельным голосованием, где одна половина депутатов региональной легислатуры избирались по партийным спискам, а вторая по одномандатным округам. После реформ происходило увеличения доли депутатов, избираемых по одномандатным округам либо до двух третьих или же трёх четвертых от общего числа депутатов. При этом в большинстве случаев не происходило изменение общего числа депутатов.

Возникает вопрос, в чём состояла цель и причина данных электоральных реформ? Согласно концепции Кеннета Бенуа электоральные реформы проводятся с целью максимизации политической выгоды конкретного политического актора (партии),  что выражается занятием как можно большего числа мест в парламенте [2, с. 292-293] ; [3, с. 373].  Инициаторами данных реформ выступали представители партии «Единая Россия» (региональные депутаты, министры, или же главы регионов). Оппозиционные же политические партии чаще всего выступали против реформ, а их лидеры публично объявляли о несправедливом характере данных преобразований [1]. Поэтому можно предположить, что данные реформы проводились в интересах «Единой России».  Если наше предположение верно, то насколько данные реформы способствовали максимизации политической выгоды партии «Единой России» в данных региона? Иными словами, насколько эффективными были данные электоральные реформы?

Для проверки нашей гипотезы и последующей оценки эффективности электоральных реформ в российских регионах в период с 2019 по 2022 годы было проведено эмпирическое исследование, в котором сопоставлены результаты выборов в законодательные органы выше обозначенных регионов до проведения электоральных реформ и после.

Систематически результаты можно представить в таблице, где L до – доля представителей «Единой России» в региональных парламентах, полученная по результатам выборов до электоральной реформы;  L после – доля представителей «Единой России» в региональных парламентах, полученная по результатам выборов после электоральной реформы. В графе «Голоса до» отражена доля голосов населения по партийным спискам за «Единую Россию» в ходе выборов предшествующих электоральной реформе, а в графе «Голоса после» отражена доля голосов населения по партийным спискам за «Единую Россию» в ходе выборов прошедшим по новой избирательной системе.

                                                                                             Таблица 1

Сравнение электоральных результатов партии «Единая Россия»[1]

Субъект РФ

L до

L после

Голоса до

Голоса после

Марий Эл

0,88

0,63

65,40%

37,49%

Республика Алтай

0,73

0,61

44,70%

34,18%

Тульская область

0,87

0,75

65,98%

50,27%

Хабаровский край

0,83

0,06

57,14%

12,51%

Костромская область

0,78

0,69

50,96%

31,92%

Кировская область

0,69

0,60

35,90%

27,26%

Амурская область

0,69

0,59

35,93%

34,32%

Краснодарский край

0,85

0,88

70,78%

70,80%

Липецкая область

0,80

0,54

53,88%

46,42%

Мурманская область

0,78

0,78

39,20%

36,02%

Новгородская область

0,66

0,72

38,92%

29,26%

Приморский край

0,58

0,58

39,47%

37,88%

Саратовская область

0,80

0,73

66,84%

60,50%

Удмуртия

0,78

0,82

63,16%

51,07%

Сахалинская область

0,68

0,75

44,64%

47,20%

Среднее:

0,76

0,65

51,53%

40,47%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам нашего исследования видно, что в большинстве регионов доля голосов за партию «Единая Россия» на выборах в региональные парламенты после электоральной  реформы снизилась, ровно как и представительство членов данной партии в региональных легислатурах. Лишь в четырех регионах: Новгородской области, Республике Удмуртия, Краснодарском крае и Сахалинской области представительство «Единой России» увеличилось (при этом в Новгородской области и Удмуртии увеличение представительства произошло несмотря на падение доли голосов избирателей).

Исходя их этого можно было бы заключить, что даже если электоральные реформы проводились в интересах партии «Единая Россия», то должного эффекта они не дали. Однако данный вывод, на наш взгляд, будет являться неверным, ибо он игнорирует несколько факторов. Во – первых, само понятие максимизация политической выгоды не означает просто  увеличение числа мест отдельной партии в законодательном органе по сравнению с предыдущими выборами, но получение максимально возможной доли мест для партии исходя из итогов последнего голосования избирателей.  Во-вторых, несмотря на то, что средняя доля голосов за «Единую Россию» на региональных выборах в рассматриваемых субъектах РФ составила только 40,47% партия смогла сохранить абсолютное большинство в 14 региональных парламентах, из них в восьми «Единая Россия» получила большинство в 2/3 мест, что предоставляет практически неограниченный законодательный контроль в регионе.

Если же перейти к вопросу формальной оценки эффективности данных реформ, то представляется возможным оценить данные реформы в каждом из 15 регионов  в целых числах от 0 по 4, где 0 присваивается в случае, если «Единая Россия» потеряла большинство в региональном парламенте и перешла в оппозицию после внедрения новой избирательной системы; 1 – если «Единая Россия» сохранила обычное большинство в региональном парламенте; 2 – если «Единая Россия» сохранила абсолютное большинство; 3 – если «Единая Россия» сохранила квалифицированное большинство в 2/3 мест в региональном парламенте; 4 – если «Единая Россия» увеличила своё представительство в региональном парламенте с переходом на новый уровень большинства после внедрения новой избирательной системы. В результате мы получили данные, отраженные в таблице 2.

                                                                                                    Таблица 2

Оценка эффективности электоральных реформ

Субъект РФ

Оценка эффективности электоральных реформ

Марий Эл

2

Республика Алтай

2

Тульская область

3

Хабаровский край

0

Костромская область

3

Кировская область

2

Амурская область

2

Краснодарский край

3

Липецкая область

2

Мурманская область

3

Новгородская область

4

Приморский край

3

Саратовская область

3

Удмуртия

3

Сахалинская область

3

Среднее:

2,533333333

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как демонстрируют данные, средняя оценка эффективности электоральных реформ в данных регионах составила около 2,53. Что подтверждает наш вывод о том, что данные реформы максимизировали политическую выгоду «Единой России», минимизировав возможные риски потери большинства, в связи с изменением электоральных предпочтений избирателей.  По – сути, данные электоральные реформы создавали «подушку безопасности» для «Единой России», которая обеспечила ей сохранение существенного законодательного контроля в парламентах 14 регионов из 15.

В конце хотелось бы особо отметить, что критерием оценки эффективности электоральных реформ в российских регионов выступили электоральные результаты бенефициара данных реформ – партии «Единая Россия» и их изменение в части перехода на иной тип большинства в сравнении с предыдущими выборами по старой избирательной системе. Поэтому, представленные нами оценки игнорируют иные, более широкие аспекты электоральных реформ. Это обстоятельство ограничивает использование приведенной системы для более глубокого анализа и оценивания электоральных реформ и их влияния на политические процессы.

 

[1] В таблице отсутствует Смоленская область, так как выборы по новой избирательной системе в данном регионе, на момент написания статьи, еще не проводились.

Список литературы
  1. Жириновский, Зюганов и Миронов нажаловались президенту на «Единую Россию». – Текст : электронный // Ведомости : [сайт]. – 2021. - URL : https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/02/17/858380-zhirinovskii-zyuganov (дата обращения 17.02.2023).
  2. Турченко, М. С. Электоральные реформы в сравнительной перспективе/ М. С. Турченко. – Текст : электронный  // Политическая наука. – 2018. – №. 1. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/elektoralnye-reformy-v-sravnitelnoy-perspektive (дата обращения 17.02.2022).
  3. Benoit, K. Models of electoral system change / K. Benoit // Electoral studies. – 2004. – Т. 23. – №. 3. – С. 363-389.