Электросамокаты как источник повышенной опасности
Журнал Научные высказывания

Электросамокаты как источник повышенной опасности

Работа посвящена исследованию вопроса об отнесении электросамокатов к источникам повышенной опасности.

новые средства мобильности
электросамокаты
транспортные средства
источник повышенной опасности
гражданское право

С целью рассмотрения правовой возможности признания электросамокатов в качестве источника повышенной опасности (далее – ИПО), изначально следует определить понятие ИПО, что позволит выявить основные признаки данного феномена. Итак, современные авторы имеют различные мнения относительно понятия ИПО [9, С. 80], они понимают под ним:

  • деятельность, которая создает для окружающих повышенную опасность («теория деятельности») [8, С. 56]. Иными словами, это деятельность гражданина или юридического лица, которые создают вероятность невиновного причинения вреда ИПО из-за того, что не могут полностью его контролировать;
  • объект материального мира, опасные свойства которого не могут поддаться полному контролю человека («теория объекта»). Следовательно, ИПО представляется в качестве особых свойств вещей [3, С. 8];
  • предмет материального мира, деятельность которого не поддается полному контролю человека в процессе своей эксплуатации [4, С. 223].

Такая неопределенность складывается, прежде всего, в силу отсутствия на законодательном уровне точного понятия ИПО и его разновидностей. По нашему мнению, под ИПО следует понимать объекты, которые обладают вредоносными свойствами, при эксплуатации которых возникает возможность причинения вреда окружающим, а также деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда окружающим из-за невозможности полного контроля на ней со стороны человека.

Соответственно признаками ИПО будут следующие:

  • вовлеченность в деятельность физического либо юридического лица;
  • наличие вредоносных свойств;
  • создание высокой вероятности причинения вреда окружающим;
  • не может находиться под полным контролем со стороны человека вне зависимости от применяемых мер предосторожности [7, С. 144].

Следовательно, каждый объект и деятельность должны характеризоваться данными признаками. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время на правовом и теоретическом уровнях отсутствует единый перечень ИПО. К таковым источникам, прежде всего, относят: транспортные средства, производственное оборудование, взрывчатые вещества, электрическую энергию высокого напряжения и т.д. Одновременно с этим, важно акцентировать внимание на то, что в условиях динамичного развития общества к ИПО могут быть причислены и иные объекты, а также виды деятельности. Например, сегодня вызывает интерес определения электросамокатов в качестве ИПО.

Электросамокаты – это новые средства мобильности, которые имеют определенные характеристики транспортного средства.  До недавнего времени данные средства передвижения не имели правовую основу регулирования своего использования, что, безусловно, вызывало многочисленные дискуссии в научной среде [5, С. 86], а также обусловливало формирование определенных практических трудностей при разрешении спорных вопросов, связанных с ситуациями эксплуатации электросамокатов. В частности, можно говорить о следующих обстоятельствах: автомобилист, управляя транспортным средством, осуществлял поворот налево и не уступил дорогу самокатчику, который в результате столкновения погиб. При судебном разбирательстве и определения факта наличия либо отсутствия вины автомобилиста, последний предпринимал попытки доказать, что электросамокат не является транспортным средством, так как его использование не регламентировано Правилами дорожного движения (далее – ПДД). В рассматриваемом случае была применена автотехническая экспертиза, по результатам которой было установлено, что конкретно данный электросамокат обладал техническими характеристиками, приближенными к характеристикам, свойственным для транспортных средств. Также внимание акцентировалось на отсутствии закрытого перечня ИПО, что позволяет судебным инстанциям самостоятельно на основании объективных причин признавать различные объекты, предметы и вещества ИПО [6].

Соответственно, можно говорить о том, что относительно недавно существовали трудности в признании электросамокатов в качестве транспортного средства и, соответственно, в качестве ИПО. Исходя из того, что данные средства мобильности все чаще используются различными субъектами, что обусловливает возникновение многочисленных спорных ситуаций при их использовании, законодатель внес изменения в действующее законодательство и с октября 2022 г. электросамокаты закреплены в ПДД [1] в качестве средства индивидуальной мобильности – транспортного средства [2]. По нашему мнению, это новшество станет главным основанием для создания единой правоприменительной практики по привлечению субъектов к гражданской ответственности за вред, причиненный ИПО.

Вместе с этим, на наш взгляд, необходимо рассмотреть электросамокаты на предмет соответствия их признакам ИПО. Итак, данные средства мобильности могут быть вовлечены в деятельность физического либо юридического лица. Например, сегодня существуют многочисленные организации, которые предоставляют в аренду электросамокаты и, соответственно, должны следить за их техническим состоянием, составлять соответствующие договора на их эксплуатацию и т.д. С другой стороны, физические лица активно пользуются данным предложением и берут в аренду электросамокаты для своего передвижения либо приобретают их в собственность.

Рассматривая такой признак ИПО как повышенная вероятность причинения вреда, можно отметить, что в отношении электросамокатов он проявляется из таких вредоносных свойств, как: мощность двигателя, возможность передвижения с высокой скоростью, большая масса, которые в своей совокупности предопределяют невозможность мгновенной остановки такого средства, а соответственно это приводит к невозможности исключения случаев причинения вреда при движении такого средства. Электросамокат также может быть признан в качестве ИПО ввиду вероятности причинения вреда из-за невозможности его полной подконтрольности со стороны человека. Здесь подразумевается тот факт, что электросамокат может быть использован человеком не только на проезжей части, но и на пешеходных дорожках и тротуарах, а принимая во внимание достаточно большую разницу в скорости движения пешехода и электросамоката можно предположить, что при их столкновении пешеход получит серьезные травмы.

Таким образом, по нашему мнению, в настоящее время прослеживается развитие российского законодателя в вопросе определения правового статуса новых средств передвижения. Включение в ПДД электросамокатов и приравнивание их к транспортным средствам позволит исключить практические сложности признания электросамокатов в качестве ИПО. Одновременно с этим сегодня также возникает следующие вопросы, требующие своего разрешения на правовом уровне – если электросамокаты признаются транспортными средствами, каким образом должны предъявляться требования к лицам, ими управляющим, будет ли установлено правило получения соответствующего права на управление, обязаны ли будут данные лица соблюдать ПДД, будет ли допускаться использование электросамокатов на пешеходных дорожках и тротуарах в связи с тем, что ни уже приравнены к транспортному средству, каким образом будет регулироваться деятельность организаций, которые предоставляют электросамокаты в аренду, принимая во внимание тот факт, что такая деятельность связан с ИПО и т.д. Соответственно, законодателю еще предстоит сформировать полную и эффективную базу правового регулирования использования электросамокатов и признания их в качестве ИПО.

Список литературы
  1. Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 7100.
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 24.10.2022) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Российские вести. 1993. № 227.
  3. Агатова Е.В. Источники повышенной опасности // Трибуна ученого. 2022. № 12. С. 7-11. 
  4. Андрамонова Е.С. Понятие источника повышенной опасности // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 219-224. 
  5. Бурова И.Л., Рудов М.В. О некоторых проблемах правового регулирования новых видов транспортных средств с электродвигателем // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 2 (209). С. 84-93.
  6. Верховный суд разрешил приравнивать электросамокаты к мопедам. URL: https://clck.ru/35HNvd (дата обращения: 09.08.2023).
  7. Ершов Е.А. Признаки источника повышенной опасности // Вестник науки. 2019. № 12 (21). Т. 1. С. 142-145.
  8. Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Липецк: ЛГУ, 1956. 186 с.
  9. Сулейманова А.Р. Понятие источника повышенной опасности в российском гражданском праве // Интерактивная наука. 2022. № 10 (75). С. 79-80.

 

международный научный журнал

Научные высказывания #65

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 21 октября по 05 ноября
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
18 ноября