Совершенствование миграционной политики Российской Федерации: использование опыта правового регулирования современной миграционной модели Германии
В работе рассматривается позитивный зарубежный законодательный опыт правового регулирования в сфере миграции (на примере Германии, которая тоже, как и Россия является федеративным государством) с целью его имплементации в национальное миграционное законодательство РФ. Предлагаемые законодательные изменения направлены на совершенствование миграционного законодательства РФ, повышение эффективности миграционного контроля и внедрение практики интеграции и адаптации востребованных в РФ трудовых мигрантов в российское общество. В рамках модернизации миграционного законодательства РФ предлагается:
1. Создать и внедрить Государственную цифровую платформу (Портал) «Специалист-ПРО» на базе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, которая позволит кандидатам из числа потенциальных кандидатов - иностранных граждан «высококвалифицированных специалистов» подавать заявки (заполнять анкету), проходить оценку по балльной системе, подгружать копии оригиналов документов, подтверждающих указанные в анкете основные и специальные критерии (персональные данные, возраст, трудовой стаж, образование, квалификацию, знание русского языка и др.), отслеживать свой прогресс и результаты в режиме онлайн, получать предложения от потенциальных российских работодателей, заинтересованных в соответствующих иностранных специалистах в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Предлагаемая модель балльной системы отбора потенциальных «высокопрофессиональных специалистов» включает начисление баллов за основные и дополнительные критерии, которым он соответствует, чем выше итоговый балл, тем больше шансов у соискателя трудоустроиться в России. Основные и дополнительные критерии, предъявляемые к потенциальному кандидату для присвоения категории «высококвалифицированный специалист» устанавливаются Правительством РФ.
2. Внести изменения в статьи 2 и 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», установив:
1) правовой механизм балльной системы отбора потенциальных кандидатов – иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов на Портале «Специалист-ПРО», что поможет оптимизировать процесс их найма, интеграции в российское общество, став эффективным инструментом для обеспечения потребностей государства, работодателей и общества в целом. Такая система обеспечит высокую степень объективности и прозрачности в оценке компетенций, минимизирует коррупционные риски и человеческий фактор. Впоследствии, целесообразно балльную систему отбора распространить на всех потенциальных иностранных работников, желающих осуществлять трудовую деятельность в РФ;
2) единые критерии (основные и специальные) отбора потенциальных высококвалифицированных специалистов, которые позволят стандартизировать этот процесс и создать эффективный механизм привлечения иностранных специалистов, отвечающих профессиональным (квалификационным) требованиям, а также национальным и эконмическим интересам нашей страны. Это обеспечит защиту работодателей от риска найма низкоквалифицированных сотрудников, конкурентную среду для потенциальных иностранных работников;
3) утвердить единую форму сертификата государственного образца, подтверждающего регистрацию и заполнение иностранным гражданином - потенциальным кандидатом анкеты на Портале «Специалист-ПРО», его соответствие категории «высококвалифицированный специалист».
Такие меры будут способствовать созданию конкурентоспособной правовой системы иностранной трудовой миграции в РФ, соответствующей потребностям современного российского рынка труда, экономики и национальной безопасности РФ.
Миграционная политика России за последние годы стала одной из ключевых тем обсуждения как в обществе, так и на государственном уровне. С этой целью предпринят ряд мер по изменению миграционного законодательства, направленного на урегулирование и контроль за миграционными процессами в стране, в том числе и на усиление ответственности за совершение правонарушений мигрантами. Например, в 2024 г. было принято шесть законопроектов, регулирующих эту сферу, которые во многом направлены на ужесточение ответственности для мигрантов, совершивших преступления и несоблюдающих миграционный режим. Эти изменения вызваны необходимостью обеспечить национальную и общественную безопасность, а также усилить контроль за пребывающими (проживающими) на территории России мигрантами.
В целях совершенствования государственной миграционной политики РФ, предлагаем, применить механизм имплементации позитивного зарубежного опыта в национальное миграционное законодательство, в этих целях проведем сравнительно-правовой анализ зарубежной миграционной практики. Особый интерес представляет правовая миграционная модель Германии, которая, как и Россия, является страной романо-германской правовой системы с федеративным устройством.
Германия одна из самых крупных и экономически развитых стран Европы, и вместе с тем она также сталкивается с проблемами в сфере миграции. Миграционная политика Германии системно подвергалась изменениям при поддержке органов власти, политических партий, которые в основном отталкивались от экономической обстановки, происходящей в стране [9]. Так, в начале 2000-х большое число мигрантов стало прибывать в Германию из ближневосточных государств и стран Африки, особенно активно после 2015 года, это было обусловлено, в том числе ростом недовольства местного населения внутренней политикой в странах Африки и Ближнего Востока; участившимися вооруженными конфликтами в этих регионах. Увеличение темпов миграции, не только в Германии, во всей Европе, но и в мире в целом, вызвало необходимость проведении миграционных реформ. Германия пошла по собственному пути, и за последние 30 лет взяла курс по формированию национальной миграционной политики, включив в основу принципы экономической эффективности и взаимоуважения [8].
В 2000 г. Правительство Германии начало постепенное введение реформ в сфере миграционного законодательства. В 2004 г. принят Закон об иммиграции (Zuwanderungsgesetz), основные цели которого снижение общих миграционных потоков, привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа и повышение предъявляемых требований к въезду мигрантов на территорию страны, а именно в обязательном знании немецкого языка, наличии определенной профессиональной квалификации, прохождении интеграционных курсов для адаптации в стране [3].
Во многом и в современной России насущны проблемы: усиления государственного контроля в миграционной сфере, привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, вопросы интеграции и адаптации востребованных мигрантов в принимающем сообществе нашей стране. Эти причины вызывают большой интерес как ученых, так и властных структур, а также населения страны.
Таким образом, поставленная в данной работе научная проблема совершенствования миграционного законодательства, эффективности механизмов контроля в миграционной сфере и интеграции мигрантов в российское общество, является актуальной, теоретически и практически значимой.
В ходе исследования правового регулирования современной миграционной политики Германии использовались как общенаучные, так и специальные методы научного познания. Это позволило всесторонне изучить особенности регулирования данного вопроса. К числу общенаучных методов, лежащих в основе работы, относятся метод сравнения, исторический метод, а также методы анализа и синтеза. Применение этих подходов способствовало выявлению и исследованию ключевых изменений в миграционной политике Германии за последние годы.
Использование специальных юридических методов позволило детально рассмотреть специфику правового регулирования миграционных процессов. В частности, метод толкования нормативных правовых актов и сравнительно-правовой подход были использованы для анализа правовых норм, регулирующих статус мигрантов и беженцев. Эти методы помогли выявить как сильные стороны, так и проблемные аспекты правового регулирования миграционной политики в Германии, что позволило более глубоко осветить данную тему.
Цель работы заключается в исследовании правовых механизмов, регулирующих миграционную политику Германии, выявлении ключевых проблем их практической реализации и адаптации к современным вызовам, а также в разработке предложений по совершенстованию миграционной политики РФ на примере позитивного зарубежного опыта.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- исследовать основные нормативно-правовые акты, регулирующие миграционную политику Германии;
- определить ключевые особенности современного законодательства Германии в области миграции;
- проанализировать влияние миграционного законодательства на социальные, экономические и культурные процессы в стране;
- выявить существующие проблемы в правовом регулировании миграционной политики Германии и их причины;
- разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования миграции в Германии и Российской Федерации.
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере миграции и реализуемые посредством правового регулирования в рамках современной миграционной политики Германии, а также нормативно-правовые и организационные механизмы, обеспечивающие управление миграционными процессами, их функционирование, проблемы и направления совершенствования в условиях глобальных вызовов.
Предметом исследования выступают особенности правового регулирования миграционной политики Германии на современном этапе, включая нормативно-правовую базу, механизмы правоприменения, основные проблемы действующего законодательства, а также перспективы развития и совершенствования в российской миграционной модели с учетом глобальных и национальных тенденций миграци
В Германии для закрепления новых принципов взаимоуважения и толерантности в 2006 г. был введен Закон «О равном обращении» (Allgemeines Gleichbehandlungsgesetz) (далее – Закон «О равном обращении»), который представлял собой важнейший нормативный правовой акт, направленный на борьбу с дискриминацией в различных сферах общественной жизни. Он был разработан в рамках выполнения обязательств Германии перед Европейским Союзом (далее также ЕС), в частности в связи с адаптацией европейских директив о равенстве и недискриминации мигрантов. Закон стал одним из проводников в обеспечении равных возможностей мигрантов с жителями Германии. Так, Закон запрещает дискриминацию по следующим основаниям: расы или этнического происхождения, пола, религии или мировоззрения, наличия инвалидности, возрасту, семейному положению или принадлежности к определенной социальной группе.
Закон «О равном обращении» охватывает множество аспектов общественной жизни, в которых возникают возможные проявления дискриминации. Так, например, в таких сферах как:
- трудоустройство: защита от дискриминации при наемной работе, в вопросах оплаты труда, условий занятости, продвижения по карьерной лестнице и других аспектах трудовых отношений;
- жилищные отношения: равный доступ к аренде жилья и защите от дискриминации по этническому или национальному признаку при предоставлении жилья;
- образование, доступ к товарам и услугам: запрет дискриминации в сфере образования, а также при предоставлении определенных услуг, товаров (например, медицинское обслуживание, банковские услуги и т.д).
Для защиты прав лиц, подвергнутых дискриминации в рамках Закона «О равном обращении» предусмотрены несколько практических правовых механизмов, таких как: 1) в сфере труда: сотрудники могут обратиться в суд для обжалования дискриминационных действий;
2) вводится ответственность работодателей и других субъектов за допущение дискриминации в профессиональной сфере деятельности. Например, работодатель обязан разработать корпоративную политику, направленную против дискриминации и защищать своих сотрудников от любых ее проявлений. Также специальный орган - Федеральная антидискриминационная служба (Antidiskriminierungsstelle des Bundes, AGG), которая консультирует, поддерживает пострадавших трудящихся-мигрантов (иностранных работников), предоставляет информацию о правах и процедурах подачи жалоб, а также проводит информационно-агитационную работу по предотвращению дискриминации [10].
Однако Закон «О равном обращении» подвергался критике общества за то, что на практике довольно сложно доказать факт дискриминации. Так, например, прямая дискриминация может быть скрыта под разными оправданиями со стороны работодателей (низкая квалификация работника, отсутствие опыта, несоответствие требованиям вакансии и др.). В случае с непрямой дискриминацией, следует отметить, что, зачастую она связана с личным восприятием какого-либо факта, как дискриминация и требует юридической оценки.
Из последних принятых правовых актов следует упомянуть Закон об иммиграции специалистов (Fachkräfteeinwanderungsgesetz, FachKrEG) (далее - Закон об иммиграции специалистов), введенный в 2020 г. Он был принят для упрощения процедур трудовой иммиграции для высококвалифицированных рабочих из стран, не входящих в ЕС. Основной целью Закона было привлечение профессионалов для устранения нехватки рабочей силы в Германии, особенно в технических, медицинских и иных важных сферах, где наблюдается дефицит кадров.
Закон об иммиграции специалистов закрепляет определение понятия «квалифицированный иностранный специалист», и таким признается иностранный гражданин, имеющий профессиональную квалификацию немецкого специалиста или иностранную профессиональную квалификацию, приравненную к немецкому квалифицированному специалисту (специалист с профессиональной подготовкой); признанное иностранное или иностранное высшее образование, приравненное к немецкому высшему образованию (специалист с академическим образованием).
Ранее работодатели обязаны были доказывать, что ни один гражданин Германии или ЕС не может занять вакансию, прежде чем нанять специалиста из третьей страны, однако с принятием Закона об иммиграции специалистов это требование было отменено, что значительно упростило процесс найма иностранной рабочей силы.
В 2023-2024 годах в Закон об иммиграции специалистов были внесены существенные изменения, которые расширили возможности для привлечения иностранных специалистов. Основные изменения включают новые подходы к оценке кандидатов на въезд в страну. Одним из серьезных нововведений стало введение «карты возможностей» (Chancenkarte) – балльной системы оценки иностранных работников.
С введением балльной системы отбора трудовых мигрантов планировалось сделать миграционные процессы более гибкими и доступными для кандидатов из стран, не входящих в ЕС и не имеющих диплома, входящего в специальную систему «Anabin» (примечание: система «Anabin» - база данных, предоставляющая властям, работодателям и частным лицам информацию об аккредитации иностранных вузов и об оценке иностранных квалификаций, она помогает классифицировать их в немецкой системе образования), которая дает возможность въезда иностранного работника без предварительного рабочего контракта. Оценка ведется по следующим критериям:
- уровень квалификации и образования;
- наличие опыта работы по профессии;
- знание немецкого языка;
- возраст (предпочтение отдается более молодым заяAllgemeines Gleichbehandlungsgesetz vom 14. August 2006 фвителям до 35 лет);
- наличие существующих связей с Германией.
Соискателям, набравшим 6 баллов, разрешается получить годовую визу для поиска вакансий [13]. В 2024 г. балльную систему расширили, чтобы сделать её доступной для более широкого круга иностранных соискателей, включая:
- квалифицированных работников со средним профессиональным образованием;
- определенные категорий специалистов без формального диплома, но с подтверждённым опытом работы (за исключением профессий, требующих наличие лицензии). Также был увеличен верхний возрастной лимит предпочтительных специалистов для подачи заявки до 45 лет.
В 2023 году Германия значительно упростила процесс признания иностранных дипломов и профессиональных сертификатов. Например, в сфере IT (информационных технологий) и цифровой индустрии кандидаты могут работать без официального признания образовательной квалификации, если у них есть как минимум 3 года профессионального опыта и подтверждённые знания (например, наличие сертификатов, свидетельств об обучении, повышении квалификации, прохождении курсов и т.д.). Также работодатели получили право нанимать специалистов сразу, если те обязуются завершить необходимые квалификационные (обучающие) мероприятия уже в Германии.
Ранее одним из основных барьеров для трудовой миграции в Германию были требования к знанию немецкого языка. В 2023 году для определённых секторов (например, информационные технологии, наука, инженерия и ряд др.) были смягчены языковые требования. Так, специалисты с хорошим знанием английского языка теперь могут проходить интеграционные курсы и учить немецкий язык уже после приезда в страну.
Особое внимание уделено профессиям, где нехватка кадров наиболее остро ощущается. Для иностранных студентов и молодых специалистов открылись возможности для прохождения профессиональной подготовки или стажировки. Иностранные работники теперь могут занимать вакансии, которые не полностью совпадают с их профессиональной квалификацией, при условии, что квалификация остаётся релевантной. Это касается, например, специалистов с инженерным образованием, которые могут быть наняты в области, связанные с техникой или логистикой [4].
Закон об иммиграции квалифицированных специалистов позволяет создать более гибкую и практико-ориентированную миграционную политику. Германия стремится привлечь все больше молодых, активных специалистов, а также создать условия для их долгосрочной интеграции и адаптации в стране. Закон направлен не только на упрощение процессов миграции, но и на усиление позиции Германии в глобальной конкуренции за высококвалифицированных профессионалов. Однако на практике возникают еще определенные не разрешенные проблемы. Одной из ключевых из них являются бюрократические барьеры, выражающиеся в длительных и сложных процедурах рассмотрения заявлений на выдачу виз для работы или профессионального обучения. Высокая загруженность немецких консульств и ведомств по делам миграции приводит к значительным задержкам в обработке документов.
Кроме того, Закон об иммиграции специалистов в основном ориентирован на привлечение специалистов с высокой квалификацией, что создаёт ограниченные возможности для более низкоквалифицированных работников. Однако многие отрасли, такие как сфера гостеприимства или сельское хозяйство, испытывают острую нехватку сотрудников рабочих профессий.
Ещё одной важной проблемой является общемировая конкуренция за квалифицированных специалистов со стороны других стран (например, Канады, Австралии и Великобритании). Эти страны часто предлагают более быстрые и гибкие иммиграционные процедуры, что делает их более привлекательными для потенциальных квалифицированных иностранных специалистов.
Малые и средние предприятия, сталкиваются с проблемами конкуренции с крупными корпорациями за привлечение иностранных работников, особенно в небольших городах и сельских районах. Ввиду того, что они зачастую имеют меньше ресурсов и потенциальных возможностей.
Стоит упомянуть, что Германия не только стремится защитить мигрантов от проявлений дискриминации и обеспечить условия их пребывания, но и делает особый акцент на их интеграции в немецкое общество. Этот процесс регулируется Законом об интеграции (Integrationsgesetz) (далее - Закон об интеграции), принятым в 2016 году. Он делает акцент на знании немецкого языка при трудоустройстве и образовании в Германии, а также включает санкции за отказ мигранта принимать участии в интеграционных программах (интеграционных курсах).
Интеграция мигрантов рассматривается в Германии как долгосрочный процесс, предполагающий способствование активному участию мигрантов в общественной, культурной и экономической жизни страны. Основой интеграции является в большей степени интеграционные курсы (Integrationskurse), которые бывают разных видов, такие как:
- языковые курсы, которые направлены на достижение уровня владения немецким языком на уровне B1, который необходим для полноценной жизни в обществе и работы;
- ориентационные курсы, направленные на обучение требованиям законодательства, праву, культурным и социальным нормам жизни в Германии.
Существуют также специальные курсы для женщин, родителей, молодежи, малообразованных или неграмотных людей. Курсы организуются через Федеральное ведомство BAMF (Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев) [14]. При этом прохождение или не прохождение интеграционных курсов может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные санкции со стороны властей Германии. Например, если мигрант успешно завершает интеграционный курс, это предоставляет ему следующие преимущества:
- срок, необходимый для натурализации, сокращается с восьми до семи лет в соответствии с разделом 10 (3) Закона о гражданстве (StAG);
- успешное прохождение курсов подтверждает достаточный уровень владения немецким языком, что является одним из условий для получения разрешения на поселение в силу раздела 9(2) Закона о проживании (Aufenthaltsgesetz, AufenthG) (далее - Закона о проживании);
- завершение курсов может быть также учтено при продлении вида на жительство в соответствии с разделом 8(3) Закона о проживании [11].
Однако, если участие в интеграционном курсе является обязательным и предусмотрено в соглашении об интеграции (раздел 2 Книги II Социального кодекса – Sozialgesetzbuch, SGB II) (далее - Социальный кодекс), то его неисполнение может повлечь за собой негативные санкции. Например, это может быть расценено как нарушение обязательств, что приведет к снижению социальных пособий в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Социального кодекса [15]. Для сравнения следует привести некоторые примеры интеграционных программ в крупных городах Германии, так:
- в г. Берлине действует программа «Прибытие в Берлин» («Arrivo Berlin»), которая нацелена на профессиональную интеграцию беженцев и мигрантов. Она оказывает поддержку в поиске стажировок и работы, проводит курсы профессиональной подготовки и обучения профессиональному немецкому языку;
- в г. Бремене существует программа «МиграСеть Бремена» («MigraNetz Bremen»), представляющая собой сеть государственных услуг в сфере поддержки мигрантов. Она помогает в социальной и профессиональной интеграции, предлагая курсы немецкого языка, индивидуальные консультации по вопросам обучения, трудоустройства и адаптации, а также поддержку в интеграции семей в местное сообщество;
- в г. Гамбурге действует программа «Работа и интеграция для беженцев» («W.I.R.», Work and Integration for Refugees), направленная на включение беженцев и мигрантов в рынок труда. Она предлагает индивидуальное сопровождение, профессиональную ориентацию, также отдельные курсы по переквалификации и поддержке женщин, возвращающимся на рынок труда.
Эти программы активно помогают мигрантам и беженцам найти своё место в германском обществе, освоить язык и успешно интегрироваться в профессиональную и социальную сферу. Однако на практике реализация интеграционных мер сопровождаются и рядом сложностей. Одной из ключевых проблем является недостаток мест на интеграционных курсах и их перегруженность по количеству участников, что ограничивает мигрантов в возможности изучать язык и адаптироваться к новой среде принимающей страны. Курсы интеграции, включающие обучение немецкому языку и знакомство с культурными и социальными особенностями страны, пользуются особенно высоким спросом среди мигрантов. Причина перегруженности связана с большим количеством мигрантов, желающих участвовать в курсах, и ограниченным числом образовательных центров и программ.
Ещё одной существенной проблемой является ограниченное финансирование интеграционных программ, особенно на местном уровне (уровень федеральных земель), где осуществляется большая часть работы по интеграции и адаптации мигрантов в германское общество. Финансовые ограничения затрудняют также долгосрочное планирование: многие интеграционные меры направлены на краткосрочные решения, из-за чего не обеспечивается комплексная и продолжительная поддержка мигрантов в процессе их постепенной интеграции и адаптации в германском обществе.
Также трудности вызывает и нехватка квалифицированных преподавателей и специалистов, работающих с мигрантами, особенно в области языкового и профессионального обучения. Работа с мигрантами требует особого подхода, который учитывает их культурные, языковые и образовательные особенности. Многие мигранты имеют разный уровень подготовки и образования. Одни не обладают базовыми знаниями даже на своём родном языке, что усложняет их обучение, другие, напротив, имеют высокий уровень образования, но нуждаются в углублённых навыках немецкого языка для профессиональной деятельности или адаптации к требованиям местного рынка труда. В этих условиях не каждый преподаватель обладает достаточной квалификацией и методиками для работы с такими разными группами учащихся. Особенно сложной задачей оказывается обучение мигрантов с низким уровнем грамотности или тех, кто никогда ранее не проходил обучение.
Особого внимания заслуживает и вопрос о предоставлении убежища, а также назначения социальных пособий и выплат, которые делают Германию одной из наиболее привлекательных стран для беженцев и мигрантов. Эти процессы регулируются Законом об убежище (Asylgesetz), Законом о льготах для соискателей убежища (Asylbewerberleistungsgesetz, AsylbLG) (далее - Закон о льготах для соискателей убежище), которые устанавливают стандарты социальной поддержки для лиц, ищущих убежище, а также для некоторых других категорий иностранных граждан [12].
Лицо, получившее статус беженца в Германии, получает вместе с тем временный вид на жительство, а также доступ к системе социального страхования наравне с другими гражданами. Беженцам предоставляются следующие права:
- доступ к интеграционным курам (изучение языка и знакомство с культурой страны);
- возможность учиться, получить профессию;
- право на получение социальных пособий;
- право на трудоустройство и заработок;
- возможность воссоединения семьи (приглашение в Германию супруга, несовершеннолетних детей и родителей, для которых потребуется оформление вида на жительство) [7].
Для получения статуса беженца в Германии необходимо соблюдать определенные условия и существующий ряд требований, по которым могут отказать в предоставлении статуса беженца, например если лицо:
- совершило за пределами Германии тяжкие преступления и приговорено к тюремному заключению (за исключением политически мотивированных преступлений);
- представляет своими действиями угрозу для общества или безопасности страны;
- нарушает цели и принципы Организации Объединенных Наций.
Все остальные лица, отвечающие требованиям для получения статуса беженца, вправе подать ходатайство в Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев (BAMF) [6].
В рамках выплаты пособий существует дифференциация по следующим группам, которые имеют право на их получение:
- соискатели убежища (лица, которые подали прошение о предоставлении убежища и ожидают его рассмотрения);
- лица, которые обязаны покинуть Германию, но временно остаются в стране;
- лица, находящиеся в Германии по гуманитарным соображениям, но не имеющие официального статуса беженца;
- другие иностранные граждане, временно находящиеся в Германии в рамках законодательства о предоставлении убежища.
Пособия предоставляются в виде мер для удовлетворения основных потребностей в виде: проживания в специальных центрах приёма мигрантов, бесплатного питания либо выплаты на его приобретение, одежды, предметов первой необходимости и гигиены. Если помощь не предоставляется в натуральной форме, то мигранты получают денежные пособия, покрывающие эти расходы. Например, стандартное пособие, его сумма на одного взрослого, проживающего на территории лагеря беженцев, составляет - 130 евро в месяц. Для беженцев, самостоятельно арендующих жилье, размер социального пособия увеличен до 300 евро в месяц. При этом размер выплат для подростков в 2 раза меньше, чем для взрослых [5].
Из недостатков миграционной политики Германии следует отметить наиболее часто подвергаемые критики:
1) система предоставления льгот и пособий в Германии: одной из причин недовольства мигрантов является то, что соискатели убежища получают минимальные социальные выплаты, которые значительно ниже тех, что предоставляются немецким гражданам и другим резидентам. Эти пособия нередко оказываются недостаточными для покрытия базовых потребностей, особенно в крупных городах с высокой стоимостью жизни. Помощь в виде продуктов питания или одежды вместо денежных выплат часто воспринимается получателями негативно, так как это ограничивает их право на выбор и самостоятельное распоряжение средствами;
2) предоставление убежища в Германии: в соответствии с Законом об убежище, соискателям убежища запрещено покидать назначенные им районы проживания без специального разрешения. Данное ограничение часто критикуется мигрантами за нарушение прав человека, поскольку оно сужает их возможности передвижения по стране, лишая их шанса искать работу, учиться или строить социальные связи в других федеральных землях Германии;
3) центры первичного приёма беженцев и мигрантов: условия проживания часто становятся объектом критики, соискателям убежища зачастую приходится жить в переполненных центрах первичного приёма, которые не всегда хорошо оборудованы. Это создаёт нехватку личного пространства, приватности и базовых удобств, что делает жизнь в таких центрах непростой.
Вместе с тем, Германия демонстрирует системную и сбалансированную правовую миграционную модель и стремление адаптировать своё законодательство под новую миграционную реальность, что выражается в регулярных реформах и механизмах интеграции и адаптации мигрантов.
Полагаем, что в целях совершенствования государственной миграционной политики Российской Федерации, возможно, позаимствовать отдельные элементы из эффективной зарубежной законодательной практики, например, балльную систему оценки мигрантов на основе немецкого опыта. Такие меры помогут создать конкурентоспособную и адаптивную систему иностранной трудовой миграции, соответствующую потребностям современного российского рынка труда.
Эффективная миграционная политика является приоритетным направлением для решения многих современных проблем правового государства, с которыми сталкивается большинство стран, и Россия в их числе. Привлечение высококвалифицированных иностранных работников (профессионалов), повышение экономического эффекта от миграционных процессов, решение демографических проблем, освоение малонаселенных и отдаленных территорий - эти и ряд других внутригосударственные задач могут быть решены эффективными стратегическими правовыми решениями в сфере миграционной политики РФ.
В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622, целью государственной миграционной политики Российской Федерации является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода [2].
Правовое регулирование современной миграционной политики России находится под влиянием множества факторов, включая глобализацию, политическую ситуацию, социально-экономические вызовы, демографические изменения и международные обязательства страны. В этой связи в части возможной имплементации позитивного правового зарубежного опыта в российское миграционное законодательство проведенный анализ миграционной политики Германии позволяет выделить как достижения, так и существующие проблемы в данной сфере.
Германия демонстрирует стремление адаптировать своё законодательство под новую миграционную реальность, что выражается в системных реформах в сфере миграции, особое внимание уделяется механизмам интеграции и адаптации мигрантов в общество принимающей страны. Однако при этом сохраняется ряд проблем, требующих новых подходов к их решению.
В условиях глобальной конкуренции за высококвалифицированные иностранные кадры, с которой сталкиваются многие страны, модернизация миграционного законодательства становится стратегической необходимостью для успешного экономического и социального развития правового государства. Россия, с ее огромными ресурсами и развивающейся экономикой, также испытывает нехватку квалифицированных специалистов в таких ключевых отраслях, как информационные технологии и цифровизация, промышленность, сельское хозяйство и строительство. Учитывая эту ситуацию, российская миграционная политика нуждается в новых эффективных подходах, способствующих привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов (профессионалов), их интеграции и адаптации в российское общество и экономику страны, а также созданию привлекательных условий для их работы и жизни в российском обществе.
Полагаем, что в целях совершенствования государственной миграционной политики Российской Федерации, возможно, имплементировать отдельные элементы из эффективной зарубежной законодательной практики, например, балльную систему оценки потенциальных иностранных работников. Такие меры помогут создать конкурентоспособную и адаптивную систему иностранной трудовой миграции, соответствующую потребностям современного российского рынка труда и экономики страны.
В рамках модернизации российского миграционного законодательства предлагается внести изменения:
- В статью 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1] с целью улучшения процесса привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, сделав его более эффективным, прозрачным и гибким. Так, считаем целесообразно интегрировать в российское миграционное законодательство правовой механизм балльной системы отбора потенциальных кандидатов – иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов», используемой в рамках «карты возможностей» на цифровой платформе «Специалист-ПРО». Внедрение балльной системы оценки иностранных высококвалифицированных специалистов поможет существенно оптимизировать процесс их найма, интеграции и адаптации в российское общество, став эффективным инструментом для обеспечения потребностей государства, работодателей и общества в целом. Такая система обеспечит высокую степень объективности и прозрачности в оценке компетенций, минимизирует коррупционные риски и человеческий фактор.
- Впоследствии, целесообразно данную правовую практику использования балльной системы отбора распространить на всех иностранных граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность в РФ.
Единые критерии позволят стандартизировать весь процесс отбора иностранных работников и создать эффективный механизм привлечения иностранных специалистов, отвечающих профессиональным и квалификационным требованиям и эконмическим потребностям нашей страны. Благодаря установленным критериям – таким как:
- владения русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ;
- уровень образования;
- профессиональный опыт (минимум 3 года профессионального опыта и подтверждённая профессиональная квалификация, например, наличие сертификатов, свидетельств об обучении, повышении квалификации, прохождении обучающих курсов и т.д.);
- наличие наград (почетных званий, знаков отличия и т.д.);
- наличие других профессиональных и индивидуальных критериев, подтвержденных документами (сертификаты, рекомендательные письма, портфолио и т.д.).
В этом случае, работодатели смогут быть уверенными в профессиональной квалификации иностранных специалистов, а государственные органы получат прозрачный инструмент для анализа и контроля миграционных потоков. Это обеспечит защиту работодателей от риска найма недостаточно квалифицированных сотрудников, конкурентную среду среди потенциальных иностранных работников.
Предложенная система универсальна, может быть применена в любой отрасли экономики, социальной сферы и производства. Она позволит обеспечить эффективную коммуникацию между работодателями, миграционными органами, мигрантами и другими заинтересованными сторонами. Благодаря автоматизации процессов (создание электронного портала, платформы) снизиться административная нагрузка на сотрудников управлений по делам миграции при управлениях МВД России по субъектам РФ, минимизируются коррупционные риски, процесс станет более прозрачным и стандартизированным.
Существенно сократиться бумажный документооборот между работодателями, государственными органами в сфере миграции и непосредственно потенциальными иностранными работниками, а трудовые мигранты смогут проходить проверки в более сжатые сроки, с использованием прозрачных электронных ресурсов, благодаря автоматизированной системе на основе нейросетей, которую возможно создать на платформе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Кроме того, внедрение балльной системы будет способствовать повышению доверия к процессу приглашения иностранных специалистов. Например, автоматическое начисление баллов на основе четких критериев значительно упростит проверку обоснованности их найма и подлинности документов. Это позволит задействовать только тех профессионалов, которые обладают необходимым опытом, знаниями и навыками, и исключит привлечение неквалифицированных специалистов.
Для иностранных специалистов такая электронная система станет определённым беспристрастным стимулом, способным мотивировать их повышать свою квалификацию, ведь они будут уверены, что их образование, опыт и навыки будут честно признаны и оценены. Это поможет создать благоприятные условия для привлечения высококвалифицированных и квалифицированных иностранных кадров, что, в свою очередь, даст мощный импульс дальнейшему развитию российской экономики.
Балльная система позволит сделать Россию более привлекательной для иностранных специалистов, привыкших работать с подобными схемами оценки в странах, применяющих схожие миграционные модели (например, в Канаде, Германии или Австралии). Это будет способствовать укреплению позиции Российской Федерации как международного центра профессиональной трудовой миграции, открывая новые возможности для международного сотрудничества с глобальными организациями и реализации международных проектов c привлечением инвесторов и востребованных в РФ иностранных специалистов. Тем более стоит отметить, что российский положительный опыт цифровизации уже имеется, например, - Портал «Госуслуги», цифровая платформа «Работа России».
Привлечение иностранных специалистов положительно отразится на развитии ключевых отраслей экономики, укрепит национальную конкурентоспособность. Внедрение балльной системы – это шаг к созданию сбалансированной и справедливой миграционной политики, которая выгодна как для востребованных иностранных специалистов, так и для экономики России. Она делает процесс привлечения иностранных работников понятным, удобным и эффективным, становясь инструментом для устойчивого роста экономики и социальной сферы, принимая во внимание стратегические национальные интересы и вопросы национальной безопасности страны.
- Для внедрения данного подхода предлагается на уровне Правительства РФ принять нормативный правовой акт (Постановление Правительства РФ), которым утвердить механизм и критерии оценки балльной системы отбора потенциальных кандидатов – иностранных работников, желающих осуществлять трудовую деятельность в РФ, а именно:
- утвердить систему оценки потенциальных кандидатов, из числа иностранных работников, на основе баллов, в рамках которой каждому иностранному специалисту, желающему осуществлять трудовую деятельность в РФ, начисляются баллы в зависимости от уровня его образования, профессионального опыта и квалификационных навыков, уровня владения русским языком и других показателей;
- создать и внедрить Государственную цифровую платформу (портал) «Специалист-ПРО» на базе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России), которая позволит кандидатам из числа потенциальных иностранных работников подавать заявки (заполнять анкету), проходить оценку по балльной системе, подгружать копии оригиналов документов, подтверждающих указанные в анкете критерии (персональные данные, возраст, трудовой стаж, образование, квалификацию, знание русского языка и др.), отслеживать свой прогресс и результаты в режиме онлайн, получать предложения от потенциальных российских работодателей, заинтересованных в соответствующих иностранных специалистах в порядке, установленном действующим миграционным законодательством РФ;
- утвердить единую форму сертификата государственного образца, подтверждающего регистрацию и заполнение анкеты кандидата – потенциального иностранного специалиста, желающего осуществлять трудовую деятельность в РФ, с итоговым количеством набранных баллов и отметкой о том, соответствует ли кандидат иностранный гражданин критериям квалифицированного специалиста (минимум 60 баллов), высококвалифицированного специалиста (минимум 80 баллов).
- Предлагаемая модель балльной системы включает начисление баллов за основные и дополнительные критерии, которым соответствует кандидат – иностранный работник. Чем выше итоговый балл, тем больше шансов у соискателя – иностранного специалиста трудоустроиться в России.
Примеры критериев. Основные:
Уровень образования и квалификации:
- высшее образование, средние профессиональное образование (особенно в приоритетных отраслях экономики, производства, науки и т.д.): 20 баллов;
- наличие учёной степени (в том числе международного признания): 10 баллов;
- профессиональное техническое образование (востребованные профессии в сфере инженерии, информационных ресурсов, цифровой индустрии, искусственного интеллекта, генетики, биоинженерии и т.д.): 15 баллов;
Возраст:
- 18 - 30 лет: 20 баллов;
- 31 - 35 лет: 15 баллов;
- 36 - 55 лет: 10 баллов;
- 56 и старше: 5 баллов;
Опыт работы по специальности:
- от 5 лет и более: 20 баллов;
- в крупных международных компаниях не менее 1 года: 15 баллов;
- менее 5 лет: 10 баллов;
Знание русского языка:
- владение русским языком на уровне В2 и выше (С1 – продвинутый уровень, уровень профессионального владения, С2 – уровень владения в совершенстве): 10, 15, 20 баллов соответственно;
- владение русским языком на уровне В1 (пороговый уровень, может выразить собственное мнение, вести личную и деловую переписку средней сложности, читать адаптированную литературу): 10 баллов;
- владение русским языком на уровне ниже В1 (A1 – уровень выживания, человек понимает и может говорить, используя знакомые выражения и очень простые фразы для решения конкретных задач в ситуациях повседневного общения, A2 – предпороговый уровень, человек может рассказывать о себе, своей семье, профессии, предпочтениях, читать и пересказывать несложные тексты): 0 баллов.
Дополнительные критерии:
- наличие семьи/родственников в России – граждан Российской Федерации: 10 баллов;
- предыдущий опыт длительного целевого пребывания (проживание) в России от 3 лет и более (например, трудовая деятельность, обучение): 10 баллов;
- трудоустройство в определённых регионах РФ (например, Сибирь, Дальний Восток и других отдаленные территории) + 5 баллов;
- наличие востребованной специальности (например, +10 баллов за готовность работать по специальности из списка наиболее дефицитных (востребованных) профессий в РФ с наличием подтверждающих квалификационных документов): + 10 баллов.
Кандидат должен набрать минимальное количество баллов, например, - 60 (нижний порог), чтобы быть признанным подходящим для статуса квалифицированного специалиста
и 80 (нижний порог) - высококвалифицированного специалиста.
Иностранный гражданин - претендент на осуществление трудовой деятельности в РФ, заполняет анкету, установленного образца, подгружает копии оригиналов документов подтверждающих, внесенные в анкету данные (персональные данные, возраст, трудовой стаж, образование, уровень владения русским языком и т.д.) на специально созданном Государственной цифровой платформе (портале) «Специалист-ПРО». На основании введённых данных электронный алгоритм, работающий на базе нейросетей, автоматически рассчитывает количество набранных баллов, формирует предварительный результат, и выдает электронный сертификат, государственного образца, подтверждающий количество набранных кандидатом баллов.
Кандидат загружает электронные копии документов, такие как документ, удостоверяющий личность, иностранное гражданство (подданство), диплом(-ы) (аттестат) об образовании, справки о профессиональном опыте, копии трудовых договоров, договоров на выполнение работ, оказание услуг (при наличии), сертификаты, в том числе подтверждающий уровень владения языком и знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, и другие необходимые копии документов. После обработки информации система выдаёт единый сертификат государственного образца с итоговым количеством набранных баллов и отметкой о том, соответствует ли кандидат критериям квалифицированного специалиста, высококвалифицированного специалиста.
Кандидат направляет (подгружает), полученный сертификат потенциальному работодателю (работодателям), зарегистрированному на электронной платформе «Работа России», который, руководствуясь предоставленной информацией, принимает решение о приглашении
(не приглашении) иностранного специалиста для трудоустройства в РФ в соответствии с действующим миграционным законодательством РФ и в пределах квот на привлечение иностранных работников РФ, установленных Правительством РФ.
Для успешной реализации и внедрения предложенных нововведений, предлагаем в качестве апробации распространить рекомендованные подходы на первом этапе на категорию – «иностранный гражданин – высококвалифицированный специалист».
В этих целях целесообразно внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032) следующие изменения:
- в пункте 1 статьи 2:
а) дополнить новым абзацами следующего содержания:
«Государственная автоматизированная система «Специалист-ПРО» (Портал «Специалист-ПРО») - это цифровая платформа с использованием нейросетей, основанная на балльной системе оценки уровня соответствия/не соответствия потенциального кандидата – иностранного гражданина – высококвалифицированного специалиста (далее – потенциальный кандидат), основным и дополнительным критериям для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, с формированием и выдачей единого сертификата государственного образца, подтверждающего итоговое количество набранных баллов, с отметкой соответствия/не соответствия потенциального кандидата категории «высококвалифицированный специалист». Основные и дополнительные критерии, предъявляемые к потенциальному кандидату для присвоения категории «высококвалифицированный специалист» устанавливаются Правительством Российской Федерации;
Единый сертификат государственного образца потенциального кандидата – это документ, выдаваемый потенциальному кандидату, который подтверждает его регистрацию и прохождение анкетирования на Портале «Специалист-ПРО» с указанием соответствует/не соответствует потенциальный кандидат основным и дополнительным критериям для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, итоговое количество набранных баллов и отметку соответствия/не соответствия потенциального кандидата - категории «высококвалифицированный специалист.»;
- в статье 13.2:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«Иностранные граждане, претендующие на получение категории «высококвалифицированный специалист» проходят регистрацию и анкетирование на Портале «Специалист-ПРО» на соответствие основным и дополнительным критериям, предъявляемым к потенциальному кандидату - иностранному гражданину – высококвалифицированному специалисту, для присвоения категории «высококвалифицированный специалист.»;
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
«Для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует:
Единый сертификат государственного образца потенциального кандидата, который формируется и выдается потенциальному кандидату, на основе оценки его соответствия основным и дополнительным критериям, предъявляемым к потенциальному кандидату, подтверждает итоговое количество набранных баллов по результатам его анкетирования на Портале «Специалист-ПРО» и содержит отметку соответствия/не соответствия потенциального кандидата категории «высококвалифицированный специалист;
документы и сведения, подтверждающие наличие у потенциального кандидата профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения».
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
- Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.
- Акперов К.Э. (2019). Приоритеты миграционной политики Германии и механизмы ее реализации. Вестник науки и образования, (9-2 (63)), 105-108. doi: 10.24411/2312-8089-2019-10903;
- Давыдова, Т. «Карта возможностей и новые условия для студентов»: что изменится для иностранцев в Германии / Т. Давыдова – Текст электронный // Т-Ж: [сайт]. – 2023. – 17 нояб. – URL: https://journal.tinkoff.ru/news/germany-new-laws/;
- Ерошев Е. «Пособия в Германии»: виды и документы для оформления / Е.Ерошев – Текст электронный // Евгений Ерошев, блог о немецком языке: [сайт]. – 2024. – 12 июл. URL: https://erosheve.ru/blog/pereezd/posobiya-v-germanii/;
- Захаров И.А., Агафошин М.М. «Политика убежища Германии в условиях миграционного кризиса» Геополитика и экогеодинамика регионов, Вып 10, №. 1, 2024, С. 79-92.;
- Быкова М. «Как получить статус беженца в Германии»: полное руководство / М. Быкова Текст электронный // VOICEMAG: [сайт]. – 2023. – 20 фев. URL: https://www.thevoicemag.ru/social/stories/kak-poluchit-status-bejenca-v-germanii-polnoe-rukovodstvo/;
- Миграционная политика Германии // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 15.10.2021. — URL https://spravochnick.ru/mezhdunarodnye_otnosheniya/migracionnaya_politika_germanii/ (дата обращения: 14.11.2024);
- Петелин Б.В., Кожевников В.В. (2014). Особенности миграционной политики ФРГ. Вестник Череповецкого государственного университета, (4 (57)), С. 72-74;
- (BGBl. I S. 1897), das zuletzt durch Artikel 15 des Gesetzes vom 22. Dezember 2024 (BGBl. 2023 I Nr. 414);
- Aufenthaltsgesetz vom 25.02.2008 (zuletzt geändert durch Gesetz vom 25.10.2024 (BGBl. I S. 332) m.W.v. 31.10.2024;
- Asylgesetz vom 02.09.2008 (zuletzt geändert durch Artikel 2 G. v. 25.10.2024 BGBl. 2024 I Nr. 332);
- Fachkräfteeinwanderungsgesetz vom 15.08.2019 (zuletzt geändert durch vom 16.08.2023 (BGBl. 2023 I Nr. 217).
- Integrationsgesetz G. vom 31.07.2016 zuletzt geändert durch Artikel 2 G. v. 04.07.2019 BGBl. I S. 914 Geltung ab 06.08.2016,pf abweichend siehe Artikel 810 Änderungen.
- Sozialgesetzbuch (SGB) Zweites Buch (II) - Bürgergeld, Grundsicherung für Arbeitsuchende (SGB II) vom. 13.05.2011 zuletzt geändert durch Artikel 59 G. vom 23.10.2024 BGBl. 2024 I Nr. 323 Geltung ab 01.01.2005; FNA: 860-2 Sozialgesetzbuch.