Совершенствование корпоративной культуры в целях повышения эффективности деятельности организации
Журнал Научные высказывания

Совершенствование корпоративной культуры в целях повышения эффективности деятельности организации

Представлена характеристика деятельности ООО «Метро кэш энд Керри». Проведен анализ кадрового потенциала и элементов системы адаптации персонала компании.

управление персоналом
адаптация персонала
использования кадрового состава
трудовая адаптация
кадровый состав

В качестве методов исследования были использованы методы анализа научной и методической литературы, обобщение и систематизация литературных источников по теме исследования, табличный метод представления информации и другие.

Стабильное функционирование и успех организации, в том числе бюджетной сферы, зависит в первую очередь от профессиональных качеств и личных характеристик её сотрудников. Ошибки в построении системы трудовой адаптации приводят к таким проблемам как текучесть кадров и недостаточная производительность труда, оказывающая прямое влияние на низкую эффективность деятельности организации, поэтому качественно реализованный процесс адаптации персонала имеет большое значение для любой организации [1, с. 640]. Эффективно адаптированные сотрудники смогут работать с максимальной продуктивностью, не возникнет решения уволиться. Игнорирование или невнимательное отношение к процессу адаптации автоматически приводит к текучести кадров, что заостряет внимание организации в новом подборе и поиске кадров [2, с. 1160].

ООО «Метро Кэш Энд Керри» город Москва, Ленинградское ш., д.71г зарегистрирована 02.10.2002 регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.

Сайт организации: https://www.metro-cc.ru [3].

Миссия и ценности ООО «Метро Кэш Энд Керри»:

1. Мастерство и ответственность. Мы управляем бизнесом умело и рачительно, как своим, постоянно повышая свое мастерство.

2. Скорость и целеустремленность. Мы смело и с вдохновением достигаем наших амбициозных целей, мы быстро меняемся вместе с окружающим миром.

3. Фокус на клиента. Мы заботимся о наших клиентах, внутренних и внешних, обеспечиваем им высокий уровень сервиса.

4. Уважение и забота. Мы заботимся о наших сотрудниках, партнёрах и окружающем мире, обеспечиваем позитивную и безопасную среду.

5. Командная работа. Вместе мы сильнее, добиться большего можно только в сотрудничестве.

К 2025 году компания планирует: удвоить выручку; открыть около 1,5 миллиона кв.м торговых площадей. Цель – стать чемпионом российского ритейла [3].

Структура управления предприятия ориентирована на реализацию его целей и задач. Тип организационной структуры – линейно-функциональная, так как наряду с линейной иерархией в ней прописаны функциональные пересечения контрольных функций.

При изучении системы управления персоналом в организации важную роль играет изучение кадрового состава и их характеристик. Как видно из таблицы 1, в структуре персонала предприятия значительно преобладает торговый персонал, что обусловлено спецификой деятельности предприятия.

Таблица 1

Качественные и количественные данные для анализа персонала ООО «Метро Кэш энд Керри», 2020-2022 гг. [4]

В динамике за три последних года кадровый состав организации не изменился. Численность сотрудников составляет в 2022 году составила 22 185 человек, которые работают на разных должностях, связанных с продвижением товаров ООО «Метро Кэш энд Керри». В целом динамика численности каждой категории персонала является положительной, за исключением специалистов, в динамике их численность сократилась на 0,23%.

В таблице 2 представлена численность персонала предприятия за 2020-2022 гг., данные по количеству принятых и выбывших сотрудников, а также коэффициент текучести и текучесть кадров в процентах. Как видно из полученных данных, в динамике наблюдается рост коэффициента текучести кадров с 11,35% до 11,87% за анализируемый период 2020-2022 гг.

Отметим, что каждый год в организацию приходит меньше новых сотрудников, чем по разным причинам уходит. Главным образом это связано со спецификой работы в данной сфере, отличающейся достаточно высокой эмоциональной напряжённостью, при этом недостаточно высокой оплатой труда.

Таблица 2

Показатели движения персонала ООО «Метро Кэш энд Керри», 2020-2022 гг., чел. [4]

Найм осуществляется с соблюдением всех юридических нюансов, с привлечением менеджера по работе с персоналом. В целом персонал предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри» характеризуется хорошей мобильностью в виду возраста и образования, а также существенной ориентацией на материальное стимулирование.

В соответствии с правилами и политикой ООО «Метро Кэш энд Керри» адаптация работника проходит в первые три месяца его работы на Предприятии и, как правило, совпадает по продолжительности с испытательным сроком.

Общая адаптация проводится специалистами отдела кадров в первый день работы нового работника и включает в себя этапы, представленные на рис. 1. После проведения общей адаптационной программы работник направляется в структурное подразделение, в которое он принят на работу.

Рис. 1. Система общей адаптации персонала в ООО «Метро Кэш энд Керри»

В первый день работы непосредственный руководитель вновь принятого работника:

  • представляет нового работника коллективу;
  • определяет рабочее место работника;
  • знакомит работника с положением о подразделении и его должностной инструкцией (под роспись);
  • назначает наставника на период испытательного срока и представляет ему нового работника;
  • проводит необходимые инструктажи на рабочем месте.

Система адаптации новых сотрудников, действующая в ООО «Метро Кэш энд Керри», обладает рядом отличительных особенностей, обусловленных политикой работы с персоналом на предприятии: в Обществе используются такие методы трудовой адаптации, как менторинг и коучинг (рис. 2).

Рис. 2. Методы адаптации менторинг и коучинг в ООО «Метро Кэш энд Керри»

Можно сгруппировать проблемы при реализации наставничества в ООО «Метро Кэш энд Керри» в зависимости от участников данного процесса:

  • наставники могут не захотеть менять сложившийся и без того интенсивный и загруженный график работы из-за необходимости работать с подопечными; кроме того, желание обучать подопечного сотрудника может сдерживаться скрытой боязнью конкуренции. Не следует также забывать о риске профессионального выгорания наставников, как наиболее опытной и востребованной части персонала организации;
  • основные проблемы для линейных руководителей обычно сводятся к дефициту сотрудников, которые могут и хотят выполнять функции наставников. Также существует опасность того, что руководители могут самоустраниться от работы с наставляемым сотрудником, и, как следствие, - потерять контроль за данным процессом;
  • для организации в целом есть вероятность того, что обученный и эффективный наставник может перерасти своего работодателя (при отсутствии возможности карьерного роста) и покинуть компанию; это также может произойти вследствие отсутствия сбалансированной системы мотивации наставников. Важное значение имеет то, насколько правильно позиционируется наставничество в организации, так как непонимание сотрудниками ее задач, отсутствие позитивного восприятия и разделяемого видения, может привести к тому, что наставничество из эффективной кадровой технологии превратится в формальность.

В качестве обобщающего вывода можно сказать, что нельзя недооценивать роль адаптации. Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации [5, с. 120]. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, некоторые из них принимают решение об уходе из организации.

Таким образом, адаптация персонала в организации является необходимой частью управления персоналом. Но важность мер по адаптации работников серьезно не воспринимается кадровыми службами. Пока что многие государственные предприятия и коммерческие организации даже не имеют базовых программ адаптации.

Адаптация персонала в ООО «Метро Кэш энд Керри» происходит в рамках функции обучения сотрудников и носит формальный характер. Несмотря на созданный институт наставничества в организации, данная система функционирует не эффективно, что подтверждается высоким уровнем текучести кадров. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что кадровая политика ООО «Метро Кэш энд Керри» в области управления трудовой адаптацией требует доработки.

Система адаптации персонала существует, но достаточно формальна, потому что непосредственно не существует данной функции управления, закрепленной за каким-либо отделом или сотрудником, это часть обучения, на которую тоже тратится очень небольшое количество времени.

Список литературы
  1. Седакова Л.Д. Система адаптации персонала в организации / Л.Д. Седакова // Самоуправление. - 2022. - № 4 (132). - С. 639-642.
  2. Ибрагимова К.С. Концепции и методология социально-экономических исследований трудовой адаптации персонала организации / К.С. Ибрагимова, И.Д. Султанов // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 1(162). – С. 1159-1162.
  3. Официальный сайт ООО «Метро Кэш энд Керри». URL: https://metro-cc.ru.
  4. Данные контрагента ООО «Метро Кэш энд Керри». - URL://metro-cc.ru.
  5. Семенова А.А. Актуальные требования к найму и адаптации высококвалифицированных специалистов в условиях цифровизации бизнеса / А.А. Семенова, А.С. Беляков // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 4. – С. 119-122.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 08.08.2024). - М.: Эксмо, 2024. – 224с.
  7. Арсенова Н.А. Система наставничества как актуальное явление современного бизнеса / Н.А. Арсенова // Ignis Iuvenum. – 2024. – № 1(1). – С. 63-68.
  8. Дадашова Ф.В. Инновационный подход к адаптации персонала в организациях / Ф.В. Дадашова, В.А. Тераз // Менеджмент: теория и практика. – 2023. – № 3-4. – С. 90-93.
  9. Казакова А.К. Методика адаптации нового персонала в магазинах розничной торговли / А.К. Казакова // Управление продажами. - 2022. - № 2. - С. 118-123.
  10. Одегов Ю.Г. Экономика труда: Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Юрайт, 2023. – 387с.