Анализ корпоративной культуры организации
Журнал Научные высказывания

Анализ корпоративной культуры организации

Регулярный и глубокий анализ корпоративной культуры является залогом устойчивого роста и развития организации. В условиях динамичного рынка и постоянных изменений, подобный анализ становится необходимым инструментом для обеспечения конкурентоспособности компании.

корпоративная культура; имидж предприятия; ценности предприятия; командообразование; коммуникации

Актуальность работы определена тем, что эффективная корпоративная культура способствует повышению мотивации и удовлетворенности работников, что, в свою очередь, отражается на общей продуктивности и качестве услуг. Она дает возможность сформироваться единую команду, способную адаптироваться к новым вызовам и преобразованиям. Результаты анализа указывают на существующие конфликты, позволяют укрепить внутренние коммуникации и выработать новые практики эффективного взаимодействия.

В ходе обучения была пройдена практика и сформирован отчет. Выходом отчета является написание статьи.

Для того чтобы подробнее проанализировать корпоративную культуру, понять ее содержание и определить ее элементы, следует проанализировать видимые сигналы и проявления корпоративной культуры, проанализировать факторы, которые на нее влияют.

АО ПФК «Трансресурс» – это многопрофильная компания. Основными направлениями деятельности являются: строительство и ремонт железнодорожных, подкрановых путей, текущее содержание (обслуживание) железнодорожных и подкрановых путей, а также поставка материалов верхнего строения путей.

Для выявления состояния корпоративной культуры сотрудникам АО ПФК «Трансресурс» предлагалось оценить степень соответствия каждого фактора по пятибалльной шкале (1 – плохо, 5 – отлично). Опрос был проведен в мае 2023 года.

Всего было взято 8 параметров, по которым сотрудники оценивали корпоративную культуру своего предприятия. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценки корпоративной культуры в АО ПФК «Трансресурс»

Как видно из таблицы 3, самым важным критериям для сотрудников в организации является атмосфера в коллективе, атмосфера в коллективе как никакой другой фактор определяет эффективность работы сотрудников и уровень корпоративной культуры. Исследование показало, что атмосфера в коллективе оценивается сотрудниками на 3,6 баллов, то есть чуть выше среднего. Это может быть вызвано повышением конфликтности из-за политической обстановки в стране. Сотрудники стали чаще спорить, нервничать.

Но вместе с тем, многие сотрудники поддерживают хорошие взаимоотношения друг с другом, конфликтные ситуации разрешаются с учетом всех реальностей обстановки. В организации преобладают кооперация и взаимоуважение.

Низкой оценкой (3,2 бала) сотрудники АО ПФК «Трансресурс» оценили наличие социального пакета, так как в организации, кроме официального социального пакета не предоставляются другие социальные льготы, что оценивается отрицательно и говорит о необходимости ввода системы нематериального стимулирования труда сотрудников.

Забота о сотрудниках и контроль их профессионализма в организации показал достаточно средний уровень. Сотрудники оценили уровень контроля средним значением (3,7 балла). Из этого можно сделать вывод что предприятие вкладывает капитал в повышение квалификации своих сотрудников, о чем свидетельствуют показатели.

Следующим критерием оценки корпоративной культуры является координация и согласованность действий сотрудников. Из общего количества опрошенных оценили данный критерий в 4,5 балла (таблица 3). Сотрудники абсолютно довольны координацией действий в организации, у них не возникает проблем с достижением согласия, и они спокойно работают с сотрудниками из других отделов. Сотрудники в различных организационных подразделениях разделяют общие взгляды на перспективу и редко имеют проблемы с достижением согласия по ключевым вопросам.

Эффективность стиля руководства играет значительную роль в корпоративной культуре организации. В результате опроса большинство сотрудников оценили данный фактор в 4,4 балла. Сотрудники предприятия довольны стилем руководства, они активно вовлечены в работу и постоянно информированы.

Для продуктивной работы персонала и достижения высоких целей необходима серьёзная мотивация сотрудников. Уровень мотивации в компании невысокий (3,3 балла). Многие сотрудники недовольный системой мотивации, в основном они подчеркивают низкую систему заработной платы – как основной стимул для сотрудников.

Несмотря на высокие устраивают сотрудников, но организация делает всё возможное, чтобы исправить эти моменты.

Следующим моментом в оценке корпоративной культуры является осознание и понимание сотрудниками миссии организации. Основная масса работников (3,9 балла) ясно понимает миссию организации.

Основополагающим фактором корпоративной культуры, конечно же, являются корпоративные традиции и досуг. В отношении этого аспекта в АО ПФК «Трансресурс» достаточно высокий уровень, о чём свидетельствуют следующие показатели (3,9 балла).

Таким образом, корпоративная культура выступает основным мотивирующим фактором для персонала предприятия и катализатором ее развития. Большинство сотрудников довольны своей работой, руководством и корпоративной культурой. Основная масса сотрудников чётко видит миссию организации, её стратегию, что позволяет достигать высоких результатов и всех поставленных целей.

На предприятие проводится адаптация новых сотрудников, что, несомненно, является большим плюсом.

Анализ выявил, что сотрудники существуют и работают в АО ПФК «Трансресурс» по системе «каждый сам за себя», поскольку самыми популярными ответами, характеризующими их компанию, являются следующие: «поощряются достижения работников», «люди ориентированы на соперничество и личный успех». Исследование показало, что конфликтность имеет место быть в организации, но большинство сотрудников отметило, что имеет положительные взаимоотношения с коллегами. Психологический климат в АО ПФК «Трансресурс» устойчивый.

Среди всех факторов развитости корпоративной культуры АО ПФК «Трансресурс», выделяются те, которые наиболее развиты в организации:

  • применение эффективных стратегий в решении управленческих задач;
  • целенаправленное изучение рынка;
  • социальная ответственность руководителя за принятие и реализацию управленческих решений;
  • положительное мотивирование руководителем персонала.

Для совершенствования корпоративной культуры организации предлагается:

1. Сформировать имиджа компании как достойного работодателя.

2. Сформировать благоприятный психологический климат в коллективе.

3. Установить корпоративный портал на платформе SAP BI.

4. Оптимизировать систему адаптации.

5. Укрепить командный дух (организация спортивных мероприятий, совместное проведение праздников, организация выездов на природу, совмещая отдых и тренинги по командообразованию).

6. Оптимизировать систему мотивации персонала.

7. Разработать «Положение по корпоративной культуре».

С целью усиления ориентации на сотрудников возможно проведение следующих мероприятий:

  • организовать обучение по темам «Тренинг командообразования», «Управление конфликтами в организациях» для создания благоприятного психологического климата, формирования организационной культуры, укрепления сплоченности коллектива для сотрудников;
  • внедрение системы наставничества с целью обеспечения благоприятных условий адаптации новых сотрудников;
  • оценка уровня стресса с целью профилактики «эмоционального выгорания» сотрудников, учитывая большой объем и высокий темп работы, влияющий на эмоциональную нагрузку на сотрудников;
  • проведение корпоративных праздников и мероприятий, конкурсов профессионального мастерства, семейных праздников (тематические праздники, организация экскурсий, посещение концертов).

Внедрение предложенных мероприятий позволит повысить качество обслуживания, а соответственно, повысится выручка, производительность труда.

Список литературы
  1. Михайлов А. А. Совершенствование корпоративной культуры как способ противодействия эмоциональному выгоранию сотрудников / А.А. Михайлов, В.И. Федулов // Управленческий учет. – 2022. – № 2-2. – С. 292-298.
  2. Омаров М.М. Оценка уровня корпоративной культуры компании / М.М. Омаров, А.С. Хадаев // Известия Международной академии аграрного образования. – 2023. – № 64. – С. 106-110.
  3. Стрижко Е.В. Корпоративная культура в современных организациях / Е.В. Стрижко, Е.Е. Кулеев // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2023. – № 3(69). – С. 128-130.