Анализ корпоративной культуры организации
Регулярный и глубокий анализ корпоративной культуры является залогом устойчивого роста и развития организации. В условиях динамичного рынка и постоянных изменений, подобный анализ становится необходимым инструментом для обеспечения конкурентоспособности компании.
Актуальность работы определена тем, что эффективная корпоративная культура способствует повышению мотивации и удовлетворенности работников, что, в свою очередь, отражается на общей продуктивности и качестве услуг. Она дает возможность сформироваться единую команду, способную адаптироваться к новым вызовам и преобразованиям. Результаты анализа указывают на существующие конфликты, позволяют укрепить внутренние коммуникации и выработать новые практики эффективного взаимодействия.
В ходе обучения была пройдена практика и сформирован отчет. Выходом отчета является написание статьи.
Для того чтобы подробнее проанализировать корпоративную культуру, понять ее содержание и определить ее элементы, следует проанализировать видимые сигналы и проявления корпоративной культуры, проанализировать факторы, которые на нее влияют.
АО ПФК «Трансресурс» – это многопрофильная компания. Основными направлениями деятельности являются: строительство и ремонт железнодорожных, подкрановых путей, текущее содержание (обслуживание) железнодорожных и подкрановых путей, а также поставка материалов верхнего строения путей.
Для выявления состояния корпоративной культуры сотрудникам АО ПФК «Трансресурс» предлагалось оценить степень соответствия каждого фактора по пятибалльной шкале (1 – плохо, 5 – отлично). Опрос был проведен в мае 2023 года.
Всего было взято 8 параметров, по которым сотрудники оценивали корпоративную культуру своего предприятия. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки корпоративной культуры в АО ПФК «Трансресурс»
Как видно из таблицы 3, самым важным критериям для сотрудников в организации является атмосфера в коллективе, атмосфера в коллективе как никакой другой фактор определяет эффективность работы сотрудников и уровень корпоративной культуры. Исследование показало, что атмосфера в коллективе оценивается сотрудниками на 3,6 баллов, то есть чуть выше среднего. Это может быть вызвано повышением конфликтности из-за политической обстановки в стране. Сотрудники стали чаще спорить, нервничать.
Но вместе с тем, многие сотрудники поддерживают хорошие взаимоотношения друг с другом, конфликтные ситуации разрешаются с учетом всех реальностей обстановки. В организации преобладают кооперация и взаимоуважение.
Низкой оценкой (3,2 бала) сотрудники АО ПФК «Трансресурс» оценили наличие социального пакета, так как в организации, кроме официального социального пакета не предоставляются другие социальные льготы, что оценивается отрицательно и говорит о необходимости ввода системы нематериального стимулирования труда сотрудников.
Забота о сотрудниках и контроль их профессионализма в организации показал достаточно средний уровень. Сотрудники оценили уровень контроля средним значением (3,7 балла). Из этого можно сделать вывод что предприятие вкладывает капитал в повышение квалификации своих сотрудников, о чем свидетельствуют показатели.
Следующим критерием оценки корпоративной культуры является координация и согласованность действий сотрудников. Из общего количества опрошенных оценили данный критерий в 4,5 балла (таблица 3). Сотрудники абсолютно довольны координацией действий в организации, у них не возникает проблем с достижением согласия, и они спокойно работают с сотрудниками из других отделов. Сотрудники в различных организационных подразделениях разделяют общие взгляды на перспективу и редко имеют проблемы с достижением согласия по ключевым вопросам.
Эффективность стиля руководства играет значительную роль в корпоративной культуре организации. В результате опроса большинство сотрудников оценили данный фактор в 4,4 балла. Сотрудники предприятия довольны стилем руководства, они активно вовлечены в работу и постоянно информированы.
Для продуктивной работы персонала и достижения высоких целей необходима серьёзная мотивация сотрудников. Уровень мотивации в компании невысокий (3,3 балла). Многие сотрудники недовольный системой мотивации, в основном они подчеркивают низкую систему заработной платы – как основной стимул для сотрудников.
Несмотря на высокие устраивают сотрудников, но организация делает всё возможное, чтобы исправить эти моменты.
Следующим моментом в оценке корпоративной культуры является осознание и понимание сотрудниками миссии организации. Основная масса работников (3,9 балла) ясно понимает миссию организации.
Основополагающим фактором корпоративной культуры, конечно же, являются корпоративные традиции и досуг. В отношении этого аспекта в АО ПФК «Трансресурс» достаточно высокий уровень, о чём свидетельствуют следующие показатели (3,9 балла).
Таким образом, корпоративная культура выступает основным мотивирующим фактором для персонала предприятия и катализатором ее развития. Большинство сотрудников довольны своей работой, руководством и корпоративной культурой. Основная масса сотрудников чётко видит миссию организации, её стратегию, что позволяет достигать высоких результатов и всех поставленных целей.
На предприятие проводится адаптация новых сотрудников, что, несомненно, является большим плюсом.
Анализ выявил, что сотрудники существуют и работают в АО ПФК «Трансресурс» по системе «каждый сам за себя», поскольку самыми популярными ответами, характеризующими их компанию, являются следующие: «поощряются достижения работников», «люди ориентированы на соперничество и личный успех». Исследование показало, что конфликтность имеет место быть в организации, но большинство сотрудников отметило, что имеет положительные взаимоотношения с коллегами. Психологический климат в АО ПФК «Трансресурс» устойчивый.
Среди всех факторов развитости корпоративной культуры АО ПФК «Трансресурс», выделяются те, которые наиболее развиты в организации:
- применение эффективных стратегий в решении управленческих задач;
- целенаправленное изучение рынка;
- социальная ответственность руководителя за принятие и реализацию управленческих решений;
- положительное мотивирование руководителем персонала.
Для совершенствования корпоративной культуры организации предлагается:
1. Сформировать имиджа компании как достойного работодателя.
2. Сформировать благоприятный психологический климат в коллективе.
3. Установить корпоративный портал на платформе SAP BI.
4. Оптимизировать систему адаптации.
5. Укрепить командный дух (организация спортивных мероприятий, совместное проведение праздников, организация выездов на природу, совмещая отдых и тренинги по командообразованию).
6. Оптимизировать систему мотивации персонала.
7. Разработать «Положение по корпоративной культуре».
С целью усиления ориентации на сотрудников возможно проведение следующих мероприятий:
- организовать обучение по темам «Тренинг командообразования», «Управление конфликтами в организациях» для создания благоприятного психологического климата, формирования организационной культуры, укрепления сплоченности коллектива для сотрудников;
- внедрение системы наставничества с целью обеспечения благоприятных условий адаптации новых сотрудников;
- оценка уровня стресса с целью профилактики «эмоционального выгорания» сотрудников, учитывая большой объем и высокий темп работы, влияющий на эмоциональную нагрузку на сотрудников;
- проведение корпоративных праздников и мероприятий, конкурсов профессионального мастерства, семейных праздников (тематические праздники, организация экскурсий, посещение концертов).
Внедрение предложенных мероприятий позволит повысить качество обслуживания, а соответственно, повысится выручка, производительность труда.
- Михайлов А. А. Совершенствование корпоративной культуры как способ противодействия эмоциональному выгоранию сотрудников / А.А. Михайлов, В.И. Федулов // Управленческий учет. – 2022. – № 2-2. – С. 292-298.
- Омаров М.М. Оценка уровня корпоративной культуры компании / М.М. Омаров, А.С. Хадаев // Известия Международной академии аграрного образования. – 2023. – № 64. – С. 106-110.
- Стрижко Е.В. Корпоративная культура в современных организациях / Е.В. Стрижко, Е.Е. Кулеев // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2023. – № 3(69). – С. 128-130.