ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ
Журнал Научные высказывания

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ

Представлена характеристика деятельности ООО «Метро кэш энд Керри». Проведен анализ кадрового потенциала и элементов системы адаптации персонала компании.

управление персоналом
адаптация персонала
использования кадрового состава
трудовая адаптация
кадровый состав

В качестве методов исследования были использованы методы анализа научной и методической литературы, обобщение и систематизация литературных источников по теме исследования, табличный метод представления информации и другие.

Стабильное функционирование и успех организации, в том числе бюджетной сферы, зависит в первую очередь от профессиональных качеств и личных характеристик её сотрудников. Ошибки в построении системы трудовой адаптации приводят к таким проблемам как текучесть кадров и недостаточная производительность труда, оказывающая прямое влияние на низкую эффективность деятельности организации, поэтому качественно реализованный процесс адаптации персонала имеет большое значение для любой организации [1, с. 640]. Эффективно адаптированные сотрудники смогут работать с максимальной продуктивностью, не возникнет решения уволиться. Игнорирование или невнимательное отношение к процессу адаптации автоматически приводит к текучести кадров, что заостряет внимание организации в новом подборе и поиске кадров [2, с. 1160].

ООО «Метро Кэш Энд Керри» город Москва, Ленинградское ш., д.71г зарегистрирована 02.10.2002 регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.

Сайт организации: https://www.metro-cc.ru [3].

Миссия и ценности ООО «Метро Кэш Энд Керри»:

1. Мастерство и ответственность. Мы управляем бизнесом умело и рачительно, как своим, постоянно повышая свое мастерство.

2. Скорость и целеустремленность. Мы смело и с вдохновением достигаем наших амбициозных целей, мы быстро меняемся вместе с окружающим миром.

3. Фокус на клиента. Мы заботимся о наших клиентах, внутренних и внешних, обеспечиваем им высокий уровень сервиса.

4. Уважение и забота. Мы заботимся о наших сотрудниках, партнёрах и окружающем мире, обеспечиваем позитивную и безопасную среду.

5. Командная работа. Вместе мы сильнее, добиться большего можно только в сотрудничестве.

К 2025 году компания планирует: удвоить выручку; открыть около 1,5 миллиона кв.м торговых площадей. Цель – стать чемпионом российского ритейла [3].

Структура управления предприятия ориентирована на реализацию его целей и задач. Тип организационной структуры – линейно-функциональная, так как наряду с линейной иерархией в ней прописаны функциональные пересечения контрольных функций.

При изучении системы управления персоналом в организации важную роль играет изучение кадрового состава и их характеристик. Как видно из таблицы 1, в структуре персонала предприятия значительно преобладает торговый персонал, что обусловлено спецификой деятельности предприятия.

 

Таблица 1

Качественные и количественные данные для анализа персонала ООО «Метро Кэш энд Керри», 2020-2022 гг. [4]

 

Категория персонала

Год

Удельный вес, %

Темп роста, %

2020

2021

2022

2020

2021

2022

2021 / 2020

2022 / 2021

2022 / 2020

Руководители

426

423

451

1,95

1,95

2,03

99,30

106,62

105,87

Специалисты

884

874

882

4,05

4,04

3,98

98,87

100,92

99,77

Служащие

813

899

901

3,72

4,15

4,06

110,58

100,22

110,82

Торговый персонал

19719

19455

19951

90,28

89,86

89,93

98,66

102,55

101,18

Всего:

21842

21651

22185

100

100

100

99,13

102,47

101,57

В динамике за три последних года кадровый состав организации не изменился. Численность сотрудников составляет в 2022 году составила 22 185 человек, которые работают на разных должностях, связанных с продвижением товаров ООО «Метро Кэш энд Керри». В целом динамика численности каждой категории персонала является положительной, за исключением специалистов, в динамике их численность сократилась на 0,23%.

В таблице 2 представлена численность персонала предприятия за 2020-2022 гг., данные по количеству принятых и выбывших сотрудников, а также коэффициент текучести и текучесть кадров в процентах. Как видно из полученных данных, в динамике наблюдается рост коэффициента текучести кадров с 11,35% до 11,87% за анализируемый период 2020-2022 гг.

Отметим, что каждый год в организацию приходит меньше новых сотрудников, чем по разным причинам уходит. Главным образом это связано со спецификой работы в данной сфере, отличающейся достаточно высокой эмоциональной напряжённостью, при этом недостаточно высокой оплатой труда.

Таблица 2

Показатели движения персонала ООО «Метро Кэш энд Керри», 2020-2022 гг., чел. [4]

Показатели

2020

2021

2022

Темп роста, %

2021 / 2020

2022 / 2021

2022 / 2020

Численность работников на начало года, чел.

21842

21651

22185

99,1

102,5

101,6

Принято работников - всего

8414

6104

9624

72,5

157,7

114,4

Выбыло работников - всего

8605

5570

9104

64,7

163,4

105,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

по собственному желанию

8605

5570

9104

64,7

163,4

105,8

Численность рабочих на конец года, чел.

21651

22185

22705

102,5

102,3

104,9

Коэффициенты

Оборота по приему

38,52

28,19

43,38

73,2

153,9

112,6

Оборота по выбытию

39,40

25,73

41,04

65,3

159,5

104,2

Общего оборота

77,92

53,92

84,42

69,2

156,6

108,3

Текучести кадров

39,40

25,73

41,04

65,3

159,5

104,2

Найм осуществляется с соблюдением всех юридических нюансов, с привлечением менеджера по работе с персоналом. В целом персонал предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри» характеризуется хорошей мобильностью в виду возраста и образования, а также существенной ориентацией на материальное стимулирование.

В соответствии с правилами и политикой ООО «Метро Кэш энд Керри» адаптация работника проходит в первые три месяца его работы на Предприятии и, как правило, совпадает по продолжительности с испытательным сроком.

Общая адаптация проводится специалистами отдела кадров в первый день работы нового работника и включает в себя этапы, представленные на рис. 1. После проведения общей адаптационной программы работник направляется в структурное подразделение, в которое он принят на работу.

Рис. 1. Система общей адаптации персонала в ООО «Метро Кэш энд Керри»

В первый день работы непосредственный руководитель вновь принятого работника:

- представляет нового работника коллективу;

- определяет рабочее место работника;

- знакомит работника с положением о подразделении и его должностной инструкцией (под роспись);

- назначает наставника на период испытательного срока и представляет ему нового работника;

- проводит необходимые инструктажи на рабочем месте.

Система адаптации новых сотрудников, действующая в ООО «Метро Кэш энд Керри», обладает рядом отличительных особенностей, обусловленных политикой работы с персоналом на предприятии: в Обществе используются такие методы трудовой адаптации, как менторинг и коучинг (рис. 2).

Рис. 2. Методы адаптации менторинг и коучинг в ООО «Метро Кэш энд Керри»

Можно сгруппировать проблемы при реализации наставничества в ООО «Метро Кэш энд Керри» в зависимости от участников данного процесса:

- наставники могут не захотеть менять сложившийся и без того интенсивный и загруженный график работы из-за необходимости работать с подопечными; кроме того, желание обучать подопечного сотрудника может сдерживаться скрытой боязнью конкуренции. Не следует также забывать о риске профессионального выгорания наставников, как наиболее опытной и востребованной части персонала организации;

- основные проблемы для линейных руководителей обычно сводятся к дефициту сотрудников, которые могут и хотят выполнять функции наставников. Также существует опасность того, что руководители могут самоустраниться от работы с наставляемым сотрудником, и, как следствие, - потерять контроль за данным процессом;

- для организации в целом есть вероятность того, что обученный и эффективный наставник может перерасти своего работодателя (при отсутствии возможности карьерного роста) и покинуть компанию; это также может произойти вследствие отсутствия сбалансированной системы мотивации наставников. Важное значение имеет то, насколько правильно позиционируется наставничество в организации, так как непонимание сотрудниками ее задач, отсутствие позитивного восприятия и разделяемого видения, может привести к тому, что наставничество из эффективной кадровой технологии превратится в формальность.

В качестве обобщающего вывода можно сказать, что нельзя недооценивать роль адаптации. Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации [5, с. 120]. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, некоторые из них принимают решение об уходе из организации.

Таким образом, адаптация персонала в организации является необходимой частью управления персоналом. Но важность мер по адаптации работников серьезно не воспринимается кадровыми службами. Пока что многие государственные предприятия и коммерческие организации даже не имеют базовых программ адаптации.

Адаптация персонала в ООО «Метро Кэш энд Керри» происходит в рамках функции обучения сотрудников и носит формальный характер. Несмотря на созданный институт наставничества в организации, данная система функционирует не эффективно, что подтверждается высоким уровнем текучести кадров. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что кадровая политика ООО «Метро Кэш энд Керри» в области управления трудовой адаптацией требует доработки.

Система адаптации персонала существует, но достаточно формальна, потому что непосредственно не существует данной функции управления, закрепленной за каким-либо отделом или сотрудником, это часть обучения на которую тоже тратится очень небольшое количество времени.

Список литературы
  1. Седакова Л.Д. Система адаптации персонала в организации / Л.Д. Седакова // Самоуправление. - 2022. - № 4 (132). - С. 639-642.
  2. Ибрагимова К.С. Концепции и методология социально-экономических исследований трудовой адаптации персонала организации / К.С. Ибрагимова, И.Д. Султанов // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 1(162). – С. 1159-1162.
  3. Официальный сайт ООО «Метро Кэш энд Керри». URL: https://metro-cc.ru.
  4. Данные контрагента ООО «Метро Кэш энд Керри». - URL://metro-cc.ru.
  5. Семенова А.А. Актуальные требования к найму и адаптации высококвалифицированных специалистов в условиях цифровизации бизнеса / А.А. Семенова, А.С. Беляков // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 4. – С. 119-122.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 08.08.2024). - М.: Эксмо, 2024. – 224с.
  7. Арсенова Н.А. Система наставничества как актуальное явление современного бизнеса / Н.А. Арсенова // Ignis Iuvenum. – 2024. – № 1(1). – С. 63-68.
  8. Дадашова Ф.В. Инновационный подход к адаптации персонала в организациях / Ф.В. Дадашова, В.А. Тераз // Менеджмент: теория и практика. – 2023. – № 3-4. – С. 90-93.
  9. Казакова А.К. Методика адаптации нового персонала в магазинах розничной торговли / А.К. Казакова // Управление продажами. - 2022. - № 2. - С. 118-123.
  10. Одегов Ю.Г. Экономика труда: Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Юрайт, 2023. – 387с.