ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ
Представлена характеристика деятельности ООО «Метро кэш энд Керри». Проведен анализ кадрового потенциала и элементов системы адаптации персонала компании.
В качестве методов исследования были использованы методы анализа научной и методической литературы, обобщение и систематизация литературных источников по теме исследования, табличный метод представления информации и другие.
Стабильное функционирование и успех организации, в том числе бюджетной сферы, зависит в первую очередь от профессиональных качеств и личных характеристик её сотрудников. Ошибки в построении системы трудовой адаптации приводят к таким проблемам как текучесть кадров и недостаточная производительность труда, оказывающая прямое влияние на низкую эффективность деятельности организации, поэтому качественно реализованный процесс адаптации персонала имеет большое значение для любой организации [1, с. 640]. Эффективно адаптированные сотрудники смогут работать с максимальной продуктивностью, не возникнет решения уволиться. Игнорирование или невнимательное отношение к процессу адаптации автоматически приводит к текучести кадров, что заостряет внимание организации в новом подборе и поиске кадров [2, с. 1160].
ООО «Метро Кэш Энд Керри» город Москва, Ленинградское ш., д.71г зарегистрирована 02.10.2002 регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.
Сайт организации: https://www.metro-cc.ru [3].
Миссия и ценности ООО «Метро Кэш Энд Керри»:
1. Мастерство и ответственность. Мы управляем бизнесом умело и рачительно, как своим, постоянно повышая свое мастерство.
2. Скорость и целеустремленность. Мы смело и с вдохновением достигаем наших амбициозных целей, мы быстро меняемся вместе с окружающим миром.
3. Фокус на клиента. Мы заботимся о наших клиентах, внутренних и внешних, обеспечиваем им высокий уровень сервиса.
4. Уважение и забота. Мы заботимся о наших сотрудниках, партнёрах и окружающем мире, обеспечиваем позитивную и безопасную среду.
5. Командная работа. Вместе мы сильнее, добиться большего можно только в сотрудничестве.
К 2025 году компания планирует: удвоить выручку; открыть около 1,5 миллиона кв.м торговых площадей. Цель – стать чемпионом российского ритейла [3].
Структура управления предприятия ориентирована на реализацию его целей и задач. Тип организационной структуры – линейно-функциональная, так как наряду с линейной иерархией в ней прописаны функциональные пересечения контрольных функций.
При изучении системы управления персоналом в организации важную роль играет изучение кадрового состава и их характеристик. Как видно из таблицы 1, в структуре персонала предприятия значительно преобладает торговый персонал, что обусловлено спецификой деятельности предприятия.
Таблица 1
Качественные и количественные данные для анализа персонала ООО «Метро Кэш энд Керри», 2020-2022 гг. [4]
Категория персонала |
Год |
Удельный вес, % |
Темп роста, % |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
2021 / 2020 |
2022 / 2021 |
2022 / 2020 |
|
Руководители |
426 |
423 |
451 |
1,95 |
1,95 |
2,03 |
99,30 |
106,62 |
105,87 |
Специалисты |
884 |
874 |
882 |
4,05 |
4,04 |
3,98 |
98,87 |
100,92 |
99,77 |
Служащие |
813 |
899 |
901 |
3,72 |
4,15 |
4,06 |
110,58 |
100,22 |
110,82 |
Торговый персонал |
19719 |
19455 |
19951 |
90,28 |
89,86 |
89,93 |
98,66 |
102,55 |
101,18 |
Всего: |
21842 |
21651 |
22185 |
100 |
100 |
100 |
99,13 |
102,47 |
101,57 |
В динамике за три последних года кадровый состав организации не изменился. Численность сотрудников составляет в 2022 году составила 22 185 человек, которые работают на разных должностях, связанных с продвижением товаров ООО «Метро Кэш энд Керри». В целом динамика численности каждой категории персонала является положительной, за исключением специалистов, в динамике их численность сократилась на 0,23%.
В таблице 2 представлена численность персонала предприятия за 2020-2022 гг., данные по количеству принятых и выбывших сотрудников, а также коэффициент текучести и текучесть кадров в процентах. Как видно из полученных данных, в динамике наблюдается рост коэффициента текучести кадров с 11,35% до 11,87% за анализируемый период 2020-2022 гг.
Отметим, что каждый год в организацию приходит меньше новых сотрудников, чем по разным причинам уходит. Главным образом это связано со спецификой работы в данной сфере, отличающейся достаточно высокой эмоциональной напряжённостью, при этом недостаточно высокой оплатой труда.
Таблица 2
Показатели движения персонала ООО «Метро Кэш энд Керри», 2020-2022 гг., чел. [4]
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
Темп роста, % |
||
2021 / 2020 |
2022 / 2021 |
2022 / 2020 |
||||
Численность работников на начало года, чел. |
21842 |
21651 |
22185 |
99,1 |
102,5 |
101,6 |
Принято работников - всего |
8414 |
6104 |
9624 |
72,5 |
157,7 |
114,4 |
Выбыло работников - всего |
8605 |
5570 |
9104 |
64,7 |
163,4 |
105,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
по собственному желанию |
8605 |
5570 |
9104 |
64,7 |
163,4 |
105,8 |
Численность рабочих на конец года, чел. |
21651 |
22185 |
22705 |
102,5 |
102,3 |
104,9 |
Коэффициенты |
||||||
Оборота по приему |
38,52 |
28,19 |
43,38 |
73,2 |
153,9 |
112,6 |
Оборота по выбытию |
39,40 |
25,73 |
41,04 |
65,3 |
159,5 |
104,2 |
Общего оборота |
77,92 |
53,92 |
84,42 |
69,2 |
156,6 |
108,3 |
Текучести кадров |
39,40 |
25,73 |
41,04 |
65,3 |
159,5 |
104,2 |
Найм осуществляется с соблюдением всех юридических нюансов, с привлечением менеджера по работе с персоналом. В целом персонал предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри» характеризуется хорошей мобильностью в виду возраста и образования, а также существенной ориентацией на материальное стимулирование.
В соответствии с правилами и политикой ООО «Метро Кэш энд Керри» адаптация работника проходит в первые три месяца его работы на Предприятии и, как правило, совпадает по продолжительности с испытательным сроком.
Общая адаптация проводится специалистами отдела кадров в первый день работы нового работника и включает в себя этапы, представленные на рис. 1. После проведения общей адаптационной программы работник направляется в структурное подразделение, в которое он принят на работу.
Рис. 1. Система общей адаптации персонала в ООО «Метро Кэш энд Керри»
В первый день работы непосредственный руководитель вновь принятого работника:
- представляет нового работника коллективу;
- определяет рабочее место работника;
- знакомит работника с положением о подразделении и его должностной инструкцией (под роспись);
- назначает наставника на период испытательного срока и представляет ему нового работника;
- проводит необходимые инструктажи на рабочем месте.
Система адаптации новых сотрудников, действующая в ООО «Метро Кэш энд Керри», обладает рядом отличительных особенностей, обусловленных политикой работы с персоналом на предприятии: в Обществе используются такие методы трудовой адаптации, как менторинг и коучинг (рис. 2).
Рис. 2. Методы адаптации менторинг и коучинг в ООО «Метро Кэш энд Керри»
Можно сгруппировать проблемы при реализации наставничества в ООО «Метро Кэш энд Керри» в зависимости от участников данного процесса:
- наставники могут не захотеть менять сложившийся и без того интенсивный и загруженный график работы из-за необходимости работать с подопечными; кроме того, желание обучать подопечного сотрудника может сдерживаться скрытой боязнью конкуренции. Не следует также забывать о риске профессионального выгорания наставников, как наиболее опытной и востребованной части персонала организации;
- основные проблемы для линейных руководителей обычно сводятся к дефициту сотрудников, которые могут и хотят выполнять функции наставников. Также существует опасность того, что руководители могут самоустраниться от работы с наставляемым сотрудником, и, как следствие, - потерять контроль за данным процессом;
- для организации в целом есть вероятность того, что обученный и эффективный наставник может перерасти своего работодателя (при отсутствии возможности карьерного роста) и покинуть компанию; это также может произойти вследствие отсутствия сбалансированной системы мотивации наставников. Важное значение имеет то, насколько правильно позиционируется наставничество в организации, так как непонимание сотрудниками ее задач, отсутствие позитивного восприятия и разделяемого видения, может привести к тому, что наставничество из эффективной кадровой технологии превратится в формальность.
В качестве обобщающего вывода можно сказать, что нельзя недооценивать роль адаптации. Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации [5, с. 120]. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, некоторые из них принимают решение об уходе из организации.
Таким образом, адаптация персонала в организации является необходимой частью управления персоналом. Но важность мер по адаптации работников серьезно не воспринимается кадровыми службами. Пока что многие государственные предприятия и коммерческие организации даже не имеют базовых программ адаптации.
Адаптация персонала в ООО «Метро Кэш энд Керри» происходит в рамках функции обучения сотрудников и носит формальный характер. Несмотря на созданный институт наставничества в организации, данная система функционирует не эффективно, что подтверждается высоким уровнем текучести кадров. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что кадровая политика ООО «Метро Кэш энд Керри» в области управления трудовой адаптацией требует доработки.
Система адаптации персонала существует, но достаточно формальна, потому что непосредственно не существует данной функции управления, закрепленной за каким-либо отделом или сотрудником, это часть обучения на которую тоже тратится очень небольшое количество времени.
- Седакова Л.Д. Система адаптации персонала в организации / Л.Д. Седакова // Самоуправление. - 2022. - № 4 (132). - С. 639-642.
- Ибрагимова К.С. Концепции и методология социально-экономических исследований трудовой адаптации персонала организации / К.С. Ибрагимова, И.Д. Султанов // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 1(162). – С. 1159-1162.
- Официальный сайт ООО «Метро Кэш энд Керри». URL: https://metro-cc.ru.
- Данные контрагента ООО «Метро Кэш энд Керри». - URL://metro-cc.ru.
- Семенова А.А. Актуальные требования к найму и адаптации высококвалифицированных специалистов в условиях цифровизации бизнеса / А.А. Семенова, А.С. Беляков // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 4. – С. 119-122.
- Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 08.08.2024). - М.: Эксмо, 2024. – 224с.
- Арсенова Н.А. Система наставничества как актуальное явление современного бизнеса / Н.А. Арсенова // Ignis Iuvenum. – 2024. – № 1(1). – С. 63-68.
- Дадашова Ф.В. Инновационный подход к адаптации персонала в организациях / Ф.В. Дадашова, В.А. Тераз // Менеджмент: теория и практика. – 2023. – № 3-4. – С. 90-93.
- Казакова А.К. Методика адаптации нового персонала в магазинах розничной торговли / А.К. Казакова // Управление продажами. - 2022. - № 2. - С. 118-123.
- Одегов Ю.Г. Экономика труда: Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Юрайт, 2023. – 387с.