РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСИЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА ПО ГОСКОНТРАКТАМ В КАЗЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал Научные высказывания

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСИЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА ПО ГОСКОНТРАКТАМ В КАЗЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Разработка методических приемов и подходов к оценке эффективности управления госконтрактами является достаточно актуальной задачей на настоящий момент. В данной статье предпринята попытка предложить последовательный алгоритм оценки эффективности исполнения  госконтрактов на основе таких критериев как отзывы заказчиков, результаты аудита и доля исполненных контрактов.

прозрачность
закупки
эффективность
государственный контракт
аудит
финансовый мониторинг
экономическая польза
бюджетные средства

Исследование вопросов эффективности финансового мониторинга и разработка методических приемов и подходов к оценке эффективности управления госконтрактами является достаточно актуальной задачей в текущих экономических условиях [1].

Оценка эффективности усиления финансового мониторинга может быть выполнена на основе следующих критериев:

 1. Уменьшение случаев возникновения коррупции. Усиление финансового мониторинга должно способствовать снижению случаев коррупции в исполнении государственных контрактов.

Оценка может включать анализ статистики по выявленным и пресеченным случаям коррупции, а также обратную связь от заинтересованных сторон о повышении прозрачности и снижении коррупционных рисков.

2. Повышение качества исполнения контрактов. Усиление финансового мониторинга должно способствовать повышению качества выполнения работ или оказания услуг по государственным контрактам. Оценка может включать анализ отзывов от заказчиков, результаты аудитов и проверок исполнения контрактов, а также сравнение с предыдущими периодами.

3. Максимальное сокращение финансовых потерь. Усиление финансового мониторинга должно помочь сократить финансовые потери, связанные с неправомерным использованием государственных средств. Оценка может включать анализ данных о расходах, контрольных механизмах и результаты проверок.

4. Улучшение репутации и доверия: Усиление финансового мониторинга должно способствовать улучшению репутации и повышению доверия со стороны заинтересованных сторон. Оценка может включать обратную связь от заказчиков, поставщиков и других заинтересованных сторон о качестве работы и уровне доверия к его финансовым процессам.

5. Эффективность использования ресурсов: Усиление финансового мониторинга должно быть эффективным с точки зрения использования ресурсов[4].

Оценка может включать анализ затрат на усиление мониторинга, сравнение с экономической пользой от предотвращения коррупции и сокращения финансовых потерь. Оценка эффективности усиления финансового мониторинга может быть проведена с помощью сбора и анализа данных, проведения опросов или интервью с заинтересованными сторонами, а также сравнения с предыдущими периодами или с аналогичными организациями.

Таблица 1

Прогноз контроля эффективности исполнения  госконтрактов на примере организации

Показатель контроля эффективности исполнения госконтракта

2023 г. (факт)

2024 г. (план)

Изменение

абс., +/-

отн., %

Отзывы заказчиков, в том числе

89

115

26

129,2

положительные

80

110

30

137,5

отрицательные

9

5

-4

55,6

Результаты аудита, в том числе

150

150

 

 

положительные

130

140

10

107,7

отрицательные

20

10

-10

50,0

% исполненных контрактов

95

98

3

103,2

 

Таким образом, основными показателями контроля эффективности исполнения госконтракта можно считать отзывы заказчиков, результаты аудита и процент исполненных контрактов.

Рисунок 1. Прогноз контроля эффективности исполнения  госконтрактов по отзывам заказчиков

Абсолютный рост отзывов контрактов с учетом предложенных мероприятий возрастет с 89 до 115 единиц (рисунок 1), что составит в относительном выражении 29,2 %. Число положительных отзывов вырастет на 37,5 %, отрицательных сократится на 44,4 %.  Число положительных результатов аудита возрастет на 10 единиц в абсолютном выражении или на 10,7 % в относительном выражении (рисунок 2). Доля исполненных контрактов в общем объеме увеличится на 3 %.

Рисунок 2. Прогноз контроля эффективности исполнения  госконтрактов по результатам аудита

Результаты аудита госконтрактов могут быть различными и зависят от конкретной ситуации и целей аудита. В общем виде их можно представить схематично следующими блоками (рисунок 3):

Рисунок 3. Результаты аудита госконтрактов

Результаты аудита госконтрактов являются основой для принятия мер по улучшению системы управления госконтрактами, повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств [5].

Они могут быть использованы органами государственного контроля, правительством или другими заинтересованными сторонами для принятия соответствующих решений и мер.

Рисунок 4. Прогноз исполненных контрактов

Процент исполненных государственных контрактов (рисунок 4) также окажется важным показателем эффективности и эффективности использования государственных ресурсов. Высокий процент исполненных государственных контрактов может указывать на то, что поставщики предоставляют качественные услуги или товары в соответствии с требованиями контракта. Это может повысить доверие к поставщикам и улучшить качество реализуемых государственных контрактов.

Список литературы
  1. Нагаец А. А. Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок / А. А. Нагаец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 217-218. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84875/ (дата обращения: 25.12.2023).
  2. Мухина И.И., Закаленко В.П. Механизм взаимодействия коммерческих и государственных структур ВПК при формировании и исполнении государственного оборонного заказа // Реклама и журналистика: на стыке времен, наук и цивилизаций. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2022. С. 280-295.
  3. Шмелева М.В. Система государственных закупок как механизм обеспечения экономного и результативного использования бюджетных средств / М.В. Шмелева // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 84-91.  
  4. Шейко В. В. Экспертиза исполнения государственного контракта как механизм контроля за эффективным расходованием бюджетных средств // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -2023. -№07. -С. 165-168 DOI 10.37882/2223-2974.2023.07.39
  5. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 69-75.
  6. Юдин В.А. Правовое регулирование казначейского сопровождения государственных контрактов // Финансовое право. 2018. № 7. С. 44 – 48