Социально-трудовые права лиц с семейными обязанностями
Данное исследование носит ознакомительный характер и имеет цель обоснования внесения изменений и дополнений в действующее трудовое и семейное законодательство. В работе произведен анализ нормативного регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе лиц, исполняющих семейные обязанности. Прослежена взаимосвязь между нормами трудового и семейного законодательства Российской Федерации, в результате анализа данных норм права предложены соответствующие изменения и дополнения в законодательство с целью повышения эффективности осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей.
Методологическая основа исследования. Данное исследование основано на специальных методах научного познания, среди которых выделяются формально-юридический, сравнительно-правовой и социологический методы.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.[1] Данная норма имеет также закрепление в части 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации.
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников закреплены в части четвертой Трудового кодекса Российской Федерации, а именно особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями раскрыты в главе 41 кодекса, положения статей 256 – 264.1 являются ключевыми для данной категории работников.[2] В современном обществе наибольшее распространение получили тенденции передачи воспитательной функции семьи государственным дошкольным образовательным учреждениям и частным лицам. В связи с распространением данных тенденций, возникает необходимость модернизации трудового и семейного законодательства и создания правовых условий для укрепления и повышения авторитета воспитательной функции семьи. Ввиду наличия взаимосвязи между отраслями российского права, следует считать рациональным рассмотрение в совокупности норм Трудового кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующих обозначенные выше отношения.
Нормы семейного законодательства и конституционные нормы обязывают родителей обеспечить получение детьми общего образования, однако с реализацией данного положения возникают сложности. Согласно положениям статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации, рабочая неделя составляет 5 рабочих и 2 выходных дня, 6 рабочих и 1 выходной день, существует также рабочая неделя со скользящим графиком и неполная рабочая неделя. В качестве исключения отдельным категориям работников предоставляется режим труда с ненормированным рабочим днем, нормативное регулирование трудовых отношений затрагивает женщин и лиц с семейными обязанностями. Глава 41 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает определенные гарантии и меры социальной поддержки труда женщин и лиц с семейными обязанностями, однако их перечень не является удовлетворительным. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, предоставляющие женщинам и лицам с семейными обязанностями дополнительное время для осуществления сбора и подготовки поступления или посещения детьми общеобразовательных организаций В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть следующие предложения.
Так, например, следует внести в Федеральный закон «О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации» от 05.12.2022 № 491-ФЗ (последняя редакция),[3] и соответствующую статью Трудового Кодекса Российской Федерации следующие изменения:
1) Предоставить возможность женщинам, имеющим детей, посещающих 1-7 классы, в целях реализации функций сбора и подготовки поступления или посещения детьми общеобразовательных организаций право на предоставление одного выходного дня.
2) Исходя из положений предыдущего пункта, таким днем считать 1 сентября (ежегодно).
3) Данные положения распространяются также на случаи, когда 1 сентября не приходится на выходной день.
4) В случае отсутствия матери ребенка, выходной день предоставляется отцу или законному представителю.
Следует отметить, что данный материал имеет апробацию в качестве законотворческой инициативы на XIV Всероссийском молодежном конкурсе законотворческих инициатив «Парламент 2030», где была высоко оценена жюри конкурса, в том числе отмечена почетной грамотой министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Зариповой Эльмиры Амировны, также отмечена дипломом лауреата конкурса по результатам общественного голосования и заняла почетное третье место.
Предложенная законотворческая инициатива обоснована тем, что официальное закрепление оплачиваемого выходного дня 1 сентября имеет положительный экономический эффект как для работника, так и для работодателя. Что касается предоставления дополнительного выходного женщинам, имеющим детей, посещающих 1-7 классы, то это обосновано наибольшим количеством учащихся общеобразовательных организаций данных возрастов в Центральном регионе Российской Федерации, по данным статистической базы данных Statprivat количество таких детей составляет 12 705 879 человек.[4]
Таким образом, в результате анализа норм российского законодательства выявлена необходимость внесения изменений и дополнений в трудовое законодательство с целью повышения эффективности осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей.
[1] Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ. (ред. от 05.02.2025).
[2] Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ. (ред. от 29.09.2025).
[3] О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 05.12.2022 № 491 // Собрание законодательства РФ. 2022. № 50 (часть III) (12 декабря). Ст. 8785.
[4] Численность обучающихся, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Доступ из Единой базы частной системы здравоохранения Statprivat «statprivat.ru» - Электронный ресурс. - URL : https://statprivat.ru/medobr?r=1&ysclid=mi2taym8wh399794339 (дата обращения 17.11.2025).
- Конституция РФ «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собр. Законодательства РФ.–2014.–№ 31.– (ст.4398).
- Семейный кодекс Российской Федерации, – Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ. – (ред. от 05.02.2025).
- Трудовой кодекс Российской Федерации, – Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ. – (ред. от 29.09.2025).
- О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 05.12.2022 № 491-ФЗ. // Собр. Законодательства РФ. – 2022. – № 50 (часть III) (12 декабря). – (ст. 8785).
- Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов [Текст] : письмо аппарата ГД ФС РФ от 18 ноября 2003 г. № ВН 2-18/490 // текст методических рекомендаций официально опубликован не был (Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных закон, утверждены постановлением Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576). Доступ из Справочно-правовой системы «ГАРАНТ».
- Численность обучающихся, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Доступ из Единой базы частной системы здравоохранения Statprivat «statprivat.ru» - Электронный ресурс. - URL : https://statprivat.ru/medobr?r=1&ysclid=mi2taym8wh399794339 (дата обращения 17.11.2025).



