ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА
Журнал Научные высказывания

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА

В настоящей статье проводится анализ деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности в условиях возрастающей активности параллельного импорта—явления, когда товары, произведенные с согласия правообладателя, импортируются без его разрешения. Исследование опирается на анализ законодательных и нормативных актов, а также практики реализации существующих механизмов на международном и национальном уровнях. В статье рассматриваются ключевые проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются таможенные органы в процессе защиты прав интеллектуальной собственности, включая трудности в идентификации подлинных и контрафактных товаров, разнообразие юридических режимов параллельного импорта в разных странах, а также необходимость международного сотрудничества и обмена информацией между таможенными службами. В статье предлагаются пути усиления эффективности работы таможенных органов через внедрение современных технологий, углубление международного сотрудничества и повышение правовой грамотности среди заинтересованных сторон.

интеллектуальная собственность
параллельный импорт
идентификация товаров
современные технологии
международное сотрудничество

В условиях глобализации и наращивания международной торговли, вопросы защиты прав интеллектуальной собственности приобретают все большее значение. Наряду с трансграничными потоками информации и технологий, возрастает и поток параллельного импорта—отвергнутой правообладателями формы импорта, которая, несмотря на законность производства, нарушает эксклюзивные права на дистрибуцию. Таможенные органы играют критическую роль в борьбе с этой проблематикой, препятствуя ввозу и распространению национально и интернационально незаконно перемещаемых товаров.

Параллельный импорт — это ввоз на территорию страны товаров без разрешения правообладателя. Эти товары являются оригинальными и произведены с разрешения правообладателя, но импортируются без его согласия. Параллельный импорт возникает тогда, когда импортеры покупают товары, защищенные правами интеллектуальной собственности, в одной стране по более низким ценам для продажи их в другой стране по более высоким ценам.

Таможенные органы играют ключевую роль в борьбе с незаконным параллельным импортом и нарушениями прав интеллектуальной собственности на границе. Основные направления их деятельности включают:

Регистрация товарных знаков – Правообладатели могут регистрировать свои товарные знаки в таможенном реестре. Это позволяет таможенным органам идентифицировать и останавливать импорт товаров, которые могут нарушать права интеллектуальной собственности, на границе.

Мониторинг и анализ информации – Таможенные органы проводят мониторинг и анализ информации о товарных потоках, чтобы выявлять попытки незаконного параллельного импорта и контрафактную продукцию.

Проведение проверок и задержание товаров – При подозрении на нарушение прав интеллектуальной собственности, таможня имеет право задержать товары на определенный срок. За это время правообладатель может обратиться в суд с иском о защите своих прав.

Сотрудничество с правообладателями и другими органами – Таможенные органы тесно сотрудничают с правообладателями и другими государственными и международными организациями по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности.

Проведение обучающих семинаров – Для повышения эффективности выявления нарушений прав интеллектуальной собственности проводятся обучающие семинары для сотрудников таможенных органов.

Разработка и внедрение технологий – Внедрение современных технологий и электронных систем обработки данных повышает эффективность контроля за движением товаров через границу и выявление нарушений.

Проблемы и вызовы в деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности в условиях параллельного импорта включают необходимость соблюдения баланса между защитой прав и обеспечением свободной торговли, а также сложности в идентификации параллельно импортированных подлинных товаров. Решение этих задач требует международного сотрудничества и постоянного обновления законодательства и методов работы таможенных органов.

Основные проблемы таможенной защиты прав интеллектуальной собственности при параллельном импорте многоаспектны и включают как правовые, так и практические аспекты. Рассмотрим ключевые из них:

Одной из основных проблем является сложность определения, является ли товар подлинным или контрафактным. В случаях параллельного импорта товар является подлинным, но импортируется без согласия правообладателя. Таким образом, задача таможни усложняется необходимостью отличать законный параллельный импорт от контрафакта.

Предположим, партия духов известного французского бренда была закуплена дистрибьютором в стране A, где цены на эти духи значительно ниже по сравнению с рынком страны B из-за различий в налоговом регулировании, курсе валют или ценовой политике производителя. Дистрибьютор затем решил экспортировать эти духи в страну B без согласия производителя, стремясь воспользоваться ценовой разницей.

При попытке импорта в страну B, где правообладатель ранее зарегистрировал свое право на интеллектуальную собственность, таможенные органы обнаруживают партию парфюмерии. В этот момент им необходимо определить, являются ли духи подлинными и могут ли они быть ввезены в страну в рамках параллельного импорта, или же это контрафактная продукция.

Таможенным органам требуется провести тщательную проверку, чтобы определить, не является ли товар подделкой. Это может включать в себя визуальный осмотр упаковки и этикеток, проверку партийных номеров, а также сравнение с образцами подлинных товаров. В случаях, когда товар подлинный, но импортируется без согласия правообладателя, необходимо опираться на местное законодательство о параллельном импорте, которое может различаться от страны к стране, а также на международные соглашения.

Таможенные органы сталкиваются с юридической дилеммой: с одной стороны, предотвращение незаконного контрафакта, с другой — необходимость обеспечить свободу торговли и учет местных законодательных норм, которые могут допускать параллельный импорт подлинных товаров. Таким образом, каждый случай требует индивидуального рассмотрения, что значительно усложняет работу таможенных служб.

Отсутствие четкости и единообразия в законодательстве о правах интеллектуальной собственности между различными странами усложняет борьбу с незаконным параллельным импортом. В разных странах нормы о защите прав интеллектуальной собственности и о параллельном импорте могут существенно отличаться, что создает «серые зоны» для незаконной деятельности.

В Соединенных Штатах Америки законы о защите прав интеллектуальной собственности обеспечивают фармацевтическим компаниям длительные патенты на их изобретения (до 20 лет и более с возможностью продления). Это дает изготовителям эксклюзивное право производить и продавать лекарственный препарат в течение значительного времени, прежде чем дженерики (дешевые аналоги) смогут появиться на рынке.

Индия, с другой стороны, адаптировала свое законодательство о интеллектуальной собственности таким образом, чтобы способствовать производству и распространению дженериков. Это было сделано с целью сделать лекарства более доступными для широких слоев населения. Законодательство Индии в определенных случаях допускает производство дженериков запатентованных лекарств ранее, чем это разрешено в США или Европе.

Представим ситуацию, когда индийская компания начинает выпускать дженеричную версию лекарства, на которое еще действует патент в Соединенных Штатах. Эта компания стремится экспортировать продукцию в страны, где патент на оригинальное лекарство не зарегистрирован, или те, где законы допускают такой импорт. В случае попадания таких дженериков в США через параллельный импорт или по другим каналам возникнут законные споры из-за различий в правовой защите интеллектуальной собственности и регулировании параллельного импорта.

Эти несоответствия в международном праве интеллектуальной собственности создают «серые зоны». В этих условиях продукция, законно изготовленная в одной юрисдикции, может нарушать права на интеллектуальную собственность в другой при перевозке или продаже. Это подчеркивает необходимость для международного сообщества достичь консенсуса и гармонизировать правила в области интеллектуальной собственности и торговли, чтобы уменьшить подобные конфликты и облегчить торговлю на глобальном уровне.

Так же, правообладателям часто бывает сложно доказать факт нарушения своих прав в суде, что необходимо для того, чтобы таможня могла принять меры против незаконного импорта. Это связано, в первую очередь, с высокими требованиями к доказательствам.

Глобализация и увеличение объемов международной торговли затрудняют эффективный контроль за перемещением товаров через границы. Крупные объемы импорта и экспорта требуют от таможенных органов использования передовых технологий и методов анализа для выявления нарушений.

Многие таможенные службы сталкиваются с недостатком человеческих, технических и финансовых ресурсов для обеспечения адекватного контроля за соблюдением прав интеллектуальной собственности.

Эффективная борьба с незаконным параллельным импортом требует тесного сотрудничества между таможенными органами и правообладателями. Однако не все правообладатели активно регистрируют свои права в таможенных органах или предоставляют достаточно информации для идентификации поддельной продукции.

Эффективность борьбы с параллельным импортом сильно зависит от международного сотрудничества и обмена информацией между таможенными службами различных стран. Однако различия в законодательствах и подходах к защите интеллектуальной собственности могут затруднять это сотрудничество.

Решение этих проблем требует комплексных подходов, включая гармонизацию норм о правах интеллектуальной собственности на международном уровне, повышение осведомленности и обучение персонала таможенных служб, а также использование современных технологий для контроля за перемещением товаров.

Подводя итоги, хочется отметить, что, таможенные органы обладают инструментарием для борьбы с нарушениями в области прав интеллектуальной собственности, прежде всего, через механизмы контроля импорта. Среди инструментов: регистрация патентных прав на товары в таможенном реестре, проверка и задержание товаров с подозрением на нарушение, сотрудничество с правообладателями и другими государственными органами. Однако столкновение с технологическими, юридическими и логистическими вызовами делает эту борьбу сложной.

Таможенные органы сталкиваются с рядом проблем: отслеживание больших объемов товаров, идентификация подделок, переменные юридические рамки защиты прав интеллектуальной собственности, сложности обеспечения сотрудничества с правообладателями. Проблема усугубляется различиями в законодательстве между странами, особенно когда речь идет о параллельном импорте, который в некоторых юрисдикциях считается законным.

Для эффективной борьбы с нарушениями в защите прав интеллектуальной собственности таможенным органам нужно внедрение новейших технологий для отслеживания и идентификации товаров. Также крайне важно обеспечивать углубленное международное сотрудничество и обмен данными и практиками между странами.

Список литературы
  1. Право интеллектуальной собственности: учебник для вузов / Л. А. Новоселова; под редакцией Л. А. Новоселовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 335 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17268-3.
  2. Сальникова А.В. Таможенные институты защиты прав интеллектуальной собственности: учебное пособие / Сальникова А.В. — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2021. — 124 c.
  3. Фальченко О.Д., Стремоусова Е.Г. Особенности трансформации параллельного импорта в России в условиях внешних вызовов и экономических санкций // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10- – С. 476-483.
международный научный журнал

Научные высказывания #57

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 17 мая по 31 мая
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
14 июня
Рассылка печатных экземпляров
21 июня