Понятие региональных субъектов предупреждения преступлений
Журнал Научные высказывания

Понятие региональных субъектов предупреждения преступлений

Понятие субъекта предупреждения преступности является вполне разработанным в российской криминологии. Субъектом является лицо, орган, государственные структуры (МВД РФ, ФСБ РФ, СВР РФ, Росгвардия…), в том числе совещательные и консультативные органы при Главе региона и Председателе правительства, а также общественные Советы при главе муниципального района и городского округа, религиозные(проповеди духовных лидеров, работа отделов образования и примирения Муфтията республики), благотворительные организации, общественные объединения правоохранительной и социально полезной направленности, которые способны оказывать прямо или опосредовано воздействие на преступность с целью ее поддержания на социально-терпимом уровне. Необходимо, чтобы люди в мантиях(судьи) активно включались в профилактику преступности, используя свои полномочия по изучению причин и условий, способствующих преступности, путем вынесения частного определения или постановления. В настоящее время надо выстроить многовекторную систему противодействия преступности.

криминологическое понятие субъекта преступления и предупреждения преступности
федеральные
региональные и общественные субъекты предупреждения преступности

Авторы, которые дают различные криминологические понятия "субъекта преступлений", часто опираются на разные теории и исследования в области криминологии и социологии.

Одни авторы считают, что субъектом преступлений является только тот, кто совершает преступление, в то время как другие расширяют это понятие, включая и те, кто могут совершить преступление в будущем. В этом случае, субъектом преступлений может быть человек, который имеет высокий риск совершения преступлений из-за своего прошлого или текущего поведения.

Существует несколько теорий, которые помогают объяснить поведение преступников и определить факторы, влияющие на их действия. Например, теория социального контроля предполагает, что у человека есть различные факторы, которые могут влиять на его поведение, такие как семья, друзья, образование и занятость. Если эти факторы слабы, человек может быть более предрасположен к совершению преступлений.

Теория преступлений, основанная на рисках, предполагает, что некоторые люди имеют более высокий риск совершения преступлений из-за их характеристик, таких как возраст, пол, социальный статус и этническое происхождение. В этом случае, субъектом преступления может быть тот, кто имеет высокий риск совершения преступлений из социальных, культурных или экономических причин.

В этой связи обезопасить личность, общество и государство от противоправных посягательств вполне посильная задача, путем включения в этот процесс различных органов общественной самодеятельности, которые в настоящее время требуют государственной поддержки. Как известно, посадками эту проблему   не решить, поскольку от деятельности правоохранительных органов мы можем оздоровить криминальную атмосферу лишь на 20-25%. Нужна всенародная поддержка, которая сейчас с огромным трудом достижима.

Общественные органы по профилактике преступности являются важной частью системы управления и контроля преступности в стране. Они направлены на предотвращение преступлений путем сотрудничества с различными секторами общества, такими как семьи, школы, религиозные организации и местные сообщества. Основная задача таких органов заключается в том, чтобы определить и анализировать причины возникновения преступности, а затем принимать меры для предотвращения ее распространения. Это включает в себя разработку и внедрение стратегий и программ, направленных на содействие социальному развитию и укреплению общественного доверия к правоохранительным органам. Органы по профилактике преступности работают с молодежью, проводя мастер-классы, семинары и другие мероприятия, направленные на формирование у них уважения к закону и понимания правовых норм. Они также занимаются пропагандой здорового образа жизни, борьбой с наркоманией и алкоголизмом, а также оказывают психологическую поддержку людям, сталкивающимся с трудностями в жизни. Кроме того, общественные органы по профилактике преступности сотрудничают с медиа, чтобы распространять информацию о преступности и опасных явлениях, а также о том, как люди могут защитить себя и свои семьи от преступлений. В целом, общественные органы по профилактике преступности играют ключевую роль в сохранении безопасности и стабильности в обществе, помогая людям избегать преступности и жить в мире и гармонии.

Как известно, понятие субъекта предупреждения преступности является вполне разработанным в российской криминологии.

Б.В. Коробейников обоснованно отмечал, что субъект любой деятельности – это, прежде всего, носитель функциональных прав и обязанностей. Субъект предупреждения преступности – это физическое или юридическое лицо, деятельность которого направлена на выявление причин, условий совершения преступлений, лиц, склонных к преступлениям, и оказание на них предупредительного воздействия [1, c.83-84]

Субъектом является лицо, орган, государственные структуры, в том числе совещательные и консультативные органы при Главе региона (общественные помощники, полномочные представители Главы РД в округах) и Председателе правительства, региональные отделения политических партий, религиозные и благотворительные организации, общественные объединения правоохранительной и социально полезной направленности, которые способны оказывать прямо или опосредовано воздействие на преступность с целью ее поддержания на социально-терпимом уровне. В.Д. Малков в этом контексте обращал внимание на системный характер организации деятельности субъектов предупреждения преступности и на приоритетную роль государственных органов и должностных лиц [2, c.129]

Субъектом предупреждения преступности являются различные органы государственного управления, учреждения, организации, их должностные лица, работники, а также отдельные граждане, наделенные предупредительными функциями и деятельность которых направлена на достижение целей и задач предупреждения преступлений. Например, органы внутренних дел, участковые уполномоченные полиции, подразделения по делам несовершеннолетних; органы социальной защиты, осуществляющие, в частности, функции по предупреждению детской безнадзорности; таможенные органы; налоговая служба; частные детективные и охранные предприятия; общественные объединения по охране порядка и т. п. С.И. Герасимов в этой связи подчеркивал, что система субъектов предупреждения преступности может быть истолкована в узком и широком смыслах. В первом случае речь идет о совокупности и системных связях субъектов, для которых предупреждение преступности – профильная функция, во втором – она может распределяться между ними в определенной части [3, c.83].

С учетом особенностей региональной преступности, рассматриваемые субъекты можно дифференцировать на специальные, то есть императивно наделенные предупредительными функциями, юридически закрепленными за ними, и неспециальные, содействующие первым. Классификация субъектов предупреждения преступности может проводиться по различным критериям. Отдельные авторы выделяют активные субъекты (участвующие в воздействии на преступность) и потенциальные субъекты (способные воздействовать, но не участвующие в этом процессе по каким-либо причинам) [4, c.305-311]. При этом для повышения эффективности их деятельности необходимо, чтобы их функции не дублировались [5, c.195-196].

Система субъектов предупреждения преступности – это совокупность объединенных единой целью государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, реализующих свои права и обязанности во взаимосвязи и по согласованию во времени и пространстве. К субъектам предупреждения преступности добавляются различные частные структуры (хозяйственные, учебные, благотворительные и др.), которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность, наделены, в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию [6, c.3-12]. Систематизация субъектов предупреждения преступности проводится и по такому критерию, который условно можно назвать «зона ответственности»: субъекты правового регулирования, субъекты организации предупреждения преступности, субъекты, непосредственно реализующие меры предупреждения преступности, субъекты, участвующие в предупреждении преступности в пределах своей компетенции [7, c.124].

Система субъектов предупреждения преступности необходима для того, чтобы эта деятельность осуществлялась на комплексной основе и с учетом связей между ними [8, c.61-65]. В последующем субъекты предупреждения преступности подразделяются на три основные группы, что получило отражение в нормах Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (пп. 3, 4 ст. 2).

Первая группа включает в себя субъекты общесоциальной профилактики, к которым относятся федеральные, региональные и местные органы власти и управления, а также общественные формирования, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи (министерства, органы местного самоуправления, политические партии, депутаты различных уровней, профсоюзы, религиозные объединения и др.)

Во вторую группу входят субъекты специально-криминологической профилактики. Это государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (МВД, ФСБ, прокуратура, Следственный комитет и др.); государственно-общественные органы, выполняющие правоохранительные функции (комиссии по делам несовершеннолетних местных администраций и др.); частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия, ДНД и др.).

Третья группа объединяет субъектов, осуществляющих индивидуальную профилактику.

Проф. З.А. Астемиров важным направлением борьбы с преступностью считает многостороннюю предупредительно-профилактическую деятельность всех субъектов борьбы с преступностью [9, c.32]. Эффективность профилактической работы различных субъектов предупреждения преступности определяется в первую очередь степенью ее положительного влияния на структуру, динамику и уровень преступности в регионе, реальному состоянию общественного порядка и общественной безопасности.

Задача настоящего исследования заключается в совершенствовании государственно-правовой системы предупреждения преступности, которое должно осуществляться на основе активного использования потенциала органов государственной власти и местного самоуправлении, развития общественной инициативы в деле поиска путей решения конкретных проблем противодействия преступности. При этом требуется акцентировать внимание на предупреждении экстремизма, терроризма, деструктивной идеологии, организованной преступности, преступлений коррупционной направленности, преступности несовершеннолетних, перестройке системы исправления осужденных, защите личной и имущественной безопасности членов общества, приведении тактики и стратегии борьбы с преступностью в соответствие с постоянно изменяющимися реалиями развития общества.

Государство принуждает граждан к законопослушному поведению, исполнению законов и подзаконных актов путем установления уголовных, гражданских и административно-правовых запретов в случае их нарушения. В этом проявляется регулирующая роль государства в обеспечении правомерного поведения граждан, которая вытекает из Конституций Российской Федерации и Республики Дагестан.

Российская Федерация является социальным государством. Проведение им продуманной и взвешенной социально-экономической политики на основе расширения социальной поддержки целей и принципов, закрепленных в Конституции РФ 1993 г., создает условия, обеспечивающие достойную жизнь человеку, и является благоприятной основой для сокращения антиобщественных проявлений. К сожалению, государство еще не в полной мере обеспечивает реализацию этих обязательств.

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе от противоправных посягательств, – обязанность государства, то есть оно должно предпринять меры различного характера и уровня по защите прав личности, общества и государства от нарушений (ст.ст. 2, 45 Конституции РФ). Как известно, в структуре всей преступности посягательства на собственность составляют около 70 %. Провозглашение в Конституциях РФ и РД принципа равной защиты собственности создает условия для снижения ее латентности по сравнению с прежним уголовным законодательством (ст. 8 Конституции РФ).

В ходе осуществления государственной власти Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и субъектами РФ принимаются обязательные для исполнения решения, направленные на предупреждение преступлений (ст.11 Конституции РФ). В ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, а, следовательно, и предупреждение преступности находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. «б» ч.1 ст.72 Конституции РФ). В рамках детализации и конкретизации этих конституционных положений на федеральном уровне принимаются различные модельные законы. В соответствии с ними субъекты Федерации принимают собственные нормативно-правовые акты с максимальным учетом особенностей регионов. Например, постановлением Правительства РД от 22.12.2014 №659 (в ред. от 04.10.2023г. №394) прията государственная программа республики «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности Республики Дагестан». К сожалению, основная нагрузка в реализации программных мероприятий ложится на МВД по РД, а другие субъекты – недостаточно активны.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Таким образом, государство в лице его правоохранительных органов берет на себя обязательства ограждать граждан от преступных посягательств, используя имеющиеся у государства силы и средства. С момента своего возникновения государство охраняет интересы политически и экономически господствующего класса, а его органы выступают инструментом реализации этой функции.

Указанные и иные особенности предопределяют и своеобразие преступных проявлений, и воздействие органов власти и управления на преступность.

Высоким потенциалом в деятельности субъектов предупреждения преступности обладают институты помилования и амнистии.

Между тем, с начала 90-х гг. прошлого века из индивидуального акта помилование превратилось в массовое явление, при этом более 58 % помилованных в 2000 г. пришлось на осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Так, в РФ из 8008 помилованных в 1996 – 1997 гг. вновь совершили преступления 752 человека, или 9,4 %. Из них в течение 1-го года 41,2 %, 2-го года – 33,3 %, 3-го года – 22,2 %, 4-го года – 3,3 %. Следует отметить, что рецидив среди помилованных в сотни раз ниже, чем среди амнистированных лиц. Осознавая это, Государственная Дума ФС РФ использует ресурсы амнистии крайне ограниченно, с периодичностью в среднем один раз в пять лет.

Ранее в п. 13 ст. 91 Конституции РД, принятой Конституционным Собранием РД 26 июля 1994 г. (в редакции от 24 марта 1998 г.), провозглашалось, что Государственный Совет РД вправе осуществлять помилование лиц, осужденных судами судов Республики Дагестан. Как известно, вопросы помилования находятся в исключительном ведении РФ (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Законом РД от 25 сентября 2000 г. №15 упомянутый п. 13 (о помиловании) был исключен.

Тем не менее, в процедуре помилования участвуют субъекты федерации. Эти меры направлены на совершенствование механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ, обеспечение участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием. На территории субъекта РФ образованы комиссии по вопросам помилования. Это сближает органы государственной власти в предупреждении преступности на индивидуальном уровне, поскольку члены Комиссии посещают места лишения свободы, дают разъяснения осужденным, предварительно рассматривают персональные ходатайства и готовят заключения о помиловании осужденных для представления высшему должностному лицу субъекта РФ. В конечном счете, эти изменения ориентированы на усиление профилактических функций органов государственной власти субъектов РФ. В Дагестане образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РД (далее – Комиссия).

Комиссия является постоянно действующим консультативным органом по предварительному рассмотрению ходатайств о помиловании осужденных и подготовке для Главы Республики Дагестан заключения о целесообразности применения акта помилования. В состав комиссии входят 20 человек. Они осуществляют свою деятельность на общественных началах. Председателем комиссии является проректор по научной работе Дагмедакадемии, который руководит ее деятельностью. В 2002–2012 гг. в Комиссии по помилованию при Президенте Республики Дагестан рассмотрено 191 ходатайство о помиловании, из них: рекомендовано помиловать 18 и ни одного не помиловано Президентом Российской Федерации.

На наш взгляд, установленный порядок осуществления помилования повышает ответственность глав субъектов РФ в сфере предупреждения преступности, позволяет адаптировать республиканские программы борьбы с преступностью к реальной криминологической ситуации в регионе.

Одним из гуманных средств предупреждения преступности на уровне федеральных органов законодательной власти является объявление амнистии, которое находится в ведении Государственной Думы Федерального Собрания (п. «е» части 1 ст.103 Конституции РФ). Все авторы сходятся в том, что органы государственной власти и местного самоуправления являются субъектами общесоциальной профилактики, и мы попытаемся обосновать это положение. В этой связи надо изучить потенциальные возможности Главы РД, Народного Собрания РД, Правительства РД, органов местного самоуправления как субъектов антикриминального воздействия, которые наряду с общесоциальными мерами предупреждения преступности осуществляют опосредованно и специальные меры, позволяющие контролировать, сдерживать преступность, разрабатывать широкий спектр мер противодействия. Ведущая роль в этой работе ранее отводилась Государственному Совету РД как органу, возглавлявшему исполнительную власть и обеспечивавшему взаимодействие органов государственной власти РД, что вытекало из его конституционно-правового статуса (ст. 87 Конституции РД). В дальнейшем после принятия Конституционным Собранием новой Конституции РД 10 июля 2003 г., учреждения поста Президента РД, который является высшим должностным лицом РД и возглавляет исполнительную власть, он проводит политику, направленную на обеспечение законности и правопорядка, соблюдение прав и свобод человека (ч.1, 2, ст. 75 Конституции РД).

Народное Собрание РД – парламент РД – является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти РД. Утверждая республиканские программы социально-экономического развития Дагестана, определяет и меры борьбы с преступностью, что находит свое выражение в разнообразии форм и методов контроля над исполнением принятых законов и подзаконных актов, связанных с укреплением правопорядка в РД (п. 14, ст. 68 Конституции РД).

Правительство РД, являясь постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти РД, осуществляет меры по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также по обеспечению защиты прав и свобод граждан (п. 5, ст. 88 Конституции РД). Таким образом, функция борьбы с преступностью вытекает из Конституции РД и является главной задачей в деятельности Правительства РД, поскольку без укрепления правопорядка, создания режима законности обречены на неудачу социально-экономические реформы. В этой связи возникает необходимость в систематическом анализе криминогенной атмосферы в регионе, апробировании различных форм и методов противодействия преступности, используя потенциал органов исполнительной власти, параллельно давая оценку их эффективности.

Предупреждение преступности органами государственной власти и местного самоуправления выглядит как стройная система, включающая указанных субъектов при ведущей роли Государственного Совета РД (с 1994г.), а в дальнейшем (с 2006 г.) Президента РД, Главы Республики Дагестан (с 2013г.)

Деятельность по предупреждению преступности предполагает четкое комплексное и системное планирование, которое имеет целью обеспечить стабильность в обществе, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также предупреждение преступлений. Имманентная черта правоприменительного уровня реализации уголовной политики, в том числе, предупреждения преступности, состоит в том, что он выражается в практической деятельности широкого круга субъектов: следственно-прокурорских органов, органов адвокатуры, судов, органов исполнения наказаний [10, c.174-190]. В этой связи роль криминологического планирования существенно повышается.

Сущность криминологического планирования, на наш взгляд, наиболее точно дается профессором В.В. Ореховым: «Планирование предупреждения преступности означает деятельность органов государственной власти по разработке и внедрению комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность поведения людей, отклоняющегося от норм уголовного законодательства» [11, c.54].

Этим положением мы будем руководствоваться, поскольку эффективное планирование, прежде всего, основывается на изучении системных и конкретных причин преступности.

Для нормального функционирования демократического государства в целом необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Понятие «местное самоуправление» в странах современного мира обычно охватывает два вида органов: местный представительный орган, избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы и принимающий, как правило, решения по наиболее важным местным вопросам, а также исполнительный орган (мэр, бургомистр и т. д.), обычно призванный в первую очередь выполнять решения представительного органа и осуществлять оперативное управление (хотя на него могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции).

В мировой практике принято различать три модели местного управления: англосаксонскую (английскую), континентальную (французскую) и советскую. Выделение данных моделей базируется на принципах, которые лежат в основе отношений различных местных органов как между собой, так и с вышестоящими властями.

По Конституции России местное самоуправление и его органы в пределах своей компетенции обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе и в сфере охраны общественного порядка. Решение этих вопросов зависит от многих факторов.

Необходимо отметить, что проблемы преступности в регионе рассмотрены в работе проф. Т.Б. Рамазанова, где впервые исследованы факторы этнопсихологического уровня, влияющие на криминогенную обстановку в регионе, обозначены проблемы предупреждения преступности и предпринята попытка сформулировать некоторые предложения по их разрешению.

Деятельность по предупреждению преступности является частью внутренней политики республики, которая осуществляется Народным Собранием, Президентом РД и Правительством РД, органами местного самоуправления, а также судебной властью и нацелена на обеспечение стабильности в дагестанском обществе, охрану прав и свобод человека и гражданина, предупреждение преступлений. Республика Дагестан – социальное государство (ст.13), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Она обеспечивает социальную ориентацию экономики, гарантирует свободу экономической деятельности, равноправие всех форм собственности, создает условия для добросовестной конкуренции.

В этой связи необходимо отметить, что многие аспекты социальной политики могут влиять на преступность. При этом наиболее часто приводятся шесть направлений социальной политики: политика планирования развития городских и сельских районов и, в частности, политика ликвидации трущоб, управления размещением, проблема бездомности, проектирование и предусмотрение мест общественного пользования и торговли, взаимосвязь между предоставлением жилья и другими службами, особенно транспортом и местом работы; политика занятости и, в частности, политика, связанная с ликвидацией безработицы и созданием рабочих мест; политика в области образования; семейная политика; молодёжная политика, включая создание условий для отдыха, проведения досуга и занятия культурой; политика в области здравоохранения и, в частности, борьбы с наркоманией и алкоголизмом [12, c.627-637]. Реализация указанных направлений предполагает наличие финансовых средств. Сумма федеральных дотаций бюджету Республики Дагестан в 2014 г. составила 42 млрд. 892 млн. рублей и до настоящего времени она находится в тройке субъектов Федерации получивших самые большие дотации (по итогам 2021 г. Дагестану было выделено более 77 млрд руб. дотационной поддержки, что стало максимальным показателем среди российских регионов). Формирование благополучной социальной среды и оздоровление экономических отношений имеет серьезный профилактический потенциал, благодаря чему в деятельность по предупреждению преступлений могут вовлекаться новые неспециализированные субъекты.

Субъекты предупреждения преступности приоритетно представлены перечнем специализированных и неспециализированных органов государственной власти федерального и регионального уровней.

Оригинальным опытом предупредительной деятельности обладает Республика Дагестан, исполнительную власть на территории которой осуществлял Госсовет, не имевший аналога в законотворческой практике субъектов федерации. Его эффективная деятельность позволила снять социальную и криминальную напряженность в республике по многим направлениям в сложный переходный период. Умелая организаторская, мобилизационная и практическая работа по разгрому бандформирований, вторгшихся в Дагестан, заслуживают не только социального одобрения, но и признания потенциально полезным для оптимизации предупреждения преступности в регионах.

Для совокупного разрушительного воздействия на преступность требуется тщательный анализ ситуации, обоснованное планирование и усиление государственного, муниципального, общественного контроля за негативными явлениями, так как тезис о саморегулировании рыночной экономики оказался ошибочным и повлек за собой дальнейшую криминализацию российского общества.

В заключение, авторы, которые дают различные понятия "субъекта предупреждения преступлений", часто опираются на разные теории и исследования в области криминологии и социологии. Субъект предупреждение преступлений может быть определен по-разному, в зависимости от теории исследования, используемой автором.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

- субъекты предупреждения преступности составляют двуединую систему, экстраполирующуюся на федеральном и региональном уровне;

- разработанные в отечественной криминологии системные связи между субъектами предупреждения преступности актуальны как для федерального, так и для регионального процесса ее предупреждения;

- деятельность специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступности может быть рассогласована между собой, что выступает деструктивным фактором, требующим устранения.

Список литературы
  1. Долгова А.И., Коробейников Б.В., Кудрявцев В.Н., Панкратов В.В. Понятие советской криминологии. М., 1985. С. 83-84. 
  2. Криминология / под ред. В.Н. Малкова. М., 2008. С. 129.
  3. Герасимов С.И. Организация криминологической профилактики в Москве. Опыт и перспективы. М., 2000. С. 83.
  4. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2007. С. 305-311.
  5. Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 2004. С. 195-196.
  6. Ларичев В.Д., Исаев О.Ю. Понятие и характеристика основных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики в современных условиях // Общество и право. 2010. № 1. С. 3-12.
  7. Криминология / под ред. В.Д. Малкова. М., 2009. С. 124.
  8. Титушкина Е.Ю. Система субъектов предупреждения преступлений: понятие и элементы // Научный портал МВД России. 2019. № 2. С. 61-65.
  9. Астемиров З.А. Профилактика преступлений. Махачкала, 1985. С. 32.
  10. Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М. Противоречия судебно-уголовной политики // Правоприменение. 2022. № 1. С. 174-190.
  11. Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972. С. 54.
  12. Жубрин Р.В. Предупреждение преступности на современном этапе развития российского общества: понятие, содержание, принципы // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4. С. 627-637.