Сленг в речи современных школьников
Журнал Научные высказывания

Сленг в речи современных школьников

В предсталенной работе рассматривается проблема засорения речи сегодняшних подростков сленговой лексикой. Исследование полученных в результате опроса учащихся средней школы  сленговых слов показывает особенности их функционирования, употребления  в нашем языке. Автор работы создал памятку «Говори по-русски красиво!», в которой приводятся разнообразные синонимы к сленговым словам.

речь
русский язык
Интернет
Сленг

Проблема: речь сегодняшних школьников изобилует сленгом. Для большинства из них сленг стал неотъемлемой частью не только устной речи, но даже и письменной. Нужно привлечь внимание школьников к необходимости чистой и красивой речи.

Актуальность темы. Сленговая речь стала повседневной. Такие слова, как зашибись, круто и им подобные вытесняют литературные выражения. В чем же особенность языка современных подростков? Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы.

Цель работы - проанализировать речь обучающихся 5х классов моей школы, выяснить причины употребления ими сленговых выражений, создать памятку «Говори красиво!»

Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает сленг в речи учащихся.

3.Выявить источники и причины возникновения подросткового сленга.

4. Выявить особенности функционирования сленговых слов и выражений в речи пятиклассников.

5. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

 6.Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

7. Подобрать синонимичные сленговым слова и выражения, относящиеся к литературной норме.

Принимаем в качестве рабочего следующее определение сленга: «разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста».

Понаблюдав за нашими пятиклассниками и проанализировав их речь, мы отобрали для анализа 55 сленговых слов: троллить, краш, крашиха, пранк, кринж, рофл, рофлить, изи,  пруф, челлендж, лук (образ),лол, чиллить,мем (мемчик), хайп, хайпануть, круто, прикольно, базарить, прикол, чел, чувак, красава, в натуре, капец, эпичный, симпотный, залипать, зависнуть, трэш (трэшак), симпотный, загуглить, фотать, тачка, зашибись, кайф,  кайфовать, кайфово, отстой, стёб, стебаться, стопудово, дз, др, лан, канеш.

 Мы дали толкование каждому слову, например:

троллить - издеваться, подстрекать с целью вывести человека из равновесия, вызвать у него гнев, слёзы, обиду. Или залипать, залипнуть - сосредоточится на чем-то одном или на ком-то одном. 

Мы проанализировали данную группу слов с точки зрения их происхождения и появления в речи ребят и выявили следующее:

  1. Часть сленговых слов заимствованы из английского языка и пришли к нам посредством Интернета: через социальные сети, многочисленные каналы блогеров и проч. Например, краш, крашиха образованы от англ.  Crush «разрушать» или «раздавить», «авария», а «увлечение» — другое, менее распространённое значение.
  2. Часть слов – это результат переосмысления значения привычных нам русских слов. Например, круто, прикол, прикалываться, базарить, залипать. зависнуть, тачка, зашибись, отстой, стопудово.
  3. Третья часть слов – это сокращенные варианты слов (чел, симпотный, красава, фотать, дз, др.).

Мы обратили внимание на то, что некоторые заимствованные слова в русском языке образуют группы однокоренных слов по русской словообразовательной модели:

Пранк-пранкануть; кринж – кринжовый; рофл-рофлить;мем-мемчик;

хайп-хайповый, хайпануть, хайпово, хайпить.

Чтобы ответить на вопрос, почему сленг прочно вошёл в обиход школьников, мы провели анкетирование среди учащихся 5х классов нашей школы.

В нем приняли  участие 50 человек. Мы предложили им ознакомиться со сленговыми словами и ответить на вопросы.

45 человек из 50 ответили, что понимают данные слова, знают их значение.

36 из 50 сказали, что употребляют те или иные слова в своей речи.

35 человек из 50 заявили, что узнали эти слова из сети Интернет, услышали от знакомых, друзей – 19.

28 ребят из 50 не смогли бы обойтись без этих слов в речи, 22 – смогли бы.

24 участника опроса считают, что сленг помогает выделяться, быть не таким, как все, 16 – полагают, что сленг способствует взаимопониманию, общению, 10 – что это модно и современно.

28 человек из 50 считают, что смогли бы заменить сленговые слова на языковую норму. 22 – нет.

24 человека положительно оценивают употребление сленговых слов в речи, нейтрально – 22 и лишь 3 – отрицательно.

Исходя из результатов анкетирования, мы составили памятку, в которой ребятам предлагаются слова языковой нормы, которые можно использовать в речи вместо сленга. Например, не Изи, а легко, просто, без проблем, нетрудно, спокойно; не Круто, а  здорово, замечательно, отлично, прекрасно, отменно, здорово.

Результаты и выводы.

1. На основе наблюдений за речью учащихся 5х классов составлен словарь сленговых слов с толкованием и указанием на происхождение некоторых слов.

2. Нами установлено, что подростки знают и активно используют в своей речи сленг, многие из них положительно оценивают употребление сленговых слов в речи. Также абсолютное большинство из них не могут обойтись без сленга.

3.  Отмечено, что учащиеся используют сленг для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и позволяющим выделиться среди ровесников.

4. Некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, считая, что правильно говорить – это скучно.

  5.  Одним из главных источников пополнения речи школьников сленгом стали Интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи.

6.  Для привлечения внимания школьников к проблеме засорения русского языка, а также для пополнения словарного запаса учащихся составлена памятка «Говори по-русски красиво!»

Заключение.

Подводя итог, отметим, что  сленг - это неотъемлемая часть речи современного подростка, это языковое явление  было, есть и будет в школьной лексике. Но надеемся, что это явление временное, которое изживет себя по мере взросления ребят при условии обогащения их речи литературной, нормированной лексикой.

Список литературы
  1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.
  2. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия. 19691978.
  3. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448
  4. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998.
международный научный журнал

Научные высказывания #77

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 19 мая по 03 июня
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
17 июня