Российское разведчество сквозь призму эволюции скаутских законов
Журнал Научные высказывания

Российское разведчество сквозь призму эволюции скаутских законов

Прослежена эволюция законов российских скаутов-разведчиков как отражение процессов внутри детского движения в результате существенных изменений в обществе и государстве в первой четверти XX века.

скаутское движение
история
детское движение

В интересной статье [1] прослежена трансформация торжественного обещания пионеров СССР за все время существования организации. Обращает на себя внимание, что варианты текста обещания пионера, начиная со второй редакции 1923 года, отличаются по структуре и композиции от первого варианта, принятого на II Всероссийской конференции РКСМ. Первоначально торжественное обещание было построено по логике обещания скаутов, которое составлено из трех частей:

1. обещание верности;

2. обещание каждодневной помощи;

3. обещание выполнять законы организации.

Таблица 1

Сравнение обещания пионера в редакции 1922 и скаута

Текст обещания скаута, утвержденного на 1-м Всероссийском съезде инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. 1915 [2, с. 14]

Текст торжественного обещания пионера, утвержденного на II Всероссийской конференции РКСМ [3, с. 348]

Даю торжественное обещание и скрепляю его своим честным словом, что буду:

1. Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем.

2. Ежедневно оказывать услуги и помогать ближним.

3. Исполнять законы разведчиков.

Честным словом обещаю, что

буду верен рабочему классу;

буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям;

знаю законы пионеров и буду им повиноваться.

Сама идея проследить эволюцию одного из символов пионерской организации в связке с изменяющимися внутренними задачами государства и, как следствие, с изменениями государственной политики по отношению к детскому и молодежному движению выглядит настолько привлекательно, что возникло желание проследить трансформацию символов другого детского движения начала XX века: скаутских законов от момента появления в России первых скаутских отрядов до создания пионерской организации.

Законы детских организаций являются по сути квинтэссенцией моральных и этических принципов, которые являются целями воспитательного процесса. И если в дальнейшем пионерская организация оказалась жестко встроенной в триаду партия – комсомол – пионерия, то скаутинг в России так не смог стать организацией с единым руководящим центром, оставаясь скорее движением с момента своего зарождения в 1909 году и до частичной эволюции в пионерию и ухода с исторической арены как самостоятельного игрока. При этом скаутское движение активно развивалось как до 1917 года, так и после. Причем в период 1917-1923 годов он получил наибольшее развитие при определенной общественной поддержке [4]. Отсутствие центрального руководящего органа вызвало необходимость и возможность конкретизировать цели и задачи скаутинга, в первую очередь, для детей и родителей через формулировки законов и обычаев с разъяснениями и комментариями к ним непосредственно самими руководителями отрядов, дружин, городских организаций юных скаутов-разведчиков. Меняющаяся внешняя и внутренняя ситуация, изменение государственного устройства, социального уклада в России того бурного исторического периода отразились на деятельности детских организаций, что нашло отражение в трансформации ее законов и их толковании.

БЫЛО ДЕВЯТЬ, СТАЛО ДВЕНАДЦАТЬ

Законы скаутов появились с появлением книги Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for Boys»). По повелению Николая II, прочитавшего книгу в оригинале, в 1909 году Генштаб издает книгу в переводе под названием «Юный разведчик». Девять пронумерованных в русском издании книги Баден-Пауэлла законов скаута [5, с. 43-45] становятся отправной точкой нашего исследования.

До Революции в России вышли четыре различных перевода этой книги. В предисловии к 4-му изданию, которое было подготовлено Иннокентием Жуковым, педагогом, видным деятелем скаутского движения и одним из основателей пионерского движения в СССР, отмечено, что книга не является дословным переводом и некоторые главы дополнены тем, что внесла российская практика в педагогическую систему Баден-Пауэлла. В частности, скаутских законов стало двенадцать, и они обрели несколько иные формулировки [6, с. 35-36].

Надо отметить, что буквально за два года до подготовки к печати 4-го издания книги Баден-Пауэлла, в Петрограде прошел Первый Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом (1915), а через год – Второй съезд по скаутизму в России, на которых были приняты законы разведчиков. И если изменение утвержденной на них формулировки второго закона в части появления в тексте «государственной власти» можно понять (4-е издание готовилось к печати в период между двумя революциями), то «улучшение» Баден-Пауэлла тремя дополнительными законами заслуживает внимания. Два из «новых» законов Ин. Жуков предлагал II-му съезду, а 10-й, что «скаут чист в своих мыслях, словах и делах», мы встречаем в книге В. А. Попова и В. С. Преображенского, изданной в Москве под заголовком «Бой-скауты», как руководство по системе скаутинг, применительно к условиям русской жизни и природы [7, с. 108-109]. Владимир Алексеевич Попов известен как педагог, редактор журнала «Вокруг света», автор песни «Картошка», которую и скауты, и пионеры считали своей. Вениамин Сергеевич Преображенский (святитель Василий, епископ Кинешемский) широко известен в скаутском мире, как выдающийся идеолог русского скаутского движения. Примечательно, что этот закон в дальнейшем приживется в русском скаутском движении.

Таблица 2

Варианты законов скаутов, формулировки которых в некотором смысле можно рассматривать как общие для всех скаутских организаций России

«Юный разведчик». 1-е изд. 1910 г. [5, с. 46-45]

Законы разведчиков, принятые на I и II съездах по скаутизму [8, с. 14-16], [6, с. 78]

«Юный разведчик». 4-е изд. 1917 г. [6, с. 35-36]

1. На честь разведчика должны полагаться

2. Разведчик предан своему Государю, своим офицерам, своей Родине и тем, на службе у кого он находится. Он обязан защищать их до последней крайности от врагов или даже от лиц дурно о них отзывающихся

3. Обязанности разведчика заключаются в том, чтобы исполнять долг свой и помогать ближнему

4. Разведчик – друг всякого и брат своим разведчикам, без различия их общественного положения

5. Разведчик – вежлив и услужлив

6. Разведчик – друг животных

7. Разведчик исполняет приказания вожатого или старшины беспрекословно

8. Разведчик улыбается и насвистывает или напевает что-нибудь во всех обстоятельствах

9. Разведчик должен быть бережлив

1. Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем

2. Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России

3. Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам

4. Быть всегда правдивыми и верными данному слову

5. Беспрекословно исполнять приказания своих начальников

6. Быть другом животных

7. Быть веселым и никогда не падать духом

8. Быть вежливым и аккуратным

9. Быть верным законам разведчиков

10. Подчиняться Суду Чести

11. Быть трудолюбивым и настойчивым

12. Быть скромным

1. Честь скаута должна заслуживать общее доверие

2. Скаут верен Родине, государственной власти, родителям, начальникам

3. Долг скаута быть полезным и помогать другим

4. Скаут – друг всех и брат всем другим скаутам без различия их общественного положения

5. Скаут вежлив со всеми, но особенно с женщинами, детьми, стариками, инвалидами, калеками и проч.

6. Скаут – друг животных

7. Скаут повинуется приказаниям своих родителей, старшего звена или скаутмастера

8. Скаут сохраняет веселое выражение лица почти при всяких обстоятельствах

9. Скаут экономен и бережлив

10. Скаут чист в своих мыслях, словах и делах

11. Скаут скромен

12. Скаут трудолюбив и настойчив

Законы разведчиков, принятые на двух Съездах по скаутизму, отразили развитие скаутского движения в России и влияние русской педагогической мысли на новую систему воспитания. Отсутствие единого руководящего центра позволило практически каждой скаутской организации экспериментировать с формулировками и толкованиями скаутских законов, переосмысливать их в контексте практического применения.

Изменилась даже последовательность законов, что можно трактовать как ценностные различия европейской и русской культур. У Баден-Пауэлла в списке приоритетов на первом месте стоит честь. «Если разведчик говорит “клянусь честью”, то это значит, что это правда и это равносильно самой торжественной клятве… Если разведчик лишился чести… он перестает быть разведчиком, обязан возвратить свой значок и не имеет права его более надевать – он теряет свою жизнь» [5, с. 48]. Некоторые отряды разведчиков, например, «Легионы русских разведчиков», созданные в Санкт-Петербурге педагогом, журналистом и писателем Василием Янчевецким в 1910 г., сохраняли этот закон на первом месте, сравнивая скаута с рыцарем: «Разведчики, как и рыцари, должны жить честно и дорожить своею честью, если же разведчик поступает бесчестно, то у него отнимается значок» [9, с. 3-4], но постепенно и неуклонно он спускается все ниже в иерархии законов, превращаясь в простое требование быть честным и правдивым. То есть, говорить правду. А первую строчку надолго и, возможно, навсегда займет закон верности. Верности и долга. Перед Богом, Родиной, народом.

БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ, ОСТАЛОСЬ СЕМЬ

Революция 1917 года и последующие события привели к росту социальной активности молодежи. В России начался рост детских организаций. Изменился их социальный состав за счет роста в их составе детей рабочих [10, с. 88]. Монополии Комсомола в управлении детским движением еще не возникло, поэтому идеологический спектр возникших детских организаций был широк. Некоторые исследования, например [11], приводят многочисленные примеры в доказательство того, что на первое пятилетие советской власти 1917-1922 гг. пришелся самый быстрый рост и популярность скаутского движения в России. Вернее сказать, объединений, работающих по скаутской методике. На истории скаутского отряда в Екатеринбурге и его взаимодействии с комсомолом, опровергается утверждение некоторых авторов о том, что скаутинг был постоянно в состоянии борьбы с РКСМ. Детское движение приспосабливалось к требованию времени – формированию коллективистского сознания, а также таких свойств личности как активность, инициативность, самодеятельность, способность к саморазвитию. Часть объединений приспособилась к новой действительности в итоге влившись в созданную в 1922 году пионерскую организацию.

Чтобы сохраниться в Советской России, скаутингу стало необходимо определиться со своей классовой сущностью. «Изменение социального состава влечет изменения (“пролетаризацию”) законов и обычаев», – писал Ин. Жуков в своей «Декларация старшего друга скаутов» [12, с. 49] в мае 1921 года. Появились аргументы в пользу изначальной пролетарской сущности скаутских организаций и случайности появления в них детей социально чуждых элементов: «Если рассматривать скаутское движение с классовой точки зрения и принимать во внимание то обстоятельство, что первые отряды скаутов организовывались в предместьях Лондона, т.е. в тех переулках и улицах, где проживает беднота, а, кроме того, если принять к сведению то обстоятельство, что система Скаутинг диктует почти спартанский образ жизни, то можно безошибочно назвать эти организации пролетарскими, т.к. в такую организацию дети бывших привилегированных сословий, воспитавшиеся с бабками, няньками, боннами и вообще неженки идти не могли. И если в минувшем в ней были дети буржуазии, то они не смотрели на организацию скаутов, как на организацию идейную, а как на забаву, и выходили из нее после первых же своих личных неудач, как элемент неприспособленный к борьбе, или оставались в ней пассивными членами» [13, с. 4-5]. Все это привело к логической трансформации первого закона (Рис. 1), когда верность своему классу вытеснила Бога и Родину, не говоря уж о родителях и начальстве. В итоге в скаутских организациях исчезла цель — верность Богу, царю и Отечеству, появились понятия: скаут — друг трудящихся, помогает трудовым братьям и т.п.

Рис. 1. Закон верности. Изменение формулировок закона от скаутского [6] к пионерскому [3]. Промежуточные варианты представлены на примере Организации юный коммунистов ЮКИ [17], Армавирской дружины скаутов [18], а также по брошюре «Скаутизм в минувшем и настоящем» [13]

Закон дружбы формулировался Баден-Пауэллом с вполне понятной целью: снять социальные и расовые барьеры английского общества того времени внутри скаутской организации. С этой целью он проиллюстрировал в своей книге смысл и важность этого закона рассказом о мальчике-разведчике Киме, у которого «все его товарищи были туземцы» [5, с. 10]. Толкование закона как не более чем отсутствие социальных барьеров приведено и в брошюре 1916 года [14, с. 11-12]: «Это не значит, что разведчик друг всякого встречного и поперечного. Разведчик – друг только того человека, который именно нуждается в помощи или добром совете. Разведчик никогда… не смотрит на других с высока только потому, что те бедные, или же питает злобу на других».

Революция и Гражданская война разрушили одни барьеры и возвели другие – классовые, по-иному определили «своих» и «чужих». Необходимость озвучить свою классовую позицию в этом вопросе вынудило скаутские организации занять уклончивую позицию. Организация «ЮКов» вообще не включила упоминания о дружбе разведчиков в свои уставные документы. Другие авторы подвергли этот закон критике: «По старому толкованию, скаут является другом всех живущих в мире, а не одного лишь трудящегося народа…

Грубая ошибка кроется в этом понимании. Сбросивший с себя цепи царизма рабочий, также раньше воспитывался на уроках терпения, смирения и уважение власти, давившей его, как жернов, повешенный на шею, но он понимал и боролся с поработителями и, наметив себе путь к социализму, шел и идет по этому пути, зная, что нет у него друзей в среде поработителей, и что есть у него друзья в среде трудящихся всего мира» [13, с. 6-7].

Круг «друзей и братьев» только сужался, и в законе пионеров в нем остались даже не вся трудящаяся молодежь, а только самые идейно выдержанные – пионеры и комсомольцы (Рис. 2).

Рис. 2. Закон дружбы. Изменение формулировок закона от скаутского [6] к пионерскому [3]. Промежуточные варианты представлены на примере Армавирской дружины скаутов [18]. Организация юных коммунистов ЮКИ этот закон в принципе пропустила, а в брошюре «Скаутизм в минувшем и настоящем» [13] он дискутируется, но в общий перечень законов не вносится

«Я думаю, каждый стремится так или иначе быть полезным своему отечеству», – писал Баден-Пауэлл. Быть полезным Отечеству – долг разведчика. А чтобы его выполнить, необходимо готовиться. И лучше это получится у того, «кто с детства обучался искусству разведчика» [5, с. 8]. Исполнять долг и оказывать помощь ближнему. Этот тезис настолько важен, что его вполне можно назвать доминантой скаутизма. Он единственный нашел свое отражение не только в качестве одного из законов, но и в торжественном обещании.

Интерпретация «закона помощи» варьировалось вплоть до готовности к подвигу: «Юный разведчик всегда обязан помогать ближним, хотя бы это стоило ему жизни» [15, с. 13]. Хотя чаще он звучал менее категорично и призывал быть услужливым и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам.

Судя по доступной литературе, это закон в 1917-1922 годах не вызывал такой полемики, как два предыдущих (Рис. 3). Тем более примечательна его категоричная формулировка в «пионерском» варианте, с определением круга тех, кому оказывается помощь, и даже указывается цель этой помощи.

Рис. 3. Закон помощи. Изменение формулировок закона от скаутского [6] к пионерскому [3]. Промежуточные варианты представлены на примере Организации юный коммунистов ЮКИ [17], Армавирской дружины скаутов [18], а также по брошюре «Скаутизм в минувшем и настоящем» [13]

Последние четыре пионерских закона (Рис. 4) «перекочевали» из скаутских с минимальной редакцией. Разве что Закон послушания стал лаконичнее: «Пионер дисциплинирован».

Рис. 4. Изменение формулировок закона от скаутского [6] к пионерскому [3]

Часть скаутских законов, оставшихся не востребованными у новой детской организации и не вошедшие в ее законы, появятся на некоторое время в существенно измененной форме в качестве пионерских обычаев: «Пионер бережлив к общественному имуществу. Аккуратно относится к книгам, принадлежностям мастерских и к своей одежде», «Пионеры всегда помнят свои законы и обычаи. Без этого нельзя быть настоящим пионером» (1923) и «Пионер любит природу, он – защитник зеленых насаждений, полезных птиц и животных» (1957). Остальные исчезли как не соответствующие наступившей эпохе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский скаутинг очень быстро приобрел свои отличительные черты и традиции, буквально с момента своего зарождения. Например, вывод о том, что детям необходимо усиленное воспитание не только в школе, но и дома, принадлежит В. Янчевецкому, создавшему скаутский отряд при 1-й мужской классической гимназии Санкт-Петербурга в 1910 году [16]. Несмотря на создание общества «Русский скаут» (1914), объединение всех участников скаутского движения и создание главного единого органа всероссийского масштаба не реализовалось. Благодаря сохранению отрядами и дружинами широкой автономии, движение оперативно подстраивалось под быстро меняющуюся политическую и идеологическую ситуацию в России первой четверти XX века. Эти изменения внутренней жизни страны прослеживаются через выбор и формулировки скаутских законов, их толкования в сборниках и материалах, выходящих для скаутов-разведчиков и всех, интересующихся скаутизмом. В отсутствии центрального органа управления, эти материалы печатались региональными организациями и отражали видение текущей ситуации и понимание задач своей деятельности на местах, а не целей и задач во всероссийском масштабе. Возникшая в середине 20-х годов монополия комсомола в молодежной и, как следствие, пионерии в детской среде приведет к тому, что атрибуты пионерской организации, обещание, законы, обычаи и т.д., станут отражать видение целей и задач, поставленные перед детским движением «сверху» – партийными и комсомольскими руководящими органами.

Список литературы
  1. Луньков А. С. Эволюция идеологии пионерского движения в СССР, ГДР и Югославии в контексте постконфликтных проектов человека // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 138–155.
  2. Русское и советское молодёжное движение в документах 1905-1937 гг. / Сост. П.П. Александров-Деркаченко. — М.: ОМП-Пресс, 2002. – 288 с.
  3. Пятый всероссийский съезд РКСМ. 11-19 октября 1922 года. Стенографический отчет – М, Л.: Молодая гвардия, 1927. – 383, [3] с.
  4. Ярмольчук Андрей Вячеславович. СКАУТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В XX ВЕКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Москва, 2004.
  5. Баден-Пауэлл Р. Юный разведчик – СПб: Из-во Гл. упр. Ген. штаба, 1910. – VIII, 384 с.
  6. Кучин В. Л. Скауты России. 1909-2007. История. Документы. Свидетельства. Воспоминания — М.: «Минувшее», 2008. 600 с., илл.
  7. Попов В. А., Преображенский В. С. Бойскауты. – М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1917 – 383 с. // Репринтное издание. Подготовил М. Г. Суханов – М., 21.09.2009.
  8. Основы русского скаутизма. Из документов первого Всероссийского съезда инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом, 1915 г. // В кн.: Русское и советское молодёжное движение в документах 1905 -1937 гг. / Сост. П. П. Александров-Деркаченко. — М.: ОМП-Пресс, 2002. – 288 с.
  9. Юный разведчик // Сост. Я. Гудко (Книга «Юный разведчик» Я. Гудко одобрена руководителем 1-го легиона Спб. Разведчиков В. Г. Янчевецкого от 9 сентября 1911 года) – Илоцк, 1912 // Репринтное издание. Подготовил М. Г. Суханов – М., 05.10.2009.
  10. Гессен Влад. Комсомол и юные пионеры: Очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР. – М., Л.: Государственное издательство. 1926. – 162 с.
  11. Кудинов В. А. Периодизация скаутского движения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №3. С. 157-163.
  12. Гайфулин А. В. Генезис и развитие скаутской системы воспитания (психолого-педагогический аспект) // Вестник ТГПУ. 2009. №5. С. 48-52.
  13. Моряк Б. Скаутизм в минувшем и настоящем / Издание Политическо-Просветительского Управления Приволжского Военного Округа – 1919. – 8 с. // Репринтное издание. Подготовил М. Г. Суханов – М., 19.04.2009. [9] Организация юных коммунистов «ЮКИ», воспитание пролетарской молодежи по системе «Скаутинг». — Москва, 1919. — 46 с.
  14. Анохин А. К. Спутник юного разведчика. Организация занятий с юными разведчиками // С рисунками и таблицами – Киев: Книгоиздательство И. И. Самоненко, 1915 // Репринтное издание. Подготовил М. Г. Суханов – М., 19.04.2009.
  15. Юному разведчику десять главнейших законов в примерах из подвигов русского солдата, с краткими разъяснениями и с портретом Государя Императора // Составил Ф. П. Станкевич. – Двинск, 1911.
  16. Маскевич Е. Д. Возникновение и развитие скаутского движения в Петербурге в начале XX в // Вестник БГУ. 2017. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-i-razvitie-skautskogo-dvizheniya-v-peterburge-v-nachale-xx-v (дата обращения: 22.11.2023).
  17. Организация юных коммунистов «ЮКИ», воспитание пролетарской молодежи по системе «Скаутинг». — Москва, 1919. — 46 с.
  18. Руководство для скаутов / Составил Л. П. Иванов, руководитель Армавирской дружины скаутов. – Армавир, Типография Д. А. Нестерова, 1919. – 31 с. // Репринтное издание. Подготовил М. Г. Суханов – М., 28.09.2009.