Влияние института Церкви на культурное развитие малочисленных населённых пунктов на примере истории церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Лохта Ягановского сельского поселения Череповецкого района
Журнал Научные высказывания

Влияние института Церкви на культурное развитие малочисленных населённых пунктов на примере истории церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Лохта Ягановского сельского поселения Череповецкого района

Рассмотрены различные концепции по проблематике влияния института Церкви на культурное развитие малочисленных населённых пунктов, рассмотрена история церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Лохта Ягановского сельского поселения Череповецкого района в XVIII – XIX веках, история Лохотской религиозной общины в XX веке, информация о служителях церкви, проанализированы традиции прихожан и влияние института Церкви на их культурное развитие и быт, приведены результаты исследования мнения жителей о культурном влиянии Церкви на населённые пункты.

культура
приход
церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Череповецкий район
влияние
институт Церкви
история

Вопросы о влиянии социального института Церкви на культурное развитие населения неоднократно рассматривались многими учёными. Русский либеральный политический деятель, историк и публицист Павел Николаевич Милюков считал, что церковь оказывает большое влияние на культуру народов. В книге «Очерки по истории русской культуры» (1896-1903) он рассматривает культурное развитие России, при этом большую роль он отводит религии: вначале – язычеству, потом – православию. Милюков считал, что церковь и школа – основные факторы, формирующие культуру народа. Вера формирует уникальную культуру, мировоззрение народа. Дух культуры проявлялся в свободной инициативе человеческой личности, разрушающей отжившие формы, утратившие исторический смысл и создающей новые. Милюков рассматривал культурное развитие как эволюционный процесс, в том числе и эволюцию религий, верований России [4, с. 7-8].

Русский историк, профессор Московского университета; академик Санкт-Петербургской академии наук Василий Осипович Ключевский в своей лекции «Влияние церкви на общество» показывает влияние Церкви на культуру населения России. По мнению Ключевского, церковь поставила рядом с государственным строем общество свой, церковный, строй, усложнив таким образом общественное деление, а также изменила положение холопов, так как благодаря духовенству получила распространение такая практика как отпуск рабов на волю, а также выкуп рабов. Церковь оказала серьёзное влияние на понимание социальной стратификации: положение человека в церкви определялось по большей мере степенью нужды в помощи другого, а не его достатком, как в светском обществе. Таким образом, Церковь осложнила общественное деление, изменила подходы к нему [3, с. 53-54].

Владимир Сергеевич Соловьёв, русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, считал религию основой культурного развития. Синтез науки, культуры и религии должен был стать основой развития общества. По мнению Соловьёва, человек идёт по пути одухотворения, приобщаясь к учению Христа, который составляет весь исторический период жизни общества, формирует культуру общества [6, 182 с.].

Рассмотреть культурное взаимодействие Церкви и населения можно на примере истории церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Лохта Череповецкого района, однако исследование показало, что история церкви и её культурная роль оказались неизвестны многим участникам анкетирования, поэтому было принято решение создать информационный сайт, содержащий сведения об истории строительства церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, об истории развития и кризиса церкви и Лохотской религиозной общины в XX веке, о служителях данной церкви в период с 1787 по 1937 годы, направленный на повышение информированности жителей Череповецкого района об истории данной церкви. Сайт был разработан с использованием информационных технологий на базе конструктора сайтов Tilda Publishing и размещён в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Публичная ссылка на сайт: http://lohta.church.history.tilda.ws.

История церкви берёт свое начало ещё в XVIII веке. Считается, что построить деревянную часовню на этом месте приказал Пётр I, однако никаких официальных данных, подтверждающих это предположение нет. Предположительно, каменная трёхпрестольная церковь была построена в 1779 году, однако в клировых и исповедных ведомостях эта церковь упоминается с 1718 года. В XIX веке церковь была небогатая, приход относился к VII, самому низшему классу.

В это время Церковь играла большую роль в жизни жителей Ягановского сельского поселения: все записи актов гражданского состояния, содержащиеся в метрических книгах, находились в церкви; официально закрепляло брак венчание в церкви. По состоянию церкви можно было судить о положении прихода. Посты, службы и другие обряды были неотъемлемой частью жизни человека. Главный праздник – Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемый 4 декабря, всегда объединял жителей поселений. Устраивались катания на санях, совместное чаепитие, многолюдные ярмарки. Принято было посещать церковь и дарить подарки.

В XX веке в России начинается кризис Русской православной церкви. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви поспособствовал переходу всего имущества, в том числе и церковного, в руки государства, поэтому для дальнейшего пользования церковью местные жители в 1927 году подписывают с администрацией договор на пользование помещением церкви, амбаром, строжкой, кельей и часовнями в деревнях Малые Стражи и Большие Стражи, принадлежащих Лохотскому приходу. В декабре этого же года учредители религиозной общины получили на руки устав. Советская власть устраивала проверки и осмотры вверенного имущества, контролировала общину.

С 1926 года в церкви проводился ремонт: стены покрывали краской, ремонтировали и перекрывали крышу, обновляли церковную ограду. Все вопросы решались на общем собрании жителей. Так, например, общим решением было собирать деньги на ремонт церкви с прихожан во время праздников и различных богослужений. Позже совместно было принято решение прекратить звон на колокольне в недели Пасхи и Радоницы, были назначены сельские исполнители в помощь сторожу для соблюдения порядка на кладбище. Жители соседних деревень активно участвовали в управлении имуществом. На собраниях ставились такие вопросы, как найм священника, выбор церковного Совета, выборы председателя религиозной общины. В апреле 1930 года было подано заявление о регистрации Лохотской религиозной общины. В тот же день оно было рассмотрено и по итогу рассмотрения было выдано удостоверение о регистрации общины.

Постепенно церковь приходит в упадок ввиду недостатка средств. Если с 1926 года украденного имущества не было обнаружено, так как всё оно было застраховано и страховые взносы уплачены, то уже в 1935 году обнаруживается первая недостача церковного имущества. В июне 1938 года проходит заседание райисполкома, на котором было принято решение о ликвидации часовни в деревне Малые Стражи. На сегодняшний день часовни в деревнях Малые и Большие Стражи не сохранились, алтарная часть и колокольня Введенской церкви разрушены. Однако на стенах сохранилось клеймо «Старый соболь», использовавшееся на заводах в XVIII-XIX веках, что позволяет отнести построение церкви к началу XVIII века.

В ходе исследования был проведен опрос жителей Череповецкого района, по результатам которого можно сделать вывод о том, что большинство жителей признают влияние Церкви на культурное развитие населённых пунктов (рисунок 1). Одной из причин такого ответа может быть личное участие в религиозных мероприятиях и обрядах, соблюдение традиций и устоев Церкви.

Рис. 1. Исследование мнения населения

Церковь оказывала большое влияние на культуру и  духовное развитие жителей Ягановского сельского поселения. Осознание принадлежности к церковный приходу как религиозной общине христиан, состоящей из клира и мирян, объединённых при храме, сплачивало жителей поселений. Каждая церковь имела свои престольные праздники, которые отмечались всеми жителями, традиции празднования знал каждый прихожанин. Сама необходимость содержать церковное имущество объединяла людей, так как в одиночку содержать храмовый комплекс невозможно. При церкви и часовнях были богослужебные книги, поэтому необходимо было уметь читать, писать. Архитектура церкви также может быть рассмотрена как элемент культуры поселения. Иконы и фрески представляли собой иное направление культуры – живопись. Многие жители Ягановского сельского поселения и сейчас вспоминают события, связанные с историей Лохотской церкви в советское время. Таким образом, институт Церкви объединял людей, формировал общественное сознание и являлся одним из образующих факторов культурного становления Ягановского сельского поселения.

В наши дни существуют церковные школы и духовные семинарии, где все желающие могут получить церковное образование. Традиции, устои объединяют людей, сплачивают их. Церковь долгие годы формировала менталитет общества России, но и сейчас она оказывает большое влияние на культуру населения и населённых пунктов.

Список литературы
  1. ГАВО. Ф. 986. Оп. 1. Д. 21.
  2. ГАВО Ф. 496. Оп. 66. Д. 163 – 306 л.
  3. Ключевский В. О. Лекция VII Влияние церкви на культуру // История сословий в России, - [Москва, 1887]. – 196 с. ; 32 см.
  4. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры Ч. 2: Церковь и школа: (вера, творчество, образование). – 2-е изд. испр. и доп. – 1899. – 2, 402, VIII с.
  5. Новгородский сборник : [Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей : В 5 вып.]. – Новгород, 1865-1866.
  6. Соловьёв В. С. Чтения о Богочеловечестве // Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева : с 3 портретами и автографом / под ред. и с примеч. С. М. Соловьева и Э. Л. Радлова – 1912, 182 с.
  7. ЧЦХД. Ф.12. Оп.1. Д.11. – 69 л.
международный научный журнал

Научные высказывания #62

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 31 августа по 18 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
28 сентября