Содержание работы ДОУ по повышению готовности к школе детей с задержкой психического развития
В статье раскрываются особенности и содержание работы по повышению готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе в условиях детского дошкольного образовательного учреждения.
Постановка вопроса. Проблема психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) является одной из значимых и ответственных. Данная тема актуальна как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Педагогическая практика свидетельствуют о том, что число детей, имеющих отклонения в развитии неуклонно возрастает. Исследованиями показано, что 50% неуспевающих младших школьников – это дети с задержкой психического развития. Однако ЗПР можно диагностировать уже в дошкольном возрасте, что делает возможной своевременную коррекцию недостатков развития и, как следствие, более эффективную подготовку к школе.
В отечественной педагогике и психологии исследователи уделяли большое внимание проблеме готовности к школе детей с задержкой психического развития (Л.Н. Блинова, Т.В. Власова, В.И. Лубовский, С.Ю, Максимова, У.В. Ульенкова, Г.В. Фадина, С.Г. Шевченко). Исследования данных учёных показывают, что без специального коррекционно-развивающего воздействия в условиях дошкольной образовательной среды, готовность данной группы детей к школьному обучению будет оставаться на низком уровне.
Цель статьи: на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы рассмотреть основные направления работы ДОУ по формированию школьной готовности детей с ЗПР и необходимые для этого условия.
Изложение основного материала. Анализ специальной и общей литературы по рассматриваемой теме позволяют выделить типичные трудности, характерные для детей с ЗПР при поступлении в школу. Обобщим их:
- Ребенок с ЗПР, как правило, не вписывается в атмосферу класса массовой школы из-за свойственного ему инфантилизма, несамостоятельности, непосредственности. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, однако прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной и утомительной для него учебной деятельности.
- Не имея внутренней позиции школьника, не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
- Получаемую от учителя информацию, такой ученик воспринимает замедленно, перерабатывает её с трудом. Для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости и повторяемости инструкций. Словесно-логическое мышление не соответствует возрастной норме, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
- У дошкольников с ЗПР сниженный уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. [2,3,4]
Всё это позволяет сделать вывод, что для них недоступно обучение по программе массовой школы, так как её усвоение не соответствует темпу их индивидуального развития. Более того, в массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, «у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность» [7,с.159].
Исходя из описанных выше трудностей, становится очевидным, что для формирования готовности данного контингента детей к школе необходимо создание специальных условий и слаженной системы работы дошкольного учреждения в решении этой проблемы. Для полноценной и всесторонней подготовки к школе ДОУ организует работу по таким направлениям, как формирование мотивационной готовности к школе, социально-личностное развитие, интеллектуальное развитие, развитие речи, физическое развитие, эстетическое развитие.
В целях эффективной работы по данным направлениям необходимо создание в дошкольном учреждении рациональной развивающей и предметной среды, обеспечивающей коррекцию и развитие психической и физической деятельности детей с задержкой психического развития. Так, необходимо наличие музыкального и физкультурного залов со стандартным и не стандартным оборудованием. Это необходимо для проведения системы коррекционных занятий средствами музыки, что, в свою очередь, способствует развитию двигательной активности, психоэмоциональной сферы, эстетического воспитания, развитию речи, позволяет ребятам удовлетворять биологическую потребность в движении, основанную на правильном соотношении разных видов занятий. Также необходим медицинский кабинет со специальным оборудованием для проведения лечебно-профилактических мероприятий, массажей, физиопроцедур. Медицинские работники следят за обеспечением благоприятной гигиенической обстановки, за распорядком дня, контролируют воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение, соблюдение санитарно-эпидемических норм, что в совокупности обеспечивает безопасную экологическую среду и способствует более эффективной подготовке к школе [6].
Необходимым условием для реализации направлений работы ДОУ по повышению готовности детей с ЗПР к школе является наличие в штате высококвалифицированных специалистов: педагога-дефектолога, логопеда, психолога, которые вместе с медицинским работником выстраивают службу сопровождения. Все эти специалисты обеспечивают гармоничное развитие личности ребёнка, укрепляют его психическое и физическое здоровье, так как дети с ЗПР в зависимости от генеза могут иметь расстройства нервно-психической сферы, отставать в психомоторном и речевом развитии, быть физически ослабленными. Психологическая служба включена в работу всей социально-педагогической системы, осуществляя диагностику познавательной сферы и эмоционального состояния ребенка, в частности, диагностику уровня тревожности дошкольников, изучение поведения детей в ситуации стресса, выявления поведенческих отклонений, определение уровня развития психических процессов у детей. Всё это помогает установить уровень готовности к школьному обучению. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает систему мер в формах подгрупповой и индивидуальной работы в соответствии с имеющимися отклонениями в развитии [5] .
Логопедическая служба направлена специальных программ, позволяющих максимально индивидуализировать работу с дошкольниками с ЗПР по устранению логопедических дефектов и развитию речи. Как было сказано выше, вместе с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем учитель-логопед формирует речевое дыхание, правильную артикуляцию, интонационную выразительность речи, работает над автоматизацией поставленных у детей звуков, развивает лексико-грамматический строй языка. Кроме того, применяется логоритмика, в целях развития умения детей соотносить речь с движением. Во время занятий используются задания, требующие выполнения движений по образцу, а наглядный показ логопедических упражнений, словесная инструкция способствует развитию регуляции действий, произвольного внимания, развития пространственно-временной организации движения [1].
Логопедическая служба предполагает не только работу с детьми, но и с сотрудниками педагогического коллектива, родителями по обучению приёмам и методам коррекционно-логопедической работы.
Для успешной реализации направлений работы по повышению готовности к школе детей с ЗПР необходимо сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Такое взаимодействие осуществляется исходя из принципов индивидуального подхода к каждой семье; последовательности и систематичности взаимодействия; доверительности и взаимопомощи.
Важным аспектом является работа по преемственности в работе детского сада и школы, взаимодействие ДОУ с социальными институтами (библиотекой, клубом культуры)
Выводы. Уровень готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению без специального коррекционно-развивающего воздействия в условиях дошкольной образовательной среды остаётся стабильно низким. Это обусловлено такими психолого-педагогическими особенностями детей с ЗПР как инфантилизм, несамостоятельность, преобладание игровых интересов, низкая целенаправленность деятельности, малый объём восприятия и запоминания, сниженный уровень словесно-логического мышления, быстрая утомляемость. Всё это требует создания е специальных условий и слаженной системы работы дошкольного учреждения в решении этой проблемы. К таким условиям относятся, в частности, рационально организованная предметная и развивающая среда, кадровое обеспечение, внедрение здоровьесберегающих технологий, слаженная работа служб сопровождения, взаимодействие с семьями, преемственность в работе со школой.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. –136 с.
- Власова, Т.В. Дети с задержкой психического развития / Т.В. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. – М.: Педагогика 1984. – 210 с.
- Лубовский, В.И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский. – М.: Академия, 2003. – 206 с.
- Максимова, С.Ю. Особенности психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: монография / С.Ю. Максимова, Н.А. Фомина, В.В. Анцыперов, Н.Н. Сентябрев. – Волгоград: ВГАФК, 2015. – 182
- Ульeнкова, У.В. Дeти с задeржкой психичeского развития / У.В. Ульeнкова. – Нижний Новгород, 1994. – 112 с.
- Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: уч. метод. пособие / Г. В. Фадина. – Балашов : «Николаев», 2004. – 68 с.
- Шевченко, С.Г., Капустина Г.М., И.Н. Волкова Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / под общ. ред. С.Г. Шевченко. – М., 2003.