Украшения старины глубокой
Ученицей 4 класса Бекмурзаевой Мединой проведена исследовательская работа по теме «Украшения старины глубокой». Ученица увлеклась украшениями и у нее появилось много вопросов по теме. Для исследования она использовала разные методы. Поставила перед собой цель: Познакомиться с историей национальных украшений и их применения в повседневной жизни. Рассмотреть разновидности национальных женских украшений моего народа. Для достижения цели ученица решила ряд задач, которые помогли найти все ответы на интересующие вопросы. В ходе исследования Бекмурзаева выдвинула гипотезу: Если она изучит ногайские национальные украшения, ее особенности, виды, историю развития украшений, сможет показать, что национальные женские украшения имеют воспитательное, познавательное, эстетическое значение для молодого поколения и что, старинные украшения и сейчас в моде. Исследовав глубже эту тему, посетив музей, изучив картины ногайских художников, побеседовав с информаторами, исследовав украшения, проанализировав литературу, опрос среди одноклассников она подтвердила гипотезу,выдвинутую в начале исследования. Бекмурзаева и ее одноклассницы узнали много новой познавательной, полезной информации. Пополнили свой словарный запас новыми ногайскими словами, что немаловажно в нынешней ситуации, когда дети мало говорят на родном языке. Это, в свою очередь наложило отпечаток на эстетическое мировоззрение. Теперь они поняли, что не все старинное не модно, а наоборот этим надо гордиться, преумножать и возрождать национальную культуру.
План проектной работы:
Вступление. Цель, задачи, методы исследования.
Основная часть:
а) Этапы работы над проектом
б) Значение украшений у женщины
в) Разновидности украшений
г) Опрос
д) Посещение дворов в селе Карасу
Заключение. Альбом с эскизами.
Вступление.
Я увлеклась женскими украшениями, потому что в нашем роду есть традиция, связанная с ними. Многие украшения из нашей коллекции передаются из поколения в поколение по материнской линии от матери к дочке. Носят их, как правило, по особым случаям, на торжественные мероприятия. А в остальное время бережно хранятся, как память о самых близких людях. А еще это гордость за мою прабабушку, которая в годы Великой Отечественной войны, когда было совсем тяжело, на все лишения и голод, не продала , а сохранила их, чтобы не прервалась эта славная традиция, чтобы передать их своей дочке.
Гипотеза: Если я изучу ногайские национальные украшения, ее особенности, виды, историю развития украшений, смогу показать, что национальные женские украшения имеют воспитательное, познавательное, эстетическое значение для молодого поколения и что, старинные украшения и сейчас в моде.
Цель моей работы:
Познакомиться с историей национальных украшений и их применения в повседневной жизни. Рассмотреть разновидности национальных женских украшений моего народа.
Задачи исследования:
-изучить литературу по данной теме
-найти и изучить женские украшения моего народа
-проанализировать результаты опроса
Предметом исследования моей работы является фольклор.
Объект исследования – женские украшения.
Актуальность моей работы в том, что сейчас, в 21 веке, когда старинные женские украшения пользуются популярностью, в моде винтаж, подобные украшения можно встретить чаще всего в музеях, или в частных коллекциях ценителей искусства, я еще более ценю наследство, которое мне досталось. Мы, молодое поколение 21 века, хотим вернуть в свою жизнь наследие предков, постараемся возродить традицию ношения старинных украшений.
Методы исследования:
Поисковый: сбор и анализ литературы, опрос, беседа, чтение, посещение семей в нашем селе.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы на уроках, внеклассных мероприятиях, так же копилки фольклорного материала для школьного музея.
Основная часть:
Этапы работы над проектом:
- Поисковый этап. Литературоведческий экскурс. Встреча с информаторами.
- Основной этап:
найти женские украшения; разделить их на группы; проведение опроса;
- Оформление альбома.
Создание презентации. Представить исследовательский проект на конкурс.
Свое исследование начала с выяснения лексического слова «украшение» (аьшикуь). В словаре Ожегова «Украшение – предмет, украшающий собой кого-нибудь, что-нибудь. Украшение- это неотъемлемая часть в жизни любой девушки, женщины, показывающая ее социальный статус.
У ногайских женщин значительное внимание уделялось украшениям. Они были преимущественно серебряными, золотые встречались редко.
Разновидности украшений:
Нагрудные украшения:
Нагрудные украшения «тоьстуьйме» (букв. дощатая пуговица) и «козыбас тоьстуьйме» (букв. грудная пуговица в форме головы козы)- состояли из 8-20 парных пластичных застежек из серебра или олова, пришитых параллельно друг другу на бархатную ткань. Несколько отличалась «тактатуьйме», где пластинки были короче. Носили также «чарпаз». Это был серебряный ромб с сердоликовыми вставками и полыми серебряными подвесками внизу; верхнюю часть украшения составляли три ряда выпуклых серебряных кружков, соединенных цепью «шынжыр», а по краю шли выпуклые украшения (туьйме). Дополнением служил «кус куйрык» (букв. птичий хвост). [1]
Существовали также украшения «ийинлик» (букв. спинной), тоьслик (букв. грудной), «амайыллык», «мойынтумар» для амулета. Все они подвешивались или пришивались к бешмету по сторонам уже описанных нагрудных украшений. Два последних были футлярами для талисманов и представляли собой красиво отделанные медальоны из серебра или тисненой, отделанной серебром кожи. В них клали бумажки с молитвой, якобы предохраняющей от сглаза и болезней. Как правило, их носили девочки. Вообще же нагрудные украшения для девочек ограничивались серебряными монетами, бляшками, нашитыми на четырехугольный кусок ткани. [1]
Поясные украшения.
Поверх бешмета носят красный сафьяновый пояс, с большими застежками. «кусак», со вделанными в них бледно- мутного розового цвета меккскими камнями – писал Н.Ф.Дубровин. Иногда «кусак» украшали круглыми серебряными бляшками. Наравне с ним использовали пояс «кемар» несколько менее массивный. Поясным украшение являлась застежка «капашык», которая пришивалась к бешмету спереди. [1]
Бусы:
Украшениями являлись различные бусы из кораллов ( маржан мойыншак)и бисера ( ынжы мойыншак) Существовали шейные украшения из серебра, сердолика, монет и жетонов. «На шею вешают «мойыншак», сделанный из красных камешков и стекла –писал Д Шлаттер. [1]
Украшения для волос.
Своего рода украшением были «шашбау» (букв. бечевки для волос), которые вплетались в косы: у незамужних иногда до лодыжек досягающие, из верных шелковых с серебряными смешанных ниток состоящею кистью, а замужних шелковою или бумажною лентою оканчиваются. [1]
Украшения для рук:
Изяществом и тонкой ювелирной отделкой отличались украшения для рук. «На пальцах всегда серебряные кольца «юзик» с красным камнем, на на руке широкие браслеты «билезик»- сообщал Д. Шлаттер. У богатых имелись золотые кольца с дорогими камнями и браслеты. Браслеты инкрустировали камнем, стеклом, гравировали на них арабским шрифтом инициал или имя владелицы. [1]
Украшения для головы:
Особое место занимали украшения для головы. Серебряные украшения составляют страсть ногайской женщины. Молодые и замужние женщины носят часто на лбу или под подбородком серебряные украшения, состоящие из серебряных цепочек и колечек, укрепленных концами к серьгам. - писал Н.Ф.Дубровин. Украшения прикреплялись к налобной части шапочки и свисали до глаз. Имелись разнообразные серьги «кулакшын», «сырга», подразделявшиеся на гнутые (буькпе сырга), пластинчатые в форме птичек ( кораз кулакшын), снабженные подвесками ( туяклы кулакшын). С ранних лет девочки носили на крыльях носа или на носовой перегородке кольца (алка, тога). Тога носили не только девочки, но иногда и мальчики, обрученные до рождения родителями. [1]
Искусствовед, этнограф, художник, создатель этнографического ансамбля «Айланай» Сраждин Батыров большое внимание уделял возрождению культуры, ношения женских украшений. Меня вдохновила ногайская девушка с обложки детской книги автора С.Батырова «Ай, айданак», которая предстала во всей красе в ногайской национальной одежде и красивых украшениях. [3]
И я решила посетить музей Батырова, где представлены еще больше экспозиций ногайских украшений и узнала историю и культуру ношения украшений. [5.4]Я горда тем, что ногайские украшения представлены в Государственно- бюджетном учреждении "Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой" [6]
Исследуя изделия. я выяснила что у ношения украшений есть свои особенности, тонкости, в которых я решила разобраться. Оказывается, они делятся на повседневные и по особенным случаям:
Повседневные:
Кольца, серьги, тонкие браслеты. Их носили на каждый день, так как они были легче, и не мешали в работе.
По особым случаям: головные уборы, украшения для волос, нагрудные, спинные украшения, украшения для ног, массивные кольца и браслеты с крупными камнями.
Девочки носили кольца, браслеты. И что больше всего меня поразило -украшение алка, тога. которые носили на носу или на носовой перегородке.[1]
Я бы хотела носить их, но стесняюсь одноклассников, что будут надо мной смеяться. Хочу донести для всех, что это наше хорошо забытое старое.
Незамужние девушки в повседневной жизни носили серебряные кольца, серьги, браслеты. А после замужества носили золотые украшения. Эта традиция сохранилась до сих пор, и сейчас, как и раньше в день свадьбы девушке дарят родственники мужа золотые украшения. [1]
Девушки на торжественные мероприятия носили несколько колец, крупные серьги, много тонких браслетов, яркие бусы, пояса. что подчеркивало тонкий стан молодой девушки. На ноги – браслеты, которые позвякивали при ходьбе и привлекали внимание к ступням. [1]
Бабушки носили нагрудные украшения (тоьстуьйме), поверх богато расшитой безрукавки, что выделяло социальный статус. [1]
Когда посетила 17 дворов с мамой и учительницей я собрала для школьного музея 4 кольца с камнями разных цветов, 3 толстых браслета. Многие не ценят эти реликвии, добровольно решили сдать в школьный музей.
Директор школы Байманбетова А.Б. при разговоре вспомнила, как 1980 году, когда умер отец, женщины, приходившие на соболезнование приносили серебряные украшения (в основном браслеты (билезик), серьги (такта кулакшын). Сейчас думаю, они приносили их как материальную помощь семье, на поминки. После перестройки этот обычай утерян в моем народе. [5.3]
Встретившись с школьным библиотекарем, я узнала. что и в фольклоре упоминаются женские украшения. В народной песне «Кыз айттыпув йыр» сваха обижается, что ей не досталось кольцо, по обычаю. В тексте говорится об этом. [4]
Исследовав глубже эту тему, посетив музей, изучив картины ногайских художников, побеседовав с информаторами я решила узнать, хотели бы мои сверстники носить старинные украшения. Попросила принести старинные женские украшения, узнать, от кого они достались, сколько лет они хранят эту реликвию. Провела опрос и выяснилось, что оказывается, девочки не задумывались об этом. Только 2 девочки из 15 принесли в класс украшения: Нурия- браслет(билезик), бабушка случайно нашла в старинном сундуке.[5.2]
И не помнит, как он достался. Азиза принесла серьги (такта кулакшын), которую прабабушка Копиева Енхан ( старожительница с. Карасу) носила на свадьбе. Бережно хранит его и завещала своей старшей дочери.[5.1.]
Но после моих рассказов на классном часу, все заинтересовались и мы решили создать эскизы новых украшений для ношения девочками в 21 веке в национальном стиле.
Заключение: Моя гипотеза подтвердилась. Я и мои одноклассницы узнали много новой познавательной, полезной информации. Пополнила свой словарный запас новыми ногайскими словами, что немаловажно в нынешней ситуации, когда дети мало говорят на родном языке. Это, в свою очередь наложило отпечаток на эстетическое мировоззрение. Теперь мы поняли, что не все старинное не модно, а наоборот этим надо гордиться, преумножать и возрождать национальную культуру.
Приложение:
- Опрос:
- Принесите в класс старинное женское украшение.
- От кого досталось это украшение?
- Сколько лет украшению?
- Хотели бы вы носить старинные украшения?
Количество участников опроса. |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
2 |
Нурия- не знает, Азиза принесла прабабушкино изделие. |
Не знает 57 лет |
3-да, 6-нет, 8- засомневались |
- Про украшения.
Застежки нагрудные к костюму ногайки.
Период создания: начало 20 века Материал, техника: серебро, чернь, зернь, позолота. Размер: 34 х 3 см. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Национальный музей Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи".
Застежки нагрудные ( 9пар) нашиты на черную ткань. Выполнены застежки в форме квадратика соединенных между собой кольцами и полыми шариками. Украшены пары застежек черневым орнаментом в виде полумесяца и звезды на позолоченном фоне. Края обрамлены ложной зернью.
Застежки нагрудные для костюма ногайки
Период создания: начало 20 века Материал, техника:серебро, литье, зернь ложная. Размер: дл= 23см Местонахождение Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Национальный музей Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи".
Застежки нагрудные на костюм ногайки. Застежки состоят из 5 пар прямоугольных пластиной с закругленными краями и 10 полых шариков - пуговиц. Пластинки украшены рядами ложной зерни и ромбиком в центре. Шарики - пуговицы полые соединенные из двух половинок и украшенные зерневой полоской.
Пряжка поясная ногайская
Период создания:19-20 вв. Материал, техника: серебро, сердолик, штамп, гравировка, скань Размер:26х8,5 см. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение "Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой".
Пряжка поясная двустворчатая застегивается на две петли и два крючка. Створки пряжки крупные плоские с фигурными концами. Ограничена пряжка косицей из скани. В центре два овальных каста со вставками сердолика, на концах две вставки сердолика. Свободная часть, украшена легкой гравировкой. По нижнему краю 14 круглых петель с подвесками из цепочек и штампованных каплевидных деталей.
В школьном музее
- Книга «Ногайцы. История, культура, традиции»»М. Гимбатова Махачкала Издательский дом «Эпоха»
- Историко-этнографический очерк «Ногайцы» И.Х Калмыков, Р.Х Керейтов, А.И. Сикалиев. Ставропольское книжное издательство , Карачаево-Черкесское отделение 1988-232 с.
- Книга «Ай, Айданак» С. Батыров. Махачкала Дагучпедгиз1990
- Книга для дополнительного чтения «Булак» К.И , Кумратова, Ю.Д. Каракаев Черкесск 1992
- Информаторы: 1. Копиева Азиза-ученица 9 класса 2.Арунова Нурия-ученица 4 класса 3.Байманбетова А.Б-директор МКОУ «Карасувская СОШ» 4.Директор Ногайского историко-краеведческого музея Бальгишиев Каирбек Сейдахметович в с Терекли-Мектеб Ногайского района РД
- Интернет: https://dagartmuseum.dag.muzkult.ru/
- Журналы «Лашын. Соколенок» Махачкала