Сравнение авторских прав драматурга в России и Китае
Авторские права драматурга является важным вопросом в области художественного права. Как две самые важные страны в мире, Китай и Россия, обе ведут активную работу по защите авторских прав драматурги. В данной статье сравниваются сходства и различия двух стран по данному вопросу путем анализа конкретных правовых норм Российской Федерации и Китайской Народной Республики по вопросу об авторских правах драматургии.
Отличия авторских прав драматургов в России и Китае могут быть связаны с тем, как законы о защите авторских прав реализуются на практике. Одним из основных отличий может быть уровень защиты авторских прав в этих странах. Несмотря на то, что оба государства имеют законы, защищающие авторские права драматургов, уровень их реализации может быть разным.
Одним из сходств может быть то, что в обеих странах драматурги имеют исключительное право на использование своих произведений, включая их публичный показ и распространение. Кроме того, авторы имеют право на получение вознаграждения за использование их произведений.
В обеих странах также существуют правила, регулирующие процедуру получения разрешения на использование произведений драматургов, а также правила, касающиеся перевода и адаптации этих произведений.
В целом, можно сказать, что авторские права драматургов в России и Китае имеют много общего, но есть и отличия, связанные с уровнем реализации и защиты этих прав в каждой стране.
Сравним, какие меры принимаются по борьбе с «пиратством» в КНР и в РФ. Закон об авторском праве в Китае предусматривает, что нарушение авторских прав подлежит гражданской, административной и уголовной ответственности (статья 3 Закона об авторском праве Китайской Народной Республики (далее - Закон Китайской Народной Республики)) [1].
Основным принципом гражданско-правовой ответственности, закрепленным в статье 48 Закона КНР, является принцип возмещения нарушителю авторских прав фактически причиненного ущерба, в том числе расходов правообладателя на пресечение противоправной деятельности. Но в тех случаях, когда реальный ущерб трудно подсчитать (заранее неизвестно, какой доход получил бы автор, если бы произведение использовалось правомерно и т. п.), размер убытков может соответствовать неправомерному доходу нарушителя [2].
Китайское законодательство также предусматривает административную ответственность за нарушение авторских прав. Применение мер административной ответственности связано как с нарушением авторских прав, так и с нарушением общественных интересов. Меры административной ответственности предусмотрены Законом КНР и статьей 8 Закона КНР «Об административных взысканиях». Интересно, что административные взыскания могут налагаться без решения суда административными органами (статья 15 Закона КНР «Об административных взысканиях»), осуществляющими такую деятельность самостоятельно или через специально созданные некоммерческие организации. Юридическая ответственность за действия такой организации возлагается на назначивший ее орган. Следует также исключить возможность повторного наказания за одно и то же преступление. Третьим видом ответственности за нарушение авторских прав является уголовная ответственность. В случае получения крупной суммы денег в результате противоправного деяния или совершения деяния при отягчающих обстоятельствах наказывается лишение свободы на срок от 3 до 7 лет и штраф.
Закон об авторском праве РФ также предусматривает три вида ответственности за нарушение авторских прав - гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Основные меры гражданско-правовой ответственности при нарушении авторских прав содержатся в статьях 1250, 1251, 1252, 1253 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Как правило, автор может защищать нарушенные права любыми не противоречащими закону способами, в том числе предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такое понимание компенсации улучшает положение правообладателей [3].
Другим видом ответственности за нарушение авторских прав является административная ответственность, которая распространяется как на использование контрафактных экземпляров произведений, так и на действия, направленные на введение потребителя в заблуждение относительно происхождения этих экземпляров произведений (п.1 ст. 7.12 КоАП РФ) [4]. Это положение призвано защитить не только правообладателей, но и издателей, других производителей экземпляров произведений и, конечно же, потребителей. Однако привлечение нарушителей авторских прав к административной ответственности по-прежнему является скорее исключением, чем правилом. Третьим видом ответственности за нарушение авторских прав в Российской Федерации является уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным Кодексом РФ за нарушение авторских прав, совершенное в крупном размере (ст. 146 УК РФ). Основным признаком того, что нарушение авторских прав подпадает под уголовную ответственность, является крупный размер причиненного вреда (ст. 146 УК РФ). Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды преступлений в области авторского права: присвоение авторства (плагиат), незаконное использование, приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта.
Авторское законодательство КНР и РФ имеет схожие черты, содержит одинаковый перечень видов юридической ответственности - гражданскоправовой, административной и уголовной, тогда как российское законодательство содержит гораздо больше отсылочных норм (к ГК РФ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правила гражданско-правовой ответственности практически идентичны.
Особенностью китайского законодательства является то, что административные взыскания могут налагаться административными органами или специально созданными ими организациями без решения суда. В качестве одной из важнейших административных санкций оба государства предусматривают конфискацию контрафактных экземпляров работ, материалов и оборудования, используемых для изготовления этой продукции. Для наложения уголовных санкций требуется большой вред для владельцев авторских прав.
Основной проблемой в области авторского права в драматургии рассматриваемых государств является повышение эффективности механизмов правовой охраны авторского права. Актуальной является необходимость обеспечения быстрого реагирования правоохранительных органов в случаях нарушения авторских прав. Но для этого необходимо воспитывать в духе уважения к закону и правам других не только пользователей объектов авторского права, но и авторов и, главное, сотрудников судебных и правоохранительных органов.
Мы видим, что обе страны ведут активную работу по защите авторских прав драматурги, в том числе принимают законы, осуществляют законы и судебную систему.
- Закон Китая об административных наказаниях (2021 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/administrative-penalty-law-of-china-20210121 (дата обращения: 10.03.2023).
- Авторское право Китая. [Электронный ресурс]. URL: https://www.copytrust.ru/articles/Avtorskoe-pravo-Kitaya (дата обращения: 10.03.2023).
- Максимов, А. А. Специфика защиты авторских прав в России и Китае / А. А. Максимов. - Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. - 2020. - № 10 (24). - С. 31-35. - URL: https://moluch.ru/th/9/archive/182/5798/ (дата обращения: 10.03.2023).
- Об авторских правах драматурга. [Электронный ресурс]. URL: http://newdrama.spb.ru/articles/rao.htm (дата обращения: 10.03.2023).