Реализация потенциала клубной деятельности в формировании социокультурной компетенции: управленческий аспект
Журнал Научные высказывания

Реализация потенциала клубной деятельности в формировании социокультурной компетенции: управленческий аспект

В статье рассматривается проблема целенаправленного формирования социокультурной компетенции школьников через организацию клубной деятельности. Обосновывается необходимость управленческого подхода к реализации воспитательного потенциала школьных клубов. На основе системного и деятельностного подходов разработана управленческая модель, описывающая согласованную работу администрации, руководителя клуба и педагогического коллектива. Представлены критерии и показатели эффективности управленческого воздействия, позволяющие оценивать динамику развития социокультурной компетенции. Материалы статьи имеют практическую ценность для руководителей образовательных организаций и педагогов, занимающихся организацией внеурочной деятельности.

воспитательная система
социокультурная компетенция
клубная деятельность
управленческий аспект
внеурочная деятельность
управленческая модель
школьная администрация
педагогическое сопровождение

Социокультурная компетентность для нынешнего поколения школьников продолжает оставаться актуальной. Если раньше ее освоение осуществлялось только через западную культуру, то теперь всю большую актуальность набирает восточная культура. Благодаря этому освоение социокультурной компетентности остается не только необходимым, но теперь имеет в несколько раз больше возможностей развития. В рамках новой реальности необходимо подходить к ее освоению системно, на классических школьных уроках не остается времени для ее качественного формирования в связи достаточно обширным количеством задач, которые и так стоят перед учителем согласно современным нормам урока. Именно поэтому я вижу возможным освоение социокультурной компетенции в школьном клубе. Коваль М. В.: «Современный школьный клуб представляет собой открытую образовательную среду, обеспечивающую социальную практику и личностное саморазвитие учащихся через добровольную совместную деятельность» [2, с. 79]. Клубная деятельность дает возможность совершенно иначе выстроить систему взаимодействия между руководителем клуба и школьниками, подготовить разнообразные занятия, которые могли бы не вписаться в школьную программу и просто создать совершенно иную атмосферу для получения новых знаний и навыков, это приведет к получению совершенно иных качественных знаний, чем те, что были бы возможны во время урока.

Но будущему организатору клуба придется столкнуться с проблемой: с одной стороны, высокий учебный и воспитательный потенциал, с другой- реализация клуба, которая может стать очень хаотичной и несистемной. Поэтому главная цель данной статьи: Раскрыть управленческие механизмы, обеспечивающие эффективную реализацию потенциала клубной деятельности в формировании социокультурной компетенции школьников.

Согласно концепции В.А. Караковского, воспитательная система школы представляет собой целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимосвязи ключевых компонентов: цели, деятельности, субъектов отношений и освоенной среды [1, с. 18].  Именно поэтому при организации клубной деятельности необходимо использовать системный подход. Клубную деятельность надо рассматривать не как набор разрозненных мероприятий, а как целостную систему, обладающую единством цели, структуры, содержания и результатов.

Для выстраивания управленческой модели клубной деятельности необходима иерархичность, поэтому я рассмотрю её с точки зрения разных уровней управления: стратегического, тактического и оперативного уровней. На стратегическом уровне ключевую роль занимает администрация школы, именно ей необходимо позаботиться о создании нормативно-организационных условий (положение о клубе, ресурсное обеспечение), интеграция клубной деятельности в общий план воспитательной работы в школе. На тактическом уровне главенствующую роль уже занимает непосредственный руководитель клуба, он занимается проектированием программы клуба, подготовкой помещений, планированием мероприятий. А на оперативном уровне появляется много разных задач уже для педагогического коллектива: классные руководители информируют детей о существовании клуба и агитируют в него вступить, учителя- предметники по мере возможности вносят свой вклад в проведение занятий или генерацию контента для них, социальный педагог помогает следить за социальной ситуацией в клубе, а педагоги- организаторы помогают с организацией масштабных клубных мероприятий и дают возможность клубу участвовать в мероприятиях школы.

Поскольку в данной статье рассматривается именно управленческий аспект в создании клуба необходимо отдельное внимание уделить критериям и показателям эффективности управленческого воздействия. Начать необходимо с форсированности мотивационно-ценностного компонента социокультурной компетенции: ключевым показателем будет являться осознанное участие в социально значимых проектах клуба, проявление инициативы. Следующий критерий это сформированность когнитивного компонента социокультурной компетентности: знание и понимание культурных норм, традиций, социальных институтов, например, через викторины или защиту проектов. Заключительным критерием является сформированность деятельностного компонента социокультурной компетенции: показателем будет являться умение работать в команде, разрешать конфликты, публично презентовать результаты.

Для достижения качественных результатов клубной деятельности необходимо создать систему мониторинга и оценки эффективности. Оценивать можно три данных аспекта:

  1. Результативность: динамика сформированности социокультурной компетенции путем диагностик.
  2. Процессуальные показатели: посещаемость, активность обучающихся, количество и качество реализованных проектов, заявки для вступления в клуб на следующий год.
  3. Удовлетворенность: отзывы обучающихся, родителей, педагогов.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что эффективная реализация потенциала клубной деятельности в формировании социокультурной компетенции школьников возможна лишь при условии целенаправленного управленческого воздействия. Разработанная управленческая модель, интегрирующая стратегический, тактический и оперативный уровни организации работы, обеспечивает системный характер данной деятельности. Ключевым условием эффективности модели выступает четкое распределение функциональных обязанностей между всеми участниками образовательного процесса - от администрации школы, определяющей стратегические ориентиры и обеспечивающей ресурсную базу, до педагогов-предметников и классных руководителей, реализующих непосредственное сопровождение учащихся.

Важнейшим результатом исследования стало определение критериев эффективности управленческого воздействия, позволяющих осуществлять мониторинг динамики формирования социокультурной компетенции. Предложенная система оценки включает мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты, что обеспечивает комплексный анализ достижения планируемых результатов.

Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке методического обеспечения реализации управленческой модели для различных типов школьных клубов, а также в апробации предложенных критериев оценки в практике работы образовательных организаций. Внедрение представленной модели управления способно существенно повысить эффективность воспитательной работы школы и обеспечить достижение современных образовательных результатов.

Список литературы
  1. Андреева, И. Н. Социокультурная компетентность как цель современного образования / И. Н. Андреева // Высшее образование в России. – 2016. – № 6. – С. 156–160.
  2. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / А. Д. Жарков. – 2-е изд. – М. : МГУКИ, 2002. – 288 с.
  3. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский // Новые ценности образования. – 1995. – № 3. – С. 16–28.
  4. Коваль, М. В. Клубная деятельность как пространство личностного саморазвития школьников / М. В. Коваль, Т. Н. Ле-ван // Педагогика. – 2018. – № 6. – С. 78–84.
  5. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. – М. : Новая школа, 1998. – 288 с.
  6. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2019. – 828 с.
международный научный журнал

Научные высказывания #82

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 17 сентября по 15 октября
Осталось 12 дней до окончания
Размещение электронной версии
29 октября