О некоторых практических мерах противодействия коррупции
Главной угрозой внутренней и внешней безопасности страны является коррупция, которая охватила все сферы общественной жизни.
В настоящее время происходит глубокое исследование этого феномена, происходит развитие и становление следующих направлений коррупции: низовая (обыденная коррупция), деловая коррупция, политическая, экономическая, электоральная, медицинская, судебная, правоохранительная, военная, элитарная, международная, коррупция СМИ… В дальнейшем эти направления могут углубляться и расширятся.
Как отмечает проф. Шестаков Д.А, преступность включает массу преступлений и причины, порождающие преступления. Углубившись в преступность социальных подсистем, он выстроил «воронку преступности», рекомендуемую им для использования при исследованиях региональной коррупции[1], и которую уже активно применяют российские преступностиведы[2]. Воспользуемся данной моделью и мы для анализа сферы противодействия коррупции в Республике Дагестан (далее по тексту – РД).
1) Обыденный уровень. 2) Уровень обыденной профессиональной преступной деятельности. 3) Уровень разрешённой экономической, а также служебной деятельности – преступления, совершаемые в среднем и малом – зачастую полулегальном – бизнесе как подпадающие под действие главы 22 УК РФ, так и другие, в частности, против собственности (глава 21 УК РФ и против интересов службы в коммерческих и иных организациях, глава 23 УК РФ), наиболее опасные неосторожные преступления, выразившиеся в катастрофах, крушениях. Преступления этого уровня сопровождают производство незапрещённых товаров и услуг. 4) Уровень шлаковой организованной преступной деятельности – в условиях России это захват потребительских рынков; в пространственно ограниченных местных условиях – незаконный сбыт наркотиков, организованная проституция, незаконная торговля оружием, торговля людьми. 5) Внутренний государственный уровень – преступная деятельность государства на собственной территории, крайним проявлением которой может служить проведение массовых незаконных репрессий. 6) Внутренний «олигархический» уровень – этот уровень связан с установлением контроля над природными ресурсами государства, средствами распространения сведений, местной и центральной государственной властью. 7) Терроризм и экстремизм. 8) Внешний государственный уровень: агрессивные войны, геноцид, военные преступления. 9) Планетарный «олигархический» уровень – глобальный контроль над сырьевыми ресурсами, банковской системой, информационными сетями, СМИ, государственной властью. Контроль, в котором значительную роль играют транснациональные корпорации.
Рассмотрим и проанализируем некоторые уровни системы противодействия преступности в концепции профессора Д.А.Шестакова.
1.Обыденный уровень коррупции.
Низовая (бытовая) коррупция — это коррупционные проявления на среднем и низшем уровнях государственной и муниципальной службы, охватывающие повседневную жизнь большинства граждан и деятельность юридических лиц, которые рутинным образом взаимодействуют с чиновниками тех же уровней (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.). Она разделяется на две крупные категории:
1)Бытовая коррупция связана с повседневной жизнью граждан и их семей. Она порождается необходимостью удовлетворять заботы частной жизни — здоровье, образование, отдых, жильё, индивидуальная защита.
2)Деловая коррупция связана с хозяйственной (в широком смысле) деятельностью физических и юридических лиц. Она порождается потребностями создания и развития фирм, необходимостью улаживать их взаимоотношения с государством и друг с другом. Иными словами – это коррупционные отношения между предпринимателями и властью.
Если говорить более конкретно – это взяточничество и откаты среди врачей, учителей, мелких чиновников, сотрудников ГИБДД. Как правило, размеры взяток для сотрудников вышеуказанных сфер невелики. Зачастую они преподносятся не в виде денег, а в виде «подарков».
Для противодействия этим явлениям в организациях, учреждениях висят опечатанные маленькие ящички для анонимных сообщений о фактах поборов и коррупционных правонарушений. В конце квартала комиссия по противодействию коррупции производит выемку содержимого и составляется соответствующий акт. При наличии значимой информации комиссия проводит соответствующую работу.
В социальных сетях регионов целесообразно проводить социологические опросы (дистанционно) по выявлению коррупционноемких зон в различных сферах общественной жизни.
Вовлечь население, студентов, волонтеров, молодёжь, журналистов и институты гражданского общества в реализацию региональной антикоррупционной политики.
Почему бы при ранних признаках коррупционных проявлений, опубликованных в социальных сетях, изложенных в обращениях граждан, не пригласить конкретного государственного или муниципального служащего на беседу в управление Главы Республики Дагестан (далее – Глава РД) по вопросам противодействия коррупции. Кроме того можно было бы и на беседу к авторитетным членам Совета старейшин при Главе РД. Это способствовало бы ранней профилактике коррупции.
Надо вводить в ВУЗах предмет «Антикоррупционное право», которая должна выявлять, предупреждать, проводить профилактику, осуществлять уголовное и административное пресечение коррупции, системно противодействовать любым ее проявлениям.
2. Уровень обыденной профессиональной коррупционной деятельности.
Профессиональная коррупционная деятельность — это совокупность, преступлений коррупционной направленности систематически совершаемых лицами, обладающими определёнными полномочиями, знаниями и навыками. Эта деятельность носит устойчивый характер и воспринимается корруптером как дополнительный источник существования.
В этом случае правоохранительным органам следует усилить оперативно – розыскную деятельность по выявлению, раскрытию, пресечению лиц, совершающих неочевидные, много эпизодные дела рассматриваемой категории.
В этой ситуации предпочтительно освободить от уголовной ответственности лицо давшее взятку чиновнику, если действия последнего входят в круг его законных служебных обязанностей. Это будет способствовать выявлению всех латентных фактов взяточничества, и граждане проявят высокую активность. При этом по статистике к уголовной ответственности больше привлекается лица за дачу взятки, чем за его получение, что способствует консервации коррупции.
Важнейшим направлением антикоррупционной профилактики является подготовка и отбор госслужащих со студенческой скамьи с учетом репутационного анализа (безупречная репутация, высокий профессионализм и широкий кругозор).
По громким резонансным уголовным делам коррупционной направленности в сферу уголовной юрисдикции попадают непосредственно исполнители, а организаторы, подстрекатели и пособники остаются вне уголовного преследования, что не отвечает принципам всесторонности, полноты и объективности, которая предписывается УПК РФ.
Правоприменительная практика свидетельствует, если не остановить вороватых чиновников после штрафных уголовных санкций, то они, чувствуя безнаказанность, совершают более тяжкие преступления в рассматриваемой сфере общественных отношений.
3. Уровень разрешённой экономической, а также служебной деятельности – преступления, совершаемые в среднем и малом – зачастую полулегальном – бизнесе. Перечислим наиболее часто совершаемые преступлениям на этом уровне: убийства; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; мошенничество; грабёж; разбой; вымогательство; воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Также к преступлениям в сфере малого и среднего бизнеса относят злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений, превышение должностных полномочий, получение взятки, дачу взятки, посредничество во взятке, служебный подлог и другие.
Получение выплат, с использованием платежных карт. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом. Незаконное получение кредита. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг…
Производство фальшивых купюр по 5000 рублей раскрыли в Дагестане. Задержаны 11 предполагаемых участников преступной группы. По оперативным данным, за год фальшивомонетчиками удалось напечатать и сбыть порядка одного миллиарда российских рублей[3].
Наиболее эффективными способами противодействия этим преступлениям являются:
- пресечение указанных преступлений правоохранительными органами на стадии приготовления или покушения;
- проверки рынков на предмет соблюдения действующего законодательства;
- проведение рейдов правоохранительных органов на рынках совместно с контрольно – надзорными органами, где устойчивые группы лиц, путем сговора поднимают цены на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания;
- теневой сектор экономики республики составляет от 40 - 50%. Около 500 тыс. человек находится в неформальной экономике, необходимо перевести их в правовое поле (это рабочие места и увеличение налогов на решение социальных задач);
- фальшивомонетчики привозили клише для изготовления долларов из Турции. Курьеры обменивали их на оригиналы в различных городах СКФО, а теперь используются закладки поддельных денежных купюр и долларов дистанционно в лесопарковых зонах и других неприметных местах. Фальшивые доллары использовались для финансирования чеченских террористов[4]
4. Уровень шлаковой организованной преступной деятельности – в условиях России это захват потребительских рынков; незаконный сбыт наркотиков, организованная проституция, незаконная торговля оружием, торговля людьми.
Имелись факты захвата рынков, путем угроз, психического насилия, а также используя властные полномочия в г. Дербенте[5]
Сбыт наркотиков в Дагестане является одной из серьезных проблем, с которой сталкивается регион. Дагестан, расположенный на юге России, граничит с Азербайджаном и Грузией, что делает его важным транзитным пунктом для наркотиков, идущих из Афганистана и других стран Центральной Азии в Европу. Согласно данным правоохранительных органов, способствуют этому и набирающие популярность сети закладчиков, нанимаемых наркодилерами для бесконтактного сбыта. Делают крупные и мелкие тайники в разных частях республики. Сама иерархическая структура этих крупных наркогруппировок состоит из десятков человек. Зачастую организаторы этих «интернет-магазинов» находятся в центральных регионах России или где-нибудь за ее пределами. Они организовывают региональные преступные группы, в том числе у нас в республике, и на них работают уже наши земляки, завербованные ими через социальные сети[6]. Закладчики – это расходный материал и их нередко используют в «тёмную».
Не существует точных данных о том, сколько дагестанских женщин превратились в проституток за последние годы, но отдельные свидетельства дают основания полагать, что их возраст уменьшается, а также что проститутками все чаще становятся сельские девушки[7].
Перечисленные и иные факты тесно сопряжены с коррупцией и мошенничеством.
Прежде всего, необходима реальное усиление оперативно – розыскной деятельности правоохранительных органов в содружестве с институтами гражданского общества, которые преследуют социально – полезные цели и зарегистрированы в территориальных органах управлении Минюста РФ.
Антинаркотическая пропаганда проводится в учреждениях образования. Она проводится путем приглашения на беседу с молодежью сотрудников правоохранительных органов, работников наркологического диспансера, а также лиц ранее потреблявших наркотики, нередко осуществляется экспресс – диагностика студентов на предмет отягощённости наркоманией.
Вместе с тем, с другой категорией молодежи, которые вне образовательных учреждений, на наш взгляд, предпочтительно задействовать заместителей глав муниципальных образований и городских округов по вопросам общественной безопасности. Они во взаимодействии с заинтересованными лицами в состоянии существенно оздоровить наркотическую ситуацию.
Таким образом, назрела острая необходимость проводить тотальную, многовекторную, многоуровневую и системную работу по установлению схем коррупции, что обеспечит разработку правоохранительными органами добротных мер противодействия этой угрозе. В противном случае будет нарастать ухудшение социально – экономического положения граждан, рост протестного потенциала и повлечет негативные последствия. В обществе надо формировать антикоррупционное мировоззрение и на этой основе формировать нетерпимость к коррупции. Субъекты Федерации обязаны, стремится к самодостаточности и обеспечению безопасности в различных сферах общественных отношений.
- Шестаков Д.А. К методологии исследования местной преступности // Материалы III международной научно-практической конференции. Баку: Академия полиции Республики Азербайджан, 2015. С. 24–31
- Данилов А.П. Средиземноморье в фокусе «воронки преступности» // Материалы III международной научно-практической конференции. Баку: Академия полиции Республики Азербайджан, 2015. С. 215– 219
- Напечатали миллиард: производство фальшивых купюр по 5000 рублей раскрыли в Дагестане//https://www.stav.kp.ru/daily/27481/4737074/?ysclid=m522lr26ak417154060 (дата обращения 24.12.2024г.)
- В Дагестане арестована крупная банда фальшивомонетчиков – первый канал//https://ya.ru/video/preview/16917691224203723271 (дата обращения 25.12.2024г.)
- Нерыночный передел рынка// https://dagpravda.ru/obshestvo/nerynochnyj-peredel-rynka/?ysclid=m4pvv4t08n510242202 (дата обращения 15.12.2024г.)
- Специалист наркоконтроля - о пугающих тенденциях в дагестанском наркобизнесе // https://md-gazeta.ru/obshhestvo/105477 (дата обращения 15.12.2024г.)
- Дагестан: от сельской жизни к проституции//https://iwpr.net/ru/global-voices/dagestan-ot-selskoy-zhizni-k-prostituciihttps://iwpr.net/ru/global-voices/dagestan-ot-selskoy-zhizni-k-prostitucii (дата обращения 16.12.2024г.)