Формирование двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочное время на основе метода проектов
Журнал Научные высказывания

Формирование двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочное время на основе метода проектов

В данной статье представлен опыт работы с учащимися средних и старших классов по использованию проектно-исследовательской технологии на уроке физкультуры и во внеурочное время.

проектная деятельность
проекты
творческий подход
практическое применение
целенаправленность

Для формирования гармонично развитой личности современному учителю физической культуры важны новые подходы к организации урочной и внеурочной работы по предмету. Урок физической культуры – это прежде всего физическая деятельность, но она обязательно должна сопровождаться умственной работой, поэтому я широко использую метод проектов.

Проектные работы для нас – маленькие открытия, которые совершают наши учащиеся. Ребята приобретают массу новых знаний и умений, учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения и решать их. В ходе реализации проектов приобретаются навыки самостоятельной и коллективной работы, большой опыт поиска информации в разных источниках, умение пользоваться различными компьютерными продуктами, сетью Интернет и многое другое.

Трудно переоценить положительные факторы в развитии учащихся, работающих над проектами в области физкультуры. Информация о спорте, примеры спортивных достижений и побед спортсменов привлекают многих учащихся к занятиям физкультурой, воспитывают чувство гордости за своих соотечественников. Ребята по-новому смотрят на занятия спортом и приобретают интерес к изучению истории спорта. Проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, к коллективу, более активно использовать в своей жизни физические упражнения.

Приблизительная схема выполнения проектной работы в области спорта аналогична проекту в других областях знаний:

  1. Выбор темы будущей проектной работы;
  2. Определение проблемы;
  3. Сбор и обработка материалов;
  4. Работа над проектом;
  5. Создание описания проекта;
  6. Подготовка презентации проекта;
  7. Защита проекта;

Серьезным этапом работы над проектом является его «защита». Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения.

Чуть подробнее хочется рассказать о некоторых проектах. Их подготовка  увлекла авторов. Эти проекты особенно запомнились детям.

Над проектом «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» работали учащиеся 6 класса. Цель - формирование позитивной социальной среды. Работа велась в группах:

  • 1 группа подготовила теоретический материал « Роль спорта в жизни современного человека». Ребята защищали свои работы на различные темы например: «Туризм – залог здоровья», «От маленьких шагов к признанным победам - через футбол», «Мы за здоровый образ жизни», «Баскетбол-шаг к здоровью», «Танцы - моя жизнь» и т.д.
  • 2 группа показала спортивно-театрализованное представление «Чтоб  успешно развиваться, надо спортом заниматься». Ребята показали различные акробатические упражнения, современные танцы (хип-хоп, брейк-данс, рок-н-ролл), флеш-моб утренняя зарядка.
  • 3 группа  собрала материал по силовому многоборью и выполнили норматив Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (подтягивание + отжимание).
  • 4 группа  организовала конкурс рисунков « Я и спорт».

Итоги работы были подведены в школе выходного дня, куда были приглашены родители учащихся. В завершение состоялась товарищеская  встреча по пионерболу между учащимися и родителями 5 класса.

Над проектом «Олимпийские виды спорта. Керлинг» работали учащиеся 10-ых классов. Из 15 видов соревнований  ребят заинтересовало три самые необычные: бобслей, фристайл и керлинг. Вовремя выполнения проекта, поставили одну из задач, применить керлинг на базе нашей школы. Это была целая технология.  Для приобретения инвентаря нам потребовалась помощь родительского комитета. Члены  родительского комитета 10А класса вместе с ребятами впервые попробовали сделать камень для кёрлинга: залили в овальную форму раствор алебастра, для прочности снизу использовали плоскую металлическую миску, а сверху разноцветную пластмассовую; чтобы камень не разбивался, между мисками проложили резиновый ремень, затем прикрутили ручку, и  получился камень для игры. И теперь, когда приспособления было готово, мы решили в старших классах провести турнир по кёрлингу. В первом турнире по керлингу победила команда девушек 11А класса. Среди юношей – победила команда 10А класса. Турнир заинтересовал учащихся школы и впоследствии был проведен среди среднего звена, среди учителей и родителей.    

Следующий проект «Детские игры в культуре народа: история и современность». Над проектом работала ученица 9 класса Подгорных Юлия. К этому исследованию подтолкнуло то, что в школе во время каникул пришлось  поработать вожатой, потребовались знания по подвижным  играм, и учитель физкультуры дала пособие с описанием подвижных народных игр. Изучая литературу, мы поняли, что существовало много игр, магических заклинаний, считалок, у них богатая история, связанная с приметами,  ритуалами, обычаями народа. Но, проводя игры с детьми, учениками начальной школы, мы заметили, что они играют в совершенно другие игры: не в жмурки, прятки, ручеек, пятнашки, а в «Бабушку Гренни», «Банк», «Скелетик» и др. Описания этих современных игр в книгах нет, и мы стали собирать материал и решили сделать исследование, в какие  игры дети играли раньше, откуда они произошли, а в  какие играют сейчас.  Мы решили составить свои новые игры на основе и народных, и современных игр. Эти игры очень интересные  и несложные, и с удовольствием играли с детьми начальных классов. Им очень понравилось. Мы считаем, что народные традиции нужно знать, ценить то, что легло в их основу, а также надо знать современные пристрастия детей, чтобы правильно организовать их досуг.  Проект защищали в Санкт-Петербурге на очной конференции, секция междисциплинарный, имеет высокую оценку на международном уровне.

Следующий проект «Дыхательная гимнастика как актуальный способ оздоровления». Над этим проектом работали учащиеся 11 класса Панкова Кристина и Григорьева Светлана. 2020 год столкнул человечество с распространением коронавируса, поражающего легкие человека. Девочки заинтересовались, а почему важны занятия именно дыхательной гимнастикой? Нужны ли они только переболевшим или всем, взрослым или и школьникам?  Именно таким вопросом мы задались и решили провести исследование. Изучив комплексы упражнений по дыхательной гимнастике, мы составили свой буклет, который называется «Пять шагов к здоровью на пять дней». В течение года девочки в своем классе проводили физкультминутки по дыхательной гимнастике. В 8 апреля в Москве гимназия 1517 состоялся международная очная конференция «Объединяемся знаниями» дистанционно онлайн - формат. Девочки защитили свою работу на секции медицина,  и получили диплом III степени международного уровня. В этом году мы не могли поехать, так как конференция проходила дистанционно онлайн - формате из-за коронавируса. 

Следующий проект «Самый сильный ученик». Цель проекта- привлечение ребят к здоровому образу жизни и укреплению здоровья. В реализации предложенного проекта принимали участие  учащиеся 5 класса. Ребята выполняли физические упражнения по 3 (трём) дисциплинам. Отжимание за 1 минуту, упражнения на пресс за 30 секунд и приседание за 30 секунд. В каждой дисциплине необходимо было выполнить максимальное кол-во повторений. Количества повторений в каждой дисциплине суммировались. Победителям и призером становится ученик и  ученица, который наберет максимальную сумму.

Считаю, что применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным и содержательным: учащиеся самостоятельно собирают теоретический материал, расширяют свои знания о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни, обосновывают необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений, вырабатывают морально-волевые качества в ходе подготовки и защиты своих проектов.  

Список литературы
  1.   Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование - №3, 2003 г.
  2.   Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование - №3, 2000г.