РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У МУЖЧИН 25 – 30 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КРОССФИТОМ
В данной статье описывается эффективность тренировочной методики «кроссфит» для развития силовой выносливости на группе мужчин 25-30 лет. Включает в себя рекомендации и практический опыт.
В России распространение фитнеса связывают с социокультурным запросом, сформированным на основе необходимости развития и распространения инновационных технологий в сфере физической культуры. Фитнес все активнее входит в практику физкультурно-оздоровительных занятий учебных заведений в рамках базовой и специальной физической подготовки [1]. В России распространение фитнеса как популярного движения, связано с потребностью общества в развитии инновационных технологий в сфере «физической культуры». Он всё активнее внедряется в образовательную систему, проводится в рамках развития базовых физических качеств: выносливости, силы.
Ввиду запроса на бóльшее разнообразие форм двигательной активности со стороны разных слоев населения, формируются и разные направления фитнеса.
К ним относятся:
- силовые тренировки (бодибилдинг, пауэрлифтинг, шейпинг, хот-айрон);
- аэробные тренировки (аэробика, степ-аэробика, интервальные тренировки, слайд-аэробика, скипинг);
- танцевальный фитнес (батука, зумба, стрип-пластика, хип-хоп);
- тренировки body&mind - «тело и разум» (пилатес, йога, бодифлекс, будокон, тай-чи, цигун);
- единоборства (кикбоксинг, тай-бо, кендо, капоэйра);
- фитнес в воде (аквааэробика, акваформинг, акварелакс);
- велотренировки.
Наиболее популярным в последние годы ощутимо выделился кроссфит (от английского Crossfit). Первоначально данная программа тренировок была создана для тренировки представителей силовых структур: полиция, пожарные, военные. Но потом получила довольно популярное применение и профессиональных спортсменов для увеличения своих силовых качеств и выносливости [2].
На данный момент, кроссфит могут применять как инструмент развития выносливости у спортсменов. Так как круговые тренировки, большое количество кардио нагрузки ведёт именно к развитию данного физического параметра человека.
Из этого мы можем выделить проблему данного исследования: являются ли занятия кроссфитом эффективным при развитии силовой выносливости у мужчин 25-30 лет?
Цель работы: разработать и экспериментально проверить методику занятий кроссфитом для повышения силовой выносливости у мужчин 25-30 лет
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: Анализ и обобщение научно-методической литературы и интернет источников; Тестирование; Педагогический эксперимент; Методы математической статистики.
Определение силовой выносливости осуществлялось при помощи следующих тестов:
Работа на тренажёре «аэробайк» в течение 6 минут - базовое физическое упражнение в кроссфите для тренировки аэробной составляющей атлета.
Преодоление расстояние 2000 метров на тренажёре «аэрогребля» - это базовое физическое упражнение в кроссфите, в котором задействуются дельтовидные, широчайшие мышцы спины, а также малые круглые двуглавая мышца.
Преодоление расстояния за 6 минут на тренажёре «аэролыжи» - базовое физическое упражнение в кроссфите, в котором задействованы широчайшие мышцы спины, косые, прямая мышцы кора, а также задняя и передняя поверхности бедра.
Исследование проводилось на базе фитнес клуба AthleticPRO г. Белгорода. В эксперименте приняли участие мужчины – участники кроссфит группы в количестве 10 человек. Педагогический эксперимент включал в свое содержание четыре последовательных и взаимосвязанных этапа. Общая продолжительность всех этапов педагогического эксперимента составила один год. Практическая часть педагогического эксперимента продлилась шесть месяцев.
В педагогическом эксперименте приняли участие мужчины 25-30 лет, имевшие опыт занятий различными направлениями двигательной активности в фитнес-центре не менее 6 месяцев.
Общей целью у всех занимающихся была повышение показателей силовой выносливости, частными задачами являлось улучшение показателей самочувствия, повышение двигательной активности и т.п.
Экспериментальная методика кроссфит тренинга, применяемая нами при занятиях с мужчинами экспериментальной группы, включала в свое содержание шесть разработанных тренировочных комплексов, применяемых в определенной последовательности и с заданными интервалами работы и отдыха. Тренировки проходили 3 раза в неделю по 90 минут на протяжении 5 месяцев.
Результаты эксперимента оказались следующими: Для определения эффективности разработанных комплексов физических упражнений, направленных на развитие силовой выносливости у юношей занимающихся кроссфитом был проведен сравнительный анализ в экспериментальной группе. Результаты исходного и итогового тестирования в экспериментальной группе представлены в таблице 1.
Таблица 1
Опираясь на показатели приведенные в таблице 1, после проведения эксперимента, в тесте «Расстояние, преодолённое за 6 минут на тренажёре «аэробайк»», характеризующем развитие силовой выносливости, передней поверхности бедра, результаты от исходных данных увеличились на 15,9 процентов.
В тесте «Расстояние 2000 метров, преодолённое за время на тренажёре «аэрогребля»», характеризующем развитием силовой выносливости, мышц спины и мышц кора в экспериментальной группе результаты от исходных данных увеличились на 8,9 процентов.
В тесте «Преодоление расстояния за 6 минут на тренажёре «аэролыжи», характеризующем развитием силовой выносливости, широчайших мышц спины, плечевого пояса и мышц кора в экспериментальной группе результаты от исходных данных увеличились на 13,3 процента.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что данная методика является эффективной для развития силовой выносливости у мужчин 25-30 лет, занимающихся кроссфитом. Для улучшения показателей необходимо чередовать аэробную и силовую нагрузку.
- Бондаренко, А.А. Особенности отбора и занятий Тяжелой Атлетикой с подростками 12-14 лет [Текст]: / А.А.Бондаренко // Тяжелая Атлетика. - 2008.
- - № 4. - С. 6-8.
- Бальсевич В.К. Что необходимо знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями //Физическая культра: Воспитание. Образование. Тренировка. -1997. -3. – С. 51-54с.
- Бочкарева, С.И. Функциональная тренировка в процессе физического воспитания в вузе/ С.И. Бочкарева, Т.П. Петрова, О.П. Кокоулина//Проблемы теории и практики современной науки. – Маткриалы II Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Перо», 2014. – С. 14-17
- Василенко А. Функциональный тренинг / А. Василенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // http://www.jv.ru/news/item/id - 04.10.2010.
- Воропаев, В.И. Динамика психического состояния спортсмена силового двоеборья [Текст] / В.И. Воропаев // Тяжелая Атлетика. - 2005. - № 3. - С. 9- 4.Выдрин, В. М. Теория физической культуры [Текст] / В. М. Выдрин. - учебное пособие. ГДОИДК, Л., 1988. - 119с.