Отключение квартир и жилых домов от источников жизнеобеспечения – есть нарушение прав населения
Журнал Научные высказывания

Отключение квартир и жилых домов от источников жизнеобеспечения – есть нарушение прав населения

В статье рассмотрены вопросы нарушения прав населения органами исполнительной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, при отключении квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения.

Проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2021г., исследование показало, что ежедневно на территории РФ происходит более четырехсот отключений от источников жизнеобеспечения, каждое десятое из которых является незаконным.

В настоящее время в Российской Федерации сферу ЖКХ регулируют более 100 нормативных правовых актов, что, не исключает наличия расхождений и противоречий в нормативной базе, так же существуют серьезные проблемы правоприменительной практики.

Незаконное прекращение или ограничение подачи источников жизнеобеспечения населению Российской Федерации, нарушает Конституционные права граждан и вызывает острую социальную напряженность в обществе.

отключении потребителей
источники жизнеобеспечения
социальное государство
газоснабжение
ресурсоснабжающие организации
поставщик
Государственные унитарные предприятия

Последние несколько лет, в России, все большую популярность приобретает практика отключения, квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения. Применяемая практика отключения, является формой принуждения к оплате коммерческим организациям, услуг ЖКХ, получаемых населением.

Обращения населения в правоохранительные органы, органы Прокуратуры, в Государственную жилищную инспекцию в суды - не приносят результатов. По мнению Полиции, Прокуратуры, Государственной жилищной инспекции, отключение, квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения – есть спор хозяйствующих субъектов.

Суды, в мотивировочной части выносимых решений, в нарушение ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), забывают сослаться на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле[1].

Напомню, что согласно п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2008 г. № 13 г. Москва, обратить внимание судов на то, что принимаемые решения должны быть в соответствии со ст. ст. 195, 198 ГПК РФ законными и обоснованными и содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требования истца и возражения ответчика, кроме решений суда по делам, по которым ответчик признал иск и признание иска принято судом, а также по делам, по которым в иске (заявлении) отказано в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд (абзацы второй и третий ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Настоящей статьей автор, берет на себя смелость утверждать, что в российском законодательстве нет нормативных правовых актов, дающих право отключать квартиры и жилые дома населения России от источников жизнеобеспечения. Следовательно, на лицо, нарушение прав населения органами исполнительной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, при отключении потребителей от источников жизнеобеспечения, привлекающе сотрудников Полиции, в качестве усиления, к группам отключения.

В настоящей статье, автор анализирует федеральное законодательство и дает оценку противоречиям в действиях органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на примере действий АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612), осуществляющего свою деятельность в Московской области.

Оценка правового поля России, естественного начинается с Конституция РФ, определяющей смысл и содержание других законов. И так, согласно:

  • п. ст.7, РФ - социальное государство;
  • п. 1 ст. 9, земля и другие природные ресурсы основа жизни и деятельности народов;
  • ст. 18, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;
  • ст.21, никто не должен подвергаться пыткам;
  • ст.35, право частной собственности охраняется законом.
  • п. п. 1-2 ст. 40, каждый имеет право на жилище.

Таким образом, основа всей правовой системы России, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральным законом от 27.05. 1998 г. № 77-ФЗ Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) был дополнен ст. 215.1. Позднее с принятием Федерального закона от 8.12.2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в диспозицию названной нормы были внесены существенные изменения.

В соответствии со ст. 215.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, за незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям любого вида энергии, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иных организациях.

При этом, под прекращением подачи электроэнергии понимается полное отключение потребителя от электрических сетей, независимо от того, временно или постоянно это сделано, за исключением проведения аварийно-восстановительных работ.

Состав преступления считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, указанных в ст.215.1 УК РФ[2].

УК РФ Статья 215.1. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения

1. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

С целью недопущения отключение от источников жизнеобеспечения, Приказом МВД России от 16.12.2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" на участковых уполномоченных возложена обязанность по постоянному мониторингу, расположенных на административных участках, объектов жизнеобеспечения.

При этом, следует помнить, что ресурсоснабжающие организации не являются собственниками жизнеобеспечивающих ресурсов, а только оказывают услугу.

Запрещено отключение квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», дано пояснение, что действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

В соответствии с п. 47. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры, болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

В ст. 215.1 УК РФ, заложена явная несоразмерность причиняемого вреда и предусмотренного наказания. Известны случаи летальных последствий отключения квартир и жилых домов от источников жизнеобеспечения в зимний период.

Так, издательский дом «Аргументы и факты» опубликовал статью «Что известно о смерти пенсионера в Ленобласти из-за отключения отопления?», в которой указал, что в Ленинградской области в СНТ «Брусничка» в доме без отопления на улице Энергетиков обнаружили насмерть замерзшего 82-летнего мужчину. Жилец накопил долг, и ему еще в сентябре отключили электроэнергию за неуплату[3].

Разберемся, какими полномочиями и в рамках каких нормативных правовых актов действуют ресурсоснабжающие организации, на примере действий АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612), обеспечивающего населения газом в Московской области.

Первый и основополагающий вопрос: «газоснабжение населения Российской Федерации – это государственная или коммерческая услуга»?

Если исходить их положения ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022), государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе.

Учитывая, что Конституцией закреплено, что РФ - социальное государство, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, то государственные и муниципальные услуги должны предоставлять на бесплатной основе.

Предположим, что газоснабжение населения Российской Федерации – это коммерческая услуга. Следовательно, оказываемая комическая услуга должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

Основной нормативный правовой акт, регламентирующий порядок поставке газа - это, Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ № 69).

Согласно ст. 2 ФЗ РФ № 69, поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям.

Приведенное положение ФЗ РФ № 69 полностью коррелирует со ст. 209 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Если, исходить из утверждения, что газоснабжающая организация - это, собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям[4], то АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612), осуществляя поставки газа населению России, должен являться либо собственником газа, либо уполномоченным им лицом.

В нарушение ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612), не может в судебном порядке предоставить документы доказывающие, что является либо собственником газа или уполномоченным собственником газа лицом[5].

Кроме того, согласно выписке, из ЕГРЮЛ, АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612), занимается деятельностью по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, распределением газообразного топлива по газораспределительным сетям, ОКВЭД 35.22, ремонтом машин и оборудования, ОКВЭД 33.12.

Встает очевидный вопрос, кто и какими полномочиями наделил АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612) и придал ему статус газоснабжающей организации, при том что он не является собственником газа или уполномоченным им лицом?

Из вышесказанного возможно сделать предположение, что отключение от источника жизнеобеспечения, газораспределительной сеть Московской области, осуществляет коммерческая организация АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612), не имеющая правовой основы для совершения указанных действий.

Вернемся к вопросу оценки правового поля России, регламентирующего порядок обеспечения населения источниками жизнеобеспечения.

Согласно ст. 16 Федерального закона РФ № 131 от 06.10.2003 (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ РФ № 131), к вопросам местного значения муниципального, городского округа, относится, помимо прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Правовая ответственность, муниципального, городского округа заключается в организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения.

При том, что Уставы городских округов МО, являются основным нормативным правовым актом городского округа и устанавливает систему местного самоуправления, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, а также гарантии его осуществления на территории городского округа.

Следует подробно обсудить, что подразумевается под организацией в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Очевидно, что муниципальные образования, не оказывают услуги самостоятельно, а осуществляют комплекс организационно-правовых и организационно технических мероприятий по обеспечению населения по получению всех необходимые жилищно-коммунальные ресурсов.

Изначально, для использования муниципального имущества в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, были созданы Государственные унитарные предприятия (далее по тексту ГУП)[6].

Согласно Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

За ГУПами были закреплены и переданы в хозяйственное ведение объекты и передана специальная правоспособности, для осуществления деятельности по электро, тепло-, газо- и водоснабжению населения, а также водоотведению.

Однако, с некоторого времени на федеральном уровне, была принята политика, к передаче в частную собственность и управление ЖКХ на коммерческой основе. Все осуществилось в два этапа, сперва ГУПы были акционированы и далее переданы частному владельцу путем организации торгов на право заключения договора аренды или концессии.

Концессионная форма отношений по использованию муниципальной собственности в сфере ЖКХ регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и постановлением Правительства РФ от 05.12. 2006 г. № 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения».

Получился правовой гибрид, внешняя форма концессионного соглашения подразумевает, что в рамках концессии возможно комплексно решать вопрос организации поставки населению коммунального ресурса, с сохранением прав собственности на него. Цель благая - создание новых объектов коммунальной инфраструктуры, сохранение интересов населения и других потребителей, обозначив количественные и качественные показатели поставляемых ресурсов и услуг. По факту управляющие коммерческие структуры самостоятельно определяют порядок взаимоотношений с населением России.

Согласно ст. 14 ФЗ РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ (последняя редакция), были введены жесткие условия получения муниципалитетами федеральной финансовой. Для получения федеральной помощи, муниципалитеты обязаны перейти к методам координации и планирования работ по обеспечению услуг ЖКХ.

Как уже было сказано, в Российской Федерации сферу ЖКХ регулируют более 100 нормативных правовых актов, что привело к серьезным проблемам правоприменительной практики[7].

Указанное многообразие нормативных правовых актов, привело к тому, что муниципалитеты самоустранились от осуществления контроля качества предоставления населению необходимых жилищно-коммунальных услуг. При том, что согласно Главы 10, ФЗ РФ № 131, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Созданные на базе ГУПов, коммерческие структуры активно пользуются противоречиями в многообразие нормативных правовых актов.

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022), Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О газоснабжении в Российской Федерации» не содержат в себе положений, дающих право отключения квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения.

Вопрос отключение квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения указан в Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»), и Постановление Правительства Москвы от 9.03.2022 г. № 354-ПП «Об отдельных особенностях изменения существенных условий контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд».

При этом, два основных нормативных правовых акта, регламентирующих порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, противоречат друг другу, а именно:

  • Согласно, п.п. в) п. 119 Правил № 354 от 06.05.2011г., при введении ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения. Т.е. Постановление Правительства Москвы от 9.03.2022 г. № 354-ПП, запрещает отключение квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения.
  • В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», поставщик газа вправе приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа. Т.е. Постановление Правительства Москвы № 549 от 21.07.2008 г., дает право отключение квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения.

Согласно официальному ответу Министерства Юстиции Российской Федерации[8], Постановление Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» не является нормативно правовым актом, соответственно не имеет юридической силы.

Администрации муниципалитетов согласовывают отключения, квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения, в частности в Московской области коммерческой структурой АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612). Государственная жилищная инспекция защищает интересы АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612) ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

АО «Мособлгаз» (ИНН: 5032292612) при подаче исковых заявление в суды, и в своей деятельности, ссылается на Постановление Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

Таким образом, выносимые судебные решения, в части отключения, квартир и жилых домов от источников жизнеобеспечения, как формы принуждения к оплате услуг ЖКХ населения РФ, выносятся опираясь на Постановление Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» не являющееся нормативно правовым актом, соответственно не имеющее юридической силы.

Органы местного самоуправления, в лице Государственной жилищной инспекции, отстраняются от вопроса отключения квартир и жилых домов населения России от источников жизнеобеспечения, так же ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» не являющееся нормативно правовым актом, соответственно не имеющее юридической силы.

 

[1] Решения Одинцовского городского суда МО, по делу № 2-6850/2021.

[2] Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Е.В. Хромов, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛИШЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСТОЧНИКОВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации», 2016

[3] Интернет ресурс, издательский дом «Аргументы и факты», https://spb.aif.ru/dontknows/chto_izvestno_o_smerti_pensionera_v_lenoblasti_iz-za_otklyucheniya_otopleniya

[4] ГОСТ Р 53865-2010, п. 12 Национального стандарта РФ системы газораспределительные, термины и определения

[5] Решения Одинцовского городского суда МО, по делу № 2-9160/2021.

[6] Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Е.В. Никитской, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО» 2021г.

[7] Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Е.В. Хромов, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛИШЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСТОЧНИКОВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации», 2016

[8] Письмо № 09-98960/21 от 23.08.2021, Министерство юстиции, на имя Волкова П.Д.

Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации.2009. № 4, ст. 445. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О газоснабжении в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. ФЗ РФ № 131 от 06.10.2003 (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. ФЗ РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Постановление правительства РФ, № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Ресурсы сети интернет

  1. Справочно-правовая система «Гарант».
  2. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Официальный сайт Конституционного Суда РФ: http://ks.rfnet.ru
  4. Официальный сайт Верховного Суда РФ: http://supcourt.ru
  5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
  6. Сайт «Образовательные ресурсы Интернета – Юриспруденция»: http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm