Обзор НПА РФ регулирующих деятельность в системе ЖКХ РФ
Журнал Научные высказывания

Обзор НПА РФ регулирующих деятельность в системе ЖКХ РФ

В статье приведен анализ нормативно правовых актов (НПА) РФ, регулирующих деятельность в системе ЖКХ РФ.

отключении потребителей
источники жизнеобеспечения
социальное государство
газоснабжение
ресурсоснабжающие организации
поставщик
Государственные унитарные предприятия

Согласно опубликованным 18.05.2023г, в РИА Новости, данным Минстроя, среднестатистическая российская семья, на оплату коммунальных услуг тратит 11,4 % от общих своих расходов. Аналитики Сбербанка, вычислили сумму затрат на услуги ЖКХ, в абсолютном выражении за 2022г, опираясь на собственные данные и материалы Росстата, которая составила 5294 рубля в месяц.

При этом, если сейчас на услуги ЖКХ уходит 11,4% расходов среднестатистической российской семьи, а в 1999 году расходы были в два с лишним раза меньше и составляли - 4,8 %, то советская рабочая семья в 1988 году тратила на коммуналку  - 2,9 % от семейного бюджета.

Рост цен на услуги ЖКХ начался после упразднения СССР. В 1992 году население платило около 2 % от реальной стоимости услуг - остальное возмещало государство. В 1993 году власти постановили, что граждане должны оплачивать коммунальные услуги полностью, и до 2014 года цены на ЖКХ росли в среднем в 2,1 раза быстрее инфляции. По расчетам Росстата, в 2019 -2022 гг. население возмещало около 99 % от стоимости предоставляемых услуг ЖКХ, но потом процент возмещения резко упал до 76 %. Платежки на четверть не уменьшились — значит, выросли «экономически обоснованные тарифы».

В апреле 2014 года правительство сформировало новые правила роста цен, установив предельный индекс, выше которого тарифы расти не могут, - обычно это в районе уровня инфляции. Бывают исключения, но, если верить статистике, «в среднем по больнице» это правило выполняется. В 2022 году тарифы повышали два раза: в июле в среднем на 4 %, с декабря - еще на 9 %, то есть тарифы декабря отличаются от тарифов июня на 13,4 %.

При этом правительство пообещало, что до июля 2024 тарифы повышать не будут.

Согласно Постановления Правительства РФ «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» № 89 от 17.02.2004 г., экономически обоснованный тариф – это, размер платы, установленный органом исполнительной власти, включающий затраты на производство и реализацию услуг предприятия, при соблюдении стандартов качества услуг.

Возможно, и даже наверняка, экономическое обоснование роста тарифов существует, но его не публикуют и тем более не обсуждают. Именно поэтому, например, увеличение цены (тариф) 1 куб. м газа, поставляемого гражданам, с 0,54 рубля в 2003 выросло до 7,8 руб. в 2022 г., более чем в 10 раз, или более чем на 1000 %.

Далее в статье приведен анализ нормативно правовых актов (НПА) регулирующих деятельность в системе ЖКХ РФ, обеспечения, основой жизни и деятельности гражданского населения России, жизнеобеспечивающими ресурсами - электро, тепло, газа, водоснабжением. При этом, акцент в статьи сделан на выявление, кто должен оплачивать услуги ЖКХ в соответствии с НПА РФ.

Начнем с того, что в соответствии со ст. 67.1 Конституции РФ, Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (право продолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

Указом Президента СССР от 21.05.1991 № УП-1995 «О МИНИМАЛЬНОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ БЮДЖЕТЕ», в целях усиления социальной защиты населения, при переходе к рыночной экономике, исходя из решений четвертого Съезда народных депутатов СССР и учитывая Соглашение Кабинета Министров СССР и Совета Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР, введено в практику осуществления социальной политики использование минимального потребительского бюджета, определяющего расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально - культурных потребностей человека.

Во исполнении Указа Президента СССР, Президент РФ Указом от 02.03.1992 № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения РФ» определил безусловный базовый доход, гарантируемый каждому гражданину России, на период преодоления кризисного состояния экономики определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги).

Так же в целях усиления социальной защиты населения Конституцией РФ определено, что:

  • ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;
  • ст. 9, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • ст. 7 Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • ч. 3,5 ст. 76, Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

В силу того, что в 1993г, неизвестный экипаж обстрелял, из танка таманской дивизии, здание Дома Советов, в котором находилась законно избранная власть, Конституционный Суд 21.12.1993 году Указом № 1400 признал не соответствующим конституции, и квалифицировал действия Президента РФ Б.Н. Ельцина, как неконституционные и, как государственный переворот.

Однако, Б.Н. Ельцин на должности остался и продолжил реформацию СССР по передаче государственных активов в частные руки.

Предвидя народные недовольства 06.07.1996 Б.Н. Ельцин подписал, действующий по сегодняшний день, ФЗ РФ № 87 «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ».

Согласно ст.3 ФЗ РФ № 87от 06.07.1996г., необходимый социальный набор - фиксированный набор традиционных для населения РФ основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Необходимый социальный набор утверждается в составе и объемах потребления (на душу населения в год) товаров и услуг согласно Приложению к настоящему Федеральному закону, включающему в себя:

 

Наименование товаров и услуг

Потребление

Единица изменения

Продукты

 

 

Хлеб ржано-пшеничный

68,7

кг

Хлеб пшеничный

62,9

кг

Мука пшеничная

19,5

кг

Рис

3,7

кг

Пшено

9,8

кг

Вермишель

5,2

кг

Картофель

124,2

кг

Капуста (свежая белокочанная)

28,1

кг

Морковь

37,5

кг

Лук (репчатый)

28,4

кг

Яблоки

19,4

кг

Сахар

20,7

кг

Мясо (говядина и куры)

26,6

кг

Рыба мороженая (за исключением деликатесной)

11,7

кг

Молоко

123,1

л

Сметана

1,6

кг

Масло животное

2,5

кг

Творог

9,9

кг

Сыр

2,3

кг

Яйца

151,4

шт.

Маргарин

3,9

кг

Масло растительное

6,4

кг

Непродовольственные товары и услуги

 

 

Мыло хозяйственное

1,2

кг

Стиральный порошок

1,2

кг

Мыло туалетное

1,2

кг

 

 

 

Электроэнергия

556,8

кВт.ч

Квартплата

194,4

кв.м

Отопление

194,4

кв.м

Холодное водоснабжение и канализация

12

платежей

Горячее водоснабжение

12

платежей

Городской транспорт

 

 

автобус

155

поездок

троллейбус

41

поездка

трамвай

41

поездка

метро

25

поездок

 

Таким образом, в соответствии с ФЗ РФ № 87от 06.07.1996г, РФ взяла на себя обязательство, помимо прочего, бесплатного предоставления: электроэнергии, квартплаты, отопления, горячего и холодного водоснабжения, населению России.

Понимая важность исполнения Конституции РФ, Федерального законодательства, Указом Президента РФ от 11.02.1995 г. № 32 «О государственных должностях РФ», была определена Гражданско-правовая ответственность должностных лиц вследствие допущенных ими при выполнении (невыполнении) своих функций правонарушений, причинивших вред или нарушивших права тех или иных субъектов гражданского права. Восстановление этих незаконно нарушенных прав, возмещение имущественного вреда, принудительное исполнение невыполненной обязанности и составляет сущность гражданско-правовой ответственности, которая заключается в применении к правонарушителю установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него экономически невыгодные последствия имущественного характера.

Полное возмещение вреда – основной принцип гражданско-правовой ответственности, согласно ст. 1064 ГК РФ. Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например, выплатой неустойки.

 

Вернемся к долговому обязательству РФ перед населением России.

Постановлением Госкомстата от 15.03.1999 г. № 19, были утверждены процедуры определения долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ. Во исполнение ФЗ РФ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ» от 6.07.1996 г. № 87-ФЗ и Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» от 4.12.1999 г.

Определена ФЗ РФ № 21 от 04.02.99 «О базовой стоимости необходимого социального набора». Однако, действие Федерального закона приостановлено до 01.01.2020 г. на основании ФЗРФ от 19.12.2016 г.  № 429-ФЗ О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ № 5 от 14.06.1994 (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», официальным опубликованием закона считается публикация его текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru.

Так, на официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru, указано, что с 2007г, согласно Постановлениям Правительства РФ о федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг оплачены из бюджета РФ:

  • Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 №405 (на 2008-2010);
  • Постановление Правительства РФ от 18.12.2008 №960 (на 2009-2011);
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 №768 (на 2011-2013);
  • Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 №1077 (на 2012-2014);
  • Постановление Правительства РФ от 21.02.2013 №146 (на 2013-2015);
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2014 №1464 (на 2014-2016);
  • Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 №610 (на 2015-2017);
  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 №97 (на 2016-2018);
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 (на 2018-2021)

Однако с 2021г. действие ФЗ РФ № 87от 06.07.1996г, так же приостановлено на неопределенный срок, что проворчит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где указано, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Напомню, что с 20.12.1991 по 01.03.2004г., оплата услуг ЖКХ - были добровольные взносы гражданина СССР в уставной капитал РФ. Таким образом у РФ возникали долговые обязательства перед гражданами СССР.

С 01.03.2004 оплата услуг ЖКХ осуществлялась за счет доходов, накопленных в результате реализации действующего Соглашения от 01.06.1990г. «О ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ».

В том числе, в соответствии с ФЗ РФ от 12.07.1999 № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства РФ», деятельность РФ, заключается, как гаранта по вкладам населения в Сберегательном банке. При этом РФ гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательном банке РФ и в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) вкладам личного страхования в период до 01.01.1992 г. Такого рода сбережения признаются государственным внутренним долгом РФ. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производится путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.

Таким образом, у РФ и населения России есть встречные однородные денежные требования, регулируемые по правилам ст. 410 ГК РФ.

В ст. 410 ГК РФ закреплено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок, которого не указан или определен моментом востребования.

В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Ст. 412 ГК РФ, содержит специальные правила о зачете при уступке требования, оговорено, что в случае уступки требования должник вправе зачесть против требования нового кредитора свое встречное требование к первоначальному кредитору.

По смыслу ст. 410 ГК РФ допускается, в том числе зачет активного и пассивного требований, которые возникли из разных оснований. Критерий однородности соблюдается при зачете требования по уплате основного долга на требование об уплате неустойки, процентов или о возмещении убытков, что указано в п. 12 Постановления Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений ГК РФ о прекращении обязательств».

Согласно п. 11 Постановления Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений ГК РФ о прекращении обязательств», соблюдение критерия встречности требований для зачета согласно ст. 410 ГК РФ предполагает, что кредитор по активному требованию является должником по требованию, против которого засчитывается активное требование (пассивное требование).

Таким образом встречные однородные требования РФ и населения России могут и должны быть погашены по требованию одной из сторон.

В связи с этим встает вопрос обоснованности требований оплаты услуг ЖКХ и тем боле отключение жилых домов населения от источников жизнеобеспечения.

При этом, Минфин РФ, регулярно выделяет финансирование на покрытие затрат услуг ЖКХ, так согласно Приказа Минфина России от 11.12.2018 г. № 259н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 г.г.»

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ РФ от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 г.г.» (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2018 г.) приказываю: утвердить прилагаемый Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 г.г.».

Получателем целевых средств, являются органы местного самоуправления, что определено в ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Согласно ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, встает вопрос, кто должен оплачивать предоставляемые услуги ЖКХ населению России?

Если, согласно ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», получателем целевых средств, являются органы местного самоуправления, с целью организации в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, то это государственная услуга.

В соответствии со ст. п.1 ст. 8 ФЗ РФ № 210 от 27.07.2010 (ред. от 02.07.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе.

Разберем еще несколько НПА, подтверждающих, что услуги ЖКХ должны осуществляться на бесплатной основе.

Согласно ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», собственником общего имущества многоквартирного дома (МКД) является муниципалитет.

Постановлением от 15.09.2009 г. № Ф03-4758/2009 ФАС подтвердил, что жилищный фонд относится к муниципальной собственности. В силу ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» - содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом также отнесены к вопросам местного значения. 

Однако, согласно ст. 36 ЖК РФ, общее имущество на праве общей долевой собственности принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

При этом, переход права собственности от одного субъекта к другому обусловливается сделкой. В ходе этой сделки один собственник отчуждает свое имущество, а другой его присваивает (на условиях, фиксируемых соответствующим договором).

В соответствии со ст. 558 ГК РФ договор купли-продажи, смены собственника, жилья подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Из чего следует, что собственникам квартир в МКД общее имущество, никто никогда не передавал. Этот следует из того, что приватизация касалась отдельных помещений. В процессе приватизации они из муниципальной перешли в личную собственность, что же касается остального имущества, то оно по-прежнему оставалось в муниципальной собственности.

Напомню, что главная задача муниципалитета - это, жизнеобеспечению населения, его основу которого составляет жилище, и население не должно заниматься содержанием МКД, поскольку оно должно осуществляться собственником, то есть муниципалитетом.

Далее, согласно Фидерного законодательства, право собственности подлежит обязательной регистрации в Росреестре, что подтверждено в ФЗ РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2023).

Документов права собственности на общее имущества в МКД – нет в природе.

Несмотря на положения ст. ст. 289, 290 ГК РФ, где указано, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, при том, что доля собственника не выделена и не зарегистрирована.

Вернемся к главному утверждено, что собственником многоквартирного дома (МКД) является муниципалитет и у граждан оформлено право собственности только на свои квартиры.

Подтверждением права собственности муниципалитета на многоквартирный дом (МКД), является Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Именно этим Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, жилищный фонд передан муниципальным образованиям, что подтверждено ст. 19 ЖК РФ:

1. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно Приложения № 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, ОБЪЕКТЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

2.    Определение состава общего имущества.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Как было указано ранее именно муниципалитеты являются получателями бюджетных средств, что вытекает из ст. 6, ст. 219 ФЗ РФ от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 219. Исполнение бюджета по расходам

3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

Из чего вытекает, что муниципалитеты оплачивают из бюджетных средств, свои обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Оплата муниципалитетами из бюджетных средств, осуществляется так же в соответствии с, например, Постановлением Правительства РФ от 13.08. 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Подобных постановлений выпущено великое множество, т.к. каждое последующее постановление подразумевало утрату правовой силы предыдущего, но выделение денежных средств по каждому постановлений осуществлялось в полном объеме из Бюджета РФ.

Закупки муниципалитеты осуществляют в порядке действующих НПА РФ, а именно:

  1. ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
  2.  ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ;
  3.  ФЗ РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ;
  4.  Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 29.07.2023) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»);
  5. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (с изменениями и дополнениями).

 

При этом заключенные муниципалитетами договора на поставку услуг ЖКХ не создают для жителей обязанности их оплачивать, что вытекает из:

  • Ст. 308 ГК РФ Стороны обязательства

Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

  • Ст. 432 ГК РФ Основные положения о заключении договора

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

  • ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей», ст. 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца. Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Но это еще не все.

Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации (Официальный интернет-портал правовой информации» входит в государственную систему правовой информации, www.pravo.gov.ru);
  2. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) (Официальный интернет-портал правовой информации» входит в государственную систему правовой информации, www.pravo.gov.ru);
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, 3011.1994 г. № 51-ФЗ, принят Государственной Думой 21.10.1994 г., опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (Официальный интернет-портал правовой информации» входит в государственную систему правовой информации, www.pravo.gov.ru);
  4. ФЗ РФ № 131 от 06.10.2003 (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (Официальный интернет-портал правовой информации» входит в государственную систему правовой информации, www.pravo.gov.ru);
  5. ФЗ РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Официальный интернет-портал правовой информации» входит в государственную систему правовой информации, www.pravo.gov.ru);
  6. Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Официальный интернет-портал правовой информации» входит в государственную систему правовой информации, www.pravo.gov.ru).