Правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации
В статье на основе анализа нормативно-правовых документов о противодействии терроризму в Российской Федерации и зарубежных странах рассматривается политика государства в сфере предупреждения и пресечения террористической деятельности. Политические основы противодействия терроризму реализуются через проводимую государством уголовную политику, представляющую направление целенаправленной деятельности государства в области борьбы с преступностью, в частности, борьбы с терроризмом. Основной целью уголовной политики является определение путей и методов противостояния глобальной угрозе терроризма.В статье на основе анализа нормативно-правовых документов о противодействии терроризму в Российской Федерации и зарубежных странах рассматривается политика государства в сфере предупреждения и пресечения террористической деятельности. Политические основы противодействия терроризму реализуются через проводимую государством уголовную политику, представляющую направление целенаправленной деятельности государства в области борьбы с преступностью, в частности, борьбы с терроризмом. Основной целью уголовной политики является определение путей и методов противостояния глобальной угрозе терроризма.
Слово «террор» происходит от латинского слова «terror», что означает «страх», «ужас». Терроризм представляет собой правовое, социальное явление, которое возникло несколько сотен лет назад, представляющее собой реакцию на всевозможные продолжительные конфликтные ситуации. В наши дни терроризм чаще всего совершается по политическим, националистическим или религиозным мотивам, для разрешения межклановых и межэтнических противоречий- значительно реже.
Российское антитеррористическое законодательство эволюционно модернизировалось по мере возрастания террористических угроз, однако постоянно подвергалось воздействию со стороны политической власти с целью превращения его в средство политической борьбы [2, с. 17].
Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом. Так как правовое обеспечение антитеррористической деятельности выступает обязательной предпосылкой успешного противодействия данному виду преступной деятельности внутри страны. Касательно борьбы с международным терроризмом правовое обеспечение антитеррора также способствует эффективному взаимодействию с иностранными государствами.
Вопросы борьбы с терроризмом регулируются указами и распоряжениями Президента РФ (указами Президента РФ от 22.01.2001 № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», от 13.09.2004 № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»), также постановлениями и распоряжениями Правительства РФ (постановлениями Правительства РФ от 22.01.1997 № 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом», от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» и др.
А также следует рассмотреть некоторые правовые аспекты развития антитеррористического законодательства в зарубежных странах. В 1934 г. Советом Лиги Наций было принято решение, согласно которому на все страны возлагается обязанность, предусматривающая нетерпение терроризма, преследующего ту или иную политическую цель. Все страны должны максимально использовать инструментарий в репрессии, предупреждении терроризма, помогая правительствам, нуждающимся в этом.
Лига Наций в 1937 г. определила террористический акт в качестве преступных действий, направленных против страны, цель которых состоит в создании чувства страха у людей, их группы.
Впервые данный термин использовался в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г., где шла речь об участии людей, которые, находясь в армии или при кораблекрушении, получили вред здоровью, а также об участи людей, входящих в состав вооруженных сил на море, обращении с военнопленными, защите граждан при войне.
В 1970 г. была принята Гаагская конвенция, направленная на борьбу с осуществлением незаконного захвата воздушных судов, в 1971 г. была подписана Монреальская конвенция по борьбе с незаконными актами, которые направлены на поддержание безопасности гражданской авиации. В 1988 г. был подписан протокол о незаконных актах насилия в различных международных аэропортах. После 1990-х гг. многие государства разработали специальные нормы касаемо ответственности за реализацию воздушного пиратства.
Почти во всех уголовных законодательствах, которые были дополнены уголовной ответственностью за терроризм после 1992 г., присутствуют нормы или же разделы, в которых говорится об ответственности за участие в террористической деятельности [14, с. 87].
Антитеррористическая деятельность, реализуемая ООН [3, 4, 5], основана на стратегии Кофи Аннана, который являлся Генеральным секретарем ООН. В ее состав входит: разработка мероприятий по ликвидации террористических сообществ, средств к их образованию; разработка мероприятий по качественному противодействию данному опасному явлению; разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности мирных граждан; разработка мероприятий, по убеждению данных образований для недопущения насилия.
В условиях современной жизни, когда терроризм вышел за национальные границы отдельных государств, огромная роль в деле борьбы с ним принадлежит международному антитеррористическому сотрудничеству. В настоящее время в России продолжается приведение национального законодательства в соответствие с ратифицированными нашей страной международными правовыми документами. Так, Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» изменения были внесены в 15 федеральных законов Российской Федерации. А именно, были унифицированы понятия «террористического акта», содержащиеся в Уголовном кодексе и Федеральном законе «О противодействии терроризму». В новой редакции «террористический акт» интерпретируется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».
Далее следует рассмотреть некоторые основополагающие документы, которые регулируют вопросы противодействия терроризму.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2025 года признает в качестве одной из угроз национальной безопасности деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленную на: насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей); уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества; устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ.
Таким образом, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать: усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности; совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом; повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом; расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере; повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб; создание единой государственной системы профилактики преступности, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики [8].
В 2006 г. был принят Федеральный закон «О противодействии терроризму». Закон определяет противодействие терроризму как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [12].
В этой связи, при осуществлении антитеррористической деятельности первоочередной задачей выступают выявление и пресечение террористической деятельности на ранних ее стадиях и предотвращение террористических акций [6, с. 94].
В вышеуказанном законе впервые прописан правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные силы Российской Федерации для борьбы с терроризмом, в том числе с наделением их правом на применение оружия и боевой техники (ст. 6–10, 15 Федерального закона «О противодействии терроризму»). Так, благодаря этому, был устранен правовой пробел, который был связан с правомерностью привлечения Вооруженных сил Российской Федерации для участия в проведении контртеррористической операции.
Усовершенствование государственного управления в области противодействия терроризму регулирует Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим указом образован Национальный антитеррористический комитет (далее- НАК РФ), председателем которого назначен директор Федеральной службы безопасности России. В рамках НАК РФ создан Федеральный оперативный штаб, задача которого – непосредственная борьба с терроризмом. Федеральный штаб планирует применение сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также осуществляет управление контртеррористическими операциями. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образовываются оперативные штабы [10].
В Указ Президента Российской Федерации № 116 в ноябре 2009 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми оперативный штаб, образованный в Чеченской Республике, был наделен дополнительными функциями по организации планирования применения на ее территории выделенных сил и средств Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Командующий Объединенной группировкой обязан выполнять указания руководителя оперативного штаба Чеченской Республики при решении возложенных на штаб задач и по требованию выделять необходимые силы и средства [11]. Главной целью указанных органов является пресечение любой террористической активности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что за последние годы в Российской Федерации была сформирована многофункциональная антитеррористическая стратегия, в которой главный упор сделан на реализацию превентивных мер [9, с. 107]. Различные преступные акты терроризма нельзя никоим образом оправдать. Необходимо отметить, что при реализации мероприятий по противодействию терроризму, необходимо опираться на закон и верховенство демократических ценностей, основные права и свободы граждан и т.д.
Между тем определенные пробелы и недоработки в рассмотренной сфере все еще имеют место. А.П. Торшин, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член НАК РФ называет следующие причины недостаточной эффективности существующей системы противодействия терроризму: в деятельности органов безопасности не в полной мере реализуется универсальный принцип государственной антитеррористической политики – предупреждение террористических актов; поверхностное отношение к вопросам безопасности, особенно региональных и муниципальных органов власти; отсутствие «реального» привлечения к уголовной ответственности за пособничество терроризму; неразвитость системы добровольного информирования правоохранительных органов о подозрительных лицах и их действиях; неэффективная антитеррористическая пропаганда [1, c. 4-5]. Между тем только объединение усилий различных правоохранительных структур, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над терроризмом. Следует отметить, что при условиях глобализации безопасность отдельно взятой страны можно обеспечить лишь за счет совместных усилий мирового сообщества. На данный момент надобность объединения усилий мирового сообщества в противодействии международному терроризму является очевидной.
- Антитеррористическая правовая система: тенденции, особенности и пути совершенствования // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. № 15
- Асильдаров А.Ч. Правовое государство: проблемы противодействия терроризму / А.Ч. Асильдаров // Российский следователь. — 2008. — № 21. — С. 17–19.
- Глобальная контртеррористическая стратегия ООН / Веб-сайт Организации Объединенных Наций; Целевая группа по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ terrorism/strategy-counter-terrorism.shtml (дата обращения: 14.09.2021).
- Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 3. — Ст. 202
- Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма ETS № 196 (Варшава, 16 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 20. — Ст. 2393.
- Жидкова Т.К. К проблеме проявления криминальной активности участников незаконных вооруженных формирований в России на современном этапе // Евразийская адвокатура. 2013. №5 (6). — С. 94-96.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703// КонсультантПлюс.
- Терроризм и организованная преступность / под ред. С.А. Солодовникова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 247 с.
- Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // КонсультантПлюс.
- Указ Президента РФ от 10 ноября 2009 года № 1267 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 “О мерах по противодействию терроризму” и в состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, по должностям, утвержденным этим Указом» // КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма” и Федерального закона “О противодействии терроризму”» // Российская газета. 2006. 29 июля.