Профессиональные педагогические сообщества
В статье рассматривается определение профессиональных сообществ, а также приведены примеры сетевых педагогических сообществ.
Профессиональные сообщества – это организации или группы, которые предлагают множество полезной информации для людей, объединенных общей профессией. Профессиональные педагогические сообщества – это объединение учителей, где коллеги коллективно осуществляют рефлексию педагогической деятельности, устанавливают взаимосвязь между педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью школьников, принимают совместные решения по повышению уровня, как преподавания, так и обучения [2].
Профессиональные сообщества предоставляют большое количество полезной информации для людей конкретной профессии; предлагают наставничество в виде советов, помощи в налаживании связей, поддержки; имеют общие цели, интересы и потребности. Все участники сообщества имеют равный доступ к ресурсам, используют один контекст и язык общения.
Широкий спектр возможностей для профессионального взаимодействия и коммуникации предоставляют специалистам именно сетевые сообщества.
Цели сетевого сообщества:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- обмен опытом учения-обучения;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив [3].
Сетевые сообщества – это отличные площадки для проведения online конференций, дистанционных конкурсов, тренингов, мастер-классов. Это платформа для обмена опытом, обсуждения актуальных педагогических проблем, дистанционного консультирования. В среде профессионального сообщества создаются возможности не только для роста, но и для профессиональной самореализации учителя, который может разместить в сети различные методические материалы, сценарии уроков, результаты педагогических экспериментов. При этом он может получить оценку и признание коллег [1].
В настоящий момент сетевые сообщества делятся на интернет – платформы и телеграм – каналы. Предлагаю рассмотреть примеры сетевых сообществ, которые могут пригодиться в работе преподавателя.
Учительский портал (https://www.uchportal.ru/) – сообщество учителей-предметников. Насчитывает более 25 тысяч методических разработок, содержит каталог образовательных сайтов. Публикует авторские разработки, статьи, педагогические портфолио бесплатно.
Про Школу.ру (https://proshkolu.ru/) – бесплатный школьный портал. Возможность посетить предметные клубы учителей, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить методические разработки. Можно найти не только материалы по работе, но и для души.
Очень интересны такие телеграм – каналы, как:
- Тренды образования (https://t.me/edtrends) – здесь мало именно про школу и высшее образование, зато много про дополнительное и онлайн-обучение.
- Дистанционный смотритель (https://t.me/education_observer) – канал, который погружает в мир онлайн-образования благодаря тематическим новостям и рассказам о том, как уже сейчас различные учебные заведения внедряют цифровые технологии.
- Коробка идей (https://t.me/korobkaidei) – здесь собраны интересные материалы для уроков, методички, распечатки и лайфхаки. Их можно легко найти по хэштегам с названиями предметов.
В большинстве случаев педагогические сообщества строятся вокруг конкретной предметной области. Чаще всего выделяют такие профили, как физико – математический, социально – экономический, химико – биологический, информационно – технологический, гуманитарный, лингвистический, художественно – эстетический, технологический. Мне, как учителю дисциплин физико – математического профиля в работе помогают следующие педагогические сообщества:
- Ассоциация учителей математики (https://vcpm.ru/soobshchestva/AU_MATEM/) – площадка для профессионального общения, рождения и реализации проектов и источников новых контактов. Такое взаимодействие поможет укрепить позиции математики в школе, ее связи с другими дисциплинами, с математической наукой и ее применениями.
- Незадача дня (https://vk.com/problemaday) – решение нестандартных и нескучных задач по математики от шестого до одиннадцатого класса.
- Творческая группа учителей физики (http://metodisty.ru/m/groups/view/fizika) – дает возможность повышать свое профессиональное мастерство, обмениваться опытом с коллегами, оказать поддержку профессиональной деятельности.
- Физика от Побединского (https://m.dzen.ru/physfrompobed?mt_link_id=kikkq1&utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=SEARCH_Zenmaterials_Zennature&utm_content=pid_42458338874_cid_81282212_gid_5094751142_aid_13189601559_src_search_none&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MTI4MjIxMjsxMzE4OTYwMTU1OTt5YW5kZXgucnU6Z3VhcmFudGVl&yclid=5391705167731359743&utm_referer=www.google.com) – объяснение сложных физических явлений доступным для каждого языком.
Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.
- Серкина Н.Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса /Н.Е. Серкина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – Вып. 2(41). – С. 161-169.
- Скворцова Н. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов. // URL: https://mcoip.ru/blog/2022/03/12/professionalnye-soobshhestva-i-ih-rol-v-povyshenii-kvalifikaczii-pedagogov/
- Степанова Т. В. Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя. // URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2018/01/11/setevye-soobshchestva-uchiteley-kak-instrument