«Инновационный подход к формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающей технологии-цветотерапия»
Журнал Научные высказывания

«Инновационный подход к формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающей технологии-цветотерапия»

Статья посвящена развитию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с использованием игр по «цветотерапии». Рассматриваются различные средства, способствующие лучшему восприятию детьми окружающего мира.

«цветотерапия»
игры
сенсорное восприятие
дети раннего возраста

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменского, М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [1,с.3]. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве эталонных форм цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

Мой многолетний опыт работы в Доме ребенка подтвердил то, что дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях испытывают недостаток эмоций, впечатлений, приводящий к так называемому «сенсорному голоду», а также к общей задержке развития. Ведь контингент воспитанников дома ребенка очень сложный и разнообразный. У каждого из них своя жизненная история, отягощенная различной  врожденной патологией и приобретенными заболеваниями, влияющими на их здоровье и нервно-психическое развитие. Поэтому проблема сохранения здоровья детей в Доме ребенка имеет важное значение. Особое внимание уделяется внедрению в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих инновационных технологий.

В последнее время в своей педагогической практике я стала уделять пристальное внимание такому инновационному направлению как хромотерапия, позволяющему проводить превентивные мероприятия в работе с детьми с сенсорными нарушениями. В условиях дома ребенка внедрения такой технологии направлено на развитие зрительного восприятия предметов живой и неживой природы, ярких красок окружающего мира, а также улучшение психоэмоционального состояния воспитанников в целом.

Хромотерапия (цветотерапия) – наука, изучающая свойства цвета. Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы и психоэмоциональное состояние детей в целом. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на детей по-разному, носит избирательный характер, и я это учитываю в работе. Мир детства должен быть ярким и красочным и пробуждать в воспитанниках самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.

Цвет – это источник определенной энергии, который несет в себе информацию о психическом и физическом состоянии каждого из нас. Работая с детьми раннего возраста, я стала подмечать, что малыши по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Однако, не все они могут выразить словами гамму чувств, переживаний, которые испытывают. Поэтому цвета, которые выбирают воспитанники могут сказать о многом: о чувствах, эмоциях, желаниях, а также о страхах и проблемах.

Работая с особыми детьми, с детьми с ОВЗ (детьми с психофизическими нарушениями, детьми с СДВГ, зрительной и слуховой патологией и т.д.) я как старший товарищ, пытаюсь на своих занятиях через различные приемы и методы, через радугу прекрасных цветов, оттенков отвлечь их от всего негативного, подарить частичку света и тепла, обогатить их эмоциоанальный мир, научить ребят правильному цветовосприятию.

Перед тем как вовлечь детей в это интересное дело, цветотерапию, я наблюдаю за ними в свободной игровой деятельности. Смотрю какие предметы, игрушки по цвету каждый выбирает для своей игры. Собрав необходимую информацию, составляю индивидуальный маршрут дальнейшей работы для каждого малыша

Главной задачей в работе над формированием у детей представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование эталонной системы: постепенное развитие и запоминание названий цветов.

В процессе знакомства детей с цветом выделяю следующие этапы:

  • различение цветов по принципу «такой-не такой»: на этом этапе учу сравнивать предметы по цвету, прикладывая их к друг к другу. Предлагаю детям игры на нахождение пары предметов одинакового цвета: «Посмотри и цветную парочку найди!», «Поможем Маше-растеряше», «Веселые парочки» и т.д. При этом стараюсь называть самостоятельно цвета, не требуя от воспитанников повторения. Слежу за их реакцией, поведением, не появилась ли отрицательная реакция (возбуждения, агрессии и т.д.), и вовремя принимаю меры по предупреждению всего негативного;
  • развитие зрительного сопоставления двух-трех контрастных цветов однородных предметов использую следующие игры: «Девочки-ложки» (дети подбирают платья по цвету. Желтые резинки нанизывают на «ложку-девочку»-это желтое платье, синие резинки нанизывают на «ложку-девочку»-это синее платье), «Собери шарики» (кукла-фея рассыпала шарики синего и желтого цвета на ковре, надо их собрать. Желтые шарики кладем в желтую корзину, а синие шарики в синюю),«Поставь цветочки в вазочки» (ребенок опускает цветочки синего и желтого цвета в соответствующие вазочки);
  • развитие представлений о цвете в слове: в специально подготовленных играх учу детей различать цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета. На этом этапе провожу следующие игры: «Назови цвет любимых игрушек»,«Помоги зайчику», «Радуга-дуга» и т.д..

Параллельно в ходе знакомства с цветом, закрепления знаний детей о цвете, решаю проблемы психоэмоционального состояния воспитанников в  специально организованных игровых занятиях:

  • игры на снятие напряжения, агрессии, где происходит гармонизация эмоционального настроения, развивается фантазия и воображение: «Покрывало феи» (малыши, сквозь цветные полотна, из прозрачной ткани желтого и синего цветов, рассматривают окружающее пространство и обертываются ими); «Облака» (предлагаю детям попутешествовать на цветных облачках, раздаю детям полотна ткани: активным, подвижным детям ткань пастельных тонов, например, зеленого цвета; застенчивым, замкнутым насыщенных тонов, например, красного. Дети накрываются полотнами и смотрят на мир сквозь цветную ткань, я спокойно беседует с детьми, интересуюсь, что они видят сквозь облака); «Дождик желтого и синего цвета» (малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; более активному-под «холодными». Можно чередовать, предложить побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. «Волшебные цветы» (на одном цветочке подобраны активные цвета, которые действуют возбуждающе - они дают легкую встряску организма и в состоянии ускорить процессы жизни деятельности. Пассивные цвета на втором цветочке - успокаивают нервную систему), «Лечение цветом» (дети садятся на платочки синего цвета, накрываются, прикладывают к голове, лицу, (все так же проделывают с желтым платочком).
  • игровые упражнения, которые корректируют повышенную возбудимость и тревожность, плавно переключающие ребят в состояние спокойствия и уверенности: «Волшебная вода» (воспитатель готовит прозрачные пластиковые стаканчики с водой и вырезает из цветного картона квадраты-подставки под стаканы.  Кладёт на стол квадраты из картона зелёного цвета, ставит на них стаканчики с водой и предлагает детям смотреть на дно стакана на «волшебную водичку»); «Цветная вода» (в пластиковые прозрачные стаканы наливается «цветная вода», добавляется жидкое мыло. Ребенку предлагается с помощью трубочки создать мыльный фонтан); «Мелки – наперегонки» (дети в разном темпе (медленно– быстро) делают мелками штрихи на листе); «Цветные коврики» (дети включая свое воображение, творчество плетут цветные коврики из цветных атласных лент на пластмассовые решетки для мойки); «Разноцветные камешки» (ребенок с большим удовольствием раскрашивает красками морские камешки так, как он захочет).
  • игры на коррекцию страхов, инертности, апатии: «Красный цвет» (в пластиковые тарелки наливаем пальчиковую краску красного цвета, под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставим точки на листе бумаги. Спрашиваю ребенка: «На что похожа картина, которую ты нарисовал?») «Красный предмет в моей ладошке» (у ребенка закрытые глаза, воспитатель на ладонь кладет предмет красного цвета, и он сжимает кулачок. Открывает глаза, но не раскрывай ладонь. Попробует догадаться, что у него в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки). Рассматривает свой предмет и описывает его).

Используя представленные игры, мне удается лучше узнать внутренний мир детей, корректировать их поведение, настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на психоэмоциональное и соматическое здоровье детей.

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные, поэтому применение цветотерапии для меня– особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Список литературы
  1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  2. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997. 4.Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования,» Сфера»,2014.
  3. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б. &К., 2000. - 212 с.

 

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября