«Инновационный подход к формированию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающей технологии-цветотерапия»
Статья посвящена развитию сенсорного восприятия у детей раннего возраста с использованием игр по «цветотерапии». Рассматриваются различные средства, способствующие лучшему восприятию детьми окружающего мира.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменского, М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [1,с.3]. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве эталонных форм цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
Мой многолетний опыт работы в Доме ребенка подтвердил то, что дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях испытывают недостаток эмоций, впечатлений, приводящий к так называемому «сенсорному голоду», а также к общей задержке развития. Ведь контингент воспитанников дома ребенка очень сложный и разнообразный. У каждого из них своя жизненная история, отягощенная различной врожденной патологией и приобретенными заболеваниями, влияющими на их здоровье и нервно-психическое развитие. Поэтому проблема сохранения здоровья детей в Доме ребенка имеет важное значение. Особое внимание уделяется внедрению в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих инновационных технологий.
В последнее время в своей педагогической практике я стала уделять пристальное внимание такому инновационному направлению как хромотерапия, позволяющему проводить превентивные мероприятия в работе с детьми с сенсорными нарушениями. В условиях дома ребенка внедрения такой технологии направлено на развитие зрительного восприятия предметов живой и неживой природы, ярких красок окружающего мира, а также улучшение психоэмоционального состояния воспитанников в целом.
Хромотерапия (цветотерапия) – наука, изучающая свойства цвета. Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы и психоэмоциональное состояние детей в целом. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на детей по-разному, носит избирательный характер, и я это учитываю в работе. Мир детства должен быть ярким и красочным и пробуждать в воспитанниках самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.
Цвет – это источник определенной энергии, который несет в себе информацию о психическом и физическом состоянии каждого из нас. Работая с детьми раннего возраста, я стала подмечать, что малыши по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Однако, не все они могут выразить словами гамму чувств, переживаний, которые испытывают. Поэтому цвета, которые выбирают воспитанники могут сказать о многом: о чувствах, эмоциях, желаниях, а также о страхах и проблемах.
Работая с особыми детьми, с детьми с ОВЗ (детьми с психофизическими нарушениями, детьми с СДВГ, зрительной и слуховой патологией и т.д.) я как старший товарищ, пытаюсь на своих занятиях через различные приемы и методы, через радугу прекрасных цветов, оттенков отвлечь их от всего негативного, подарить частичку света и тепла, обогатить их эмоциоанальный мир, научить ребят правильному цветовосприятию.
Перед тем как вовлечь детей в это интересное дело, цветотерапию, я наблюдаю за ними в свободной игровой деятельности. Смотрю какие предметы, игрушки по цвету каждый выбирает для своей игры. Собрав необходимую информацию, составляю индивидуальный маршрут дальнейшей работы для каждого малыша
Главной задачей в работе над формированием у детей представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование эталонной системы: постепенное развитие и запоминание названий цветов.
В процессе знакомства детей с цветом выделяю следующие этапы:
- различение цветов по принципу «такой-не такой»: на этом этапе учу сравнивать предметы по цвету, прикладывая их к друг к другу. Предлагаю детям игры на нахождение пары предметов одинакового цвета: «Посмотри и цветную парочку найди!», «Поможем Маше-растеряше», «Веселые парочки» и т.д. При этом стараюсь называть самостоятельно цвета, не требуя от воспитанников повторения. Слежу за их реакцией, поведением, не появилась ли отрицательная реакция (возбуждения, агрессии и т.д.), и вовремя принимаю меры по предупреждению всего негативного;
- развитие зрительного сопоставления двух-трех контрастных цветов однородных предметов использую следующие игры: «Девочки-ложки» (дети подбирают платья по цвету. Желтые резинки нанизывают на «ложку-девочку»-это желтое платье, синие резинки нанизывают на «ложку-девочку»-это синее платье), «Собери шарики» (кукла-фея рассыпала шарики синего и желтого цвета на ковре, надо их собрать. Желтые шарики кладем в желтую корзину, а синие шарики в синюю),«Поставь цветочки в вазочки» (ребенок опускает цветочки синего и желтого цвета в соответствующие вазочки);
- развитие представлений о цвете в слове: в специально подготовленных играх учу детей различать цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета. На этом этапе провожу следующие игры: «Назови цвет любимых игрушек»,«Помоги зайчику», «Радуга-дуга» и т.д..
Параллельно в ходе знакомства с цветом, закрепления знаний детей о цвете, решаю проблемы психоэмоционального состояния воспитанников в специально организованных игровых занятиях:
- игры на снятие напряжения, агрессии, где происходит гармонизация эмоционального настроения, развивается фантазия и воображение: «Покрывало феи» (малыши, сквозь цветные полотна, из прозрачной ткани желтого и синего цветов, рассматривают окружающее пространство и обертываются ими); «Облака» (предлагаю детям попутешествовать на цветных облачках, раздаю детям полотна ткани: активным, подвижным детям ткань пастельных тонов, например, зеленого цвета; застенчивым, замкнутым насыщенных тонов, например, красного. Дети накрываются полотнами и смотрят на мир сквозь цветную ткань, я спокойно беседует с детьми, интересуюсь, что они видят сквозь облака); «Дождик желтого и синего цвета» (малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; более активному-под «холодными». Можно чередовать, предложить побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. «Волшебные цветы» (на одном цветочке подобраны активные цвета, которые действуют возбуждающе - они дают легкую встряску организма и в состоянии ускорить процессы жизни деятельности. Пассивные цвета на втором цветочке - успокаивают нервную систему), «Лечение цветом» (дети садятся на платочки синего цвета, накрываются, прикладывают к голове, лицу, (все так же проделывают с желтым платочком).
- игровые упражнения, которые корректируют повышенную возбудимость и тревожность, плавно переключающие ребят в состояние спокойствия и уверенности: «Волшебная вода» (воспитатель готовит прозрачные пластиковые стаканчики с водой и вырезает из цветного картона квадраты-подставки под стаканы. Кладёт на стол квадраты из картона зелёного цвета, ставит на них стаканчики с водой и предлагает детям смотреть на дно стакана на «волшебную водичку»); «Цветная вода» (в пластиковые прозрачные стаканы наливается «цветная вода», добавляется жидкое мыло. Ребенку предлагается с помощью трубочки создать мыльный фонтан); «Мелки – наперегонки» (дети в разном темпе (медленно– быстро) делают мелками штрихи на листе); «Цветные коврики» (дети включая свое воображение, творчество плетут цветные коврики из цветных атласных лент на пластмассовые решетки для мойки); «Разноцветные камешки» (ребенок с большим удовольствием раскрашивает красками морские камешки так, как он захочет).
- игры на коррекцию страхов, инертности, апатии: «Красный цвет» (в пластиковые тарелки наливаем пальчиковую краску красного цвета, под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставим точки на листе бумаги. Спрашиваю ребенка: «На что похожа картина, которую ты нарисовал?») «Красный предмет в моей ладошке» (у ребенка закрытые глаза, воспитатель на ладонь кладет предмет красного цвета, и он сжимает кулачок. Открывает глаза, но не раскрывай ладонь. Попробует догадаться, что у него в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки). Рассматривает свой предмет и описывает его).
Используя представленные игры, мне удается лучше узнать внутренний мир детей, корректировать их поведение, настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на психоэмоциональное и соматическое здоровье детей.
Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные, поэтому применение цветотерапии для меня– особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
- Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997. 4.Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования,» Сфера»,2014.
- Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б. &К., 2000. - 212 с.