Проектный метод как основа современной стратегии преподавания в сфере СПО
Журнал Научные высказывания

Проектный метод как основа современной стратегии преподавания в сфере СПО

В статье автор показывает основные принципы, которыми должен придерживаться преподаватель специальных дисциплин, взяв за основу проектный метод.

проектный метод
индивидуальный проект

В статье описаны новые принципы в педагогической деятельности преподавателя технических дисциплин с учетом требований модернизации и реформирования СПО. Представлены некоторые подходы, позволяющие проводить рефлексию развития при формировании профессиональных компетенций курсантов.

Реформирование российского образования, системы среднего профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов личности, потребности региональных рынков труда, перспективе развития экономики и социальной сферы. [1]

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения приоритетности тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу, формируют опыт ответственной деятельности. [5]

Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года разрабатывался ведущими экспертами в сфере СПО с начала текущего года и был представлен первым заместителем Министра просвещения Дмитрием Глушко на заседании коллегии Минпросвещения России. Стратегия определяет пять приоритетных направлений. Ключевое направление - это повышение квалификации работников системы СПО, за счет формирования нового набора компетенций. [4]

Реализация современных педагогических технологий в условиях, когда предъявляются новые требования, становится более понятной, если за основу принять проектный метод. Существует множество методов обучения, но почти в каждом присутствует проектный метод. Учащимся дается задача по одной из тем изучаемого предмета, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью преподавателя. Такие подходы определяют почти мгновенный отклик при использовании любых,  в том числе и интерактивных способов обучения. [2]

Имеющийся опыт преподавания технических дисциплин позволяет проектировать учебные занятия на основе компетентного и системно-деятельного подходов. В статье представлены подходы реализации программ СПО в СПб МТА им. адмирала Д.Н.Синявина по дисциплине «Индивидуальный проект». Абитуриентам (курсантам первого курса) выданы темы выпускных квалификационных работ. Темы и техническое задание были сокращены, но общее направление на изучение физических основ работы и устройство элементов судовых систем сохранено. В период обучения на первом курсе, основной задачей каждый курсант считает изучение общеобразовательных предметов, а специальные дисциплины и, тем более, профессиональные компетенции для абитуриентов уходят на второй план. Проектный метод обучения позволяет студентам развивать не только знания, но и практические навыки по выбранной специальности и непосредственно по теме эксплуатации судовых энергетических установок.

Предыдущий абзац можно представить как целевую установку проведения занятий по «Индивидуальному проекту». Однозначно можно утверждать, что при выполнении проекта, педагогическая нагрузка на преподавателя значительно возрастает. Самостоятельно сформулировать тему по изучению элементов судовой энергетической установки может только один студент из группы. Основная работа над проектом должна производиться на дополнительных уроках или (и) во внеурочное время на консультациях. Большинство материалов по изучаемым темам должно быть подготовлено заранее. В период проведения обучения мы с курсантами изучаем методологию научной деятельности. Многие не вполне ориентируются и не правильно расставляют приоритеты, считая, что знать и объяснять термины, цели и задачи изучаемого материала нет необходимости. Проблема возникает на каждом этапе выполнения индивидуальных проектов.

Преподаватель должен внимательно отслеживать следующие основные принципы проектного обучения:

  • готовность и стремление курсантов самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;
  • объём и актуальность источников, формирующих личную библиотеку курсанта по профессии;
  • развитие исследовательских умений курсанта (выявление проблемы, сбор и классификация информации, наблюдение, анализ, обобщение, проведение эксперимента и т.д.);
  • развитие системного мышления. [2]

Приветствуется помощь компетентных родителей, владеющих смежной специальностью, поскольку их опыт будет незаменим и поможет курсантам глубже понять материал изучаемой дисциплины. «Индивидуальный проект» можно отнести к новому виду стремительно развивающихся дисциплин. «Индивидуальный проект» может быть первым шагом к научной деятельности, позволяющий глубоко раскрыть тему исследования.

Многие курсанты уже приходят с подготовленными «Индивидуальными проектами». Это позволяет  осуществлять занятия с помощью макетов и тренажеров, углубляясь в практическую часть дисциплины. Необходимо делать акцент на правильности выполнения «Индивидуального проекта», исходя из существующих стандартов его выполнения.

Заключительной частью дисциплины «Индивидуальный проект» является конференция. Очень многие курсанты не имеют опыта публичного выступления, поэтому предварительная защита становится важным для них этапом. Проведение предварительной защиты и конференции осуществляется в специально оборудованном кабинете или помещении. Оформление аудитории имеет большое значении, т.к. повышает личную ответственность курсанта.

Еще одна цель, которую мы должны поставить, заключается в том, что тему «Индивидуального проекта»   курсант должен выполнять как выпускную. Работа над темой будет проводиться в течение времени обучения курсанта, что положительно отразится на качестве подготовки специалиста.

В заключении считаю необходимым акцентировать ваше внимание на том, что описанный проектный метод обучения должен лежать в основе всего периода обучения, а не одной дисциплины. В настоящее время развитие педагогической технологии открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной деятельности курсанта; компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической подготовки.

Список литературы
  1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО – М.: ИЦ Академия,2013. С.208.
  2. Педагогика профессионального образования [Электронный ресурс] : учебное пособие : текстовое учебное электронное издание на компакт-диске / О.В. Уваровская; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Сыктыв. гос. ун-т им. Питирима Сорокина». – Электрон. текстовые дан. (1,07 Мб). – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017\
  3. Педагогика профессионального образования: Учеб. посо- П 24 бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  4. Презентация стратегию развития среднего профобразования https://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/Strategy_SPO_2030.pdf
  5. Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/