Особенности исторического развития экстремизма, его отражение в обществе и законодательстве
Журнал Научные высказывания

Особенности исторического развития экстремизма, его отражение в обществе и законодательстве

В данной статье мы на основе анализа исторических данных и рассмотрения такого явления как экстремизм с точки зрения разных областей науки вывяли его особенности. Данное исследование позволило нам разработать новый подход идентификации действий, входящих в экстремистскую деятельность и внести свои предложения по упорядочению и систематизации законодательства в сфере противодействия экстремизму.

экстремизм
экстремистская деятельность
экстремистский мотив
противодействие экстремизму
модель поведения
идея
идеология

Сегодня Россия вынужденно столкнулась с серьёзными вызовами, накаляющими обстановку в стране и в мире. Враждебно настроенные государства используют жизненный уклад  российского народа в качестве «мишеней» для на несение массированных ударов, совершая при этом экстремистские преступления. Поэтому Россия должна постоянно укреплять свои рубежи как внешне, так и внутренне. В данном случае следует сказать, что внутренняя стабильность делает государство непобедимым перед любыми вызовами.

Таким образом необходимо постоянно совершенствовать законодательство Российской Федерации, поскольку правильная организация применения правовых норм, их отработанность, конкретность и справедливость гарантирует устойчивый общественный порядок и низкий уровень преступности, а также предупреждает популяризацию в обществе криминального поведения.       Законодательство России в сфере экстремизма имеет множество пробелов и коллизий, отсутствует понимание сущности такого явления как экстремизм и его элементов. Такое положение вызывает множество затруднений при выработке единой правоприменительной практики, а также препятствуют надлежащему действию отдельных правовых норм. Таким образом видим необходимость в комплексном решении проблем, связанных с квалификацией преступлений и правонарушений экстремистской направленности.

Сегодня экстремизм представляет собой общественно опасное явление, которое регулируется законодательством всех стран мира. Российское законодательство в этой области далеко несовершенно. Основная проблема заключается в отсутствии понимания природы экстремизма, его сущности и составных элементов. Сегодня законодатель конкретно не определяет объекты, которые должны страдать при совершении преступлений и правонарушений экстремистской направленности, а признает основным признаком для идентификации экстремистских преступлений мотивы.

В настоящее время действует Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [1], в котором закреплён исчерпывающий перечень противоправных действий, входящих в экстремистскую деятельность, а также основные методы и принципы борьбы с такой деятельностью. Данный НПА имеет следующие проблемы:

  • отсутствие динамики;
  • наличие исчерпывающего перечня действий, входящих в экстремистскую деятельность, но отсутствие понятие термину «экстремистская деятельность».
  • наличие противоречий с иными НПА

Помимо исчерпывающего перечня деяний, входящих в экстремистскую деятельность, который содержится в Федеральном законе, в пункте втором примечания к статье 282.1 УК РФ указано, что следует понимать под преступлениями экстремистской направленности. Данное примечание получило следующую формулировку: «Под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом "е" части первой статьи 63 настоящего Кодекса» [2]. В целях правильного толкования настоящего пункта Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своём постановлении дал следующие разъяснения: «Исходя из положений примечания 2 к статье 282.1 УК РФ к числу преступлений экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ, пунктом "л" части 2 статьи 105, пунктом "е" части 2 статьи 111, пунктом "б" части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание» [3]. На наш взгляд, положение настоящего примечания и разъяснение Верховного Суда применять на практике не представляется возможным, поскольку в ряде норм, предусматривающих ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, мотивы не имеют значения для квалификации, а вменяются в качестве обстоятельства, отягчающего наказание. Так же, в соответствии с частью первой статьи 73 УПК РФ мотивы подлежат доказыванию, что подтверждает невозможность их определения без проведения предварительного расследования по конкретному уголовному делу, исключением являются только случаи, когда мотивы указаны в диспозиции состава преступления в качестве признака, наличие которого обязательно для квалификации [4]. Кроме всего прочего важно отметить, что преступления экстремистской направленности, в частности, те которые Пленум Верховного Суда РФ указал в вышеизложенном пункте своего постановления могут совершаться и по иным мотивам. На практике нередко встречаются случаи, когда лицо совершает преступления или правонарушения экстремистской направленности без экстремистских мотивов, например:

  1. публикует в сети «Интернет» пост с призывами к экстремистской деятельности в связи намерением получить денежные средства от иных лиц, которые побудили его на совершение такого преступления;
  2. воспользовавшись обстановкой, сложившейся в связи с ведением боевых действий или с международным либо межконфессиональным конфликтом, а также в связи с иным общественно значимым происшествием публикует в сети «Интернет» пост, который по своему содержанию может возбудить ненависть или вражду между отдельными национальными, расовыми, конфессиональными и иными социальными группами по мотивам получения популярности в социальных сетях;
  3. также лицо может не осознавать мотива совершенного им преступления или вовсе не осознавать того,что совершает противоправные действия. Например, публикуя в сети «Интернет» пост с высказыванием личного мнения о каком-либо актуальном событии, лицо по неосторожности  унижает достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Исходя из этого следует констатировать, что признание мотива в качестве единственного признака для идентификации преступлений экстремистской направленности не даёт возможности на законодательном уровне закрепить конкретный перечень таких преступлений, а также не позволяет правоприменителям точно определить принадлежность деяний к числу экстремистских преступлений, что влечёт за собой систематические ошибки в квалификации.

На основании вышеизложенного следует указать на проблему законодательства в сфере противодействия экстремизму, выражающуюся в его неконкретизированности и несистематизированности. Данное положение препятствует полноценному действию отдельных уголовных и административных правовых норм, а также затрудняет дальнейшее совершенствование законодательства в направлении борьбы с экстремизмом.  В связи с этим мы ставим перед собой цель провести комплексное исследование, выработать теоретическою базу, и на ее основе систематизировать законодательство в сфере противодействии экстремизму.

Анализ проблем следует начать с определения сущности такого явления, как экстремизм. В данном случае стоит отметить, что в правовом поле он появился лишь в начале XX века и признавался крайней приверженностью определённых политических идеалов. В то же время возник и термин. Однако, экстремизма - это очень древнее явление, в связи с с чем научные деятели иных областей обратили внимание на него гораздо раньше. На основании этого считаем целесообразным выйти за рамки правоведения и провести комплексное исследование.

Стоит отметить, что экстремизм возник ещё в первообщинном строе и явился одним из главных побудителей процесса развития человечества. Это общепризнанное на сегодняшний день негативное явление оказало мощное положительное воздействие на древнее общество, и причиной тому является особенная природа экстремизма, которая базируется на насилии. Дело в том, что в человеке склонность к применению насилия заложено природой. Такое качество нам, как и любому живому организму, необходимо для возможности выживать, защищаться, продолжать свой род и обеспечивать его, а также совершать прочие действия в целях развития. Так же важность применения насилия в процессе развития можно доказать через теорию государства и права, которая содержит в себе множество трудов, выдвигающих теорию насилия о происхождении государства и права в качестве наиболее научно обоснованных.

Кроме того, стоит отметить, что применению насилия предшествует волна негативных чувств и эмоций, таких как ненависть, вражда, яркое чувство неполноценности, несправедливости и унижения, способных побудить человека к совершению радикальных действий. Возникновение таких ощущений у человеке продиктовано третьей особенностью экстремизма, а именно движением из «крайности в крайность». В обществе принято считать, что раздражителем для экстремистов являются такие признаки как нация, религия, политическая позиция, раса и прочие. Однако, такие признаки представляют собой ни что иное как повод и оправдание жёстких действий. На самом деле к совершению преступлений экстремистов толкает их крайнее положение, оно и возбуждает у них ненависть к тем, кто занимает более высокую позицию в обществе. Исторически экстремистами являются социальные аутсайдеры, занимающие низкое положение в обществе. Выйти из этого состояния можно только резким рывком, поскольку возможность построить поступенчатую стратегию на длительное время утрачена, ведь ресурсы исчерпаны. Таким образом, удручающее положение постепенно опускает планку внутреннего психического состояния человека или группы людей, порождая ненависть к вышестоящим слоям и толкает экстремистов к совершению резких действий.

Таким образом экстремизм и принял на себя роль двигателя развития человечества. Так, например, социальная группа, объединённая по территориальному признаку (община), ощущая сильное давление от плохого продовольственного положения, видела необходимость в захвате более богатой на ресурсы земли, на которой проживала другая община. Страх возможного исчезновения от наступления голода и чувство несправедливости подталкивали людей на совершение набегов, то есть на насильственное расширение своих территорий, которые потом также становились объектом посягательства для других общин, желающих улучшить своё материальное положение. В итоге общество находилось в постоянном напряжении, поскольку нужно было защищать уже захваченные территории и получать в своё владение новые. Для этих целей люди начали изготавливать первое примитивное оружие, которое впоследствии совершенствовалось, принимая все более сложные формы. Так экстремизм и способствовал развитию человеческого общества.

Не смотря на то, что экстремизм явился толчком для эволюции человечества, сегодня мы не можем рассматривать его в качестве позитивного явления, поскольку по ходу своего развития люди обрели моральные устои, разграничили правомерную деятельность от неправомерной, создали законы, а также открыли для себя более гуманные побудители развития, например, здоровую конкурентную борьбу.

Как уже говорилось ранее, в целях наиболее полного анализа и получения наиболее обоснованного результата считаем целесообразным выйти за рамки правоведения, а именно углубиться в историю и философию. Пристальное внимание необходимо уделить философской науки диалектики, одним из основных законов которой является закон отрицания абсолютного отрицания, сформулированный Г. Гегелем [5]. Дело в том, что ничего в мире не существует как возникшее из пустоты явление, а есть производное от чего-то. Содержание закона отрицания абсолютного отрицания такого, что развитие каждого явления представляет собой поступенчатое движение из примитивного состояния в более сложное. Таким образом, каждое явление - это продукт соединения, разделения, пополнения, вычленения, деформации других более простых явлений, из которых и складывается новое, и то новое явление отрицает своё старое состояние, при этом перенося в своё прежнее состояние элементы предшествующего. Так и осуществляется процесс отрицания абсолютного отрицания.

На основании данной теории и, используя исторические данные, мы выявили процесс развития экстремизма, которую отобразили в схеме.

Рисунок 1. Процесс развития экстремизма

Таким образом, экстремизм представляет собой модель поведения человека, которая продиктована его психическим состоянием. То есть в человеке зарождаются такие явления как неполноценность, унижение и несправедливость, которые представляют собой чувства (первая ступень), проявлением его внутреннего состояния. После длительного постоянного присутствия таких чувств, у человека начинается процесс их выражения, который происходит через эмоции (вторая ступень), чем и являются ненависть и вражда. Так стадия проявления эмоций отрицает стадию появления чувств, поскольку она приобрела более сложную форму и теперь проявляет себя не только внутри человека но и внешне, что делает эту стадию самостоятельной, однако полного отрицания не происходит, потому что эмоции проявляются на основе чувств. Позже человек находит форму выражения своих эмоций, а именно модель поведения, которой он будет придерживаться. Это и есть экстремизм (третья ступень). Сегодня законодатель признает его в идеологией, однако идеология это очень сложное явление, которое не могло зародиться в примитивном первообщинном строе. Данная ступень несколько отличается от предыдущих, поскольку экстремизм имеет составную структуру, в которую входят виды и формы. Виды - это сформировавшиеся в обществе идеи, также подразделяющиеся по признаку, на который направлены ненависть и вражда (политическая позиция, идеология, раса, национальность, религия, принадлежность к какой-либо социальной группе). К таким идеям относятся нацизм, расизм, русофобия и иные. Формами же являются действия, совершаемые для реализации идей. Применительно к российскому законодательству формами экстремизма являются преступления экстремистской направленности, предусмотренные Уголовным кодексом, и правонарушения экстремистской направленности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.

Отдельно следует сказать о терроризме (четвёртая ступень). Сегодня законодатель признает его в качестве элемента экстремистской деятельности, что, на наш взгляд, является неправильным.. Дело в том, что терроризм действительно представляет собой явление, производное от экстремизма, однако давно является самостоятельным. В процессе развития терроризм приобрёл сложную форму. Он содержит в себе элементы экстремизма, но отрицает своё предыдущее состояние, поскольку усовершенствовался и больше не является идеей (видом экстремизма), преобразовавшись в идеологию. Идеология в отличии от идей имеет системный и устойчивый характер, а именно содержит совокупность идей и стратегии их реализации. Если сравнить нацизм и терроризм, то нацизм - это идея, которая используется экстремистами в составе идеологий, а терроризм - это уже сформировавшаяся идеология.

Так же следует сказать и о диверсии (четвёртая ступень). Сегодня российский законодатель не относит данное деяние к экстремистской деятельности, что, по-нашему мнению, является правильным, однако, исторически своё начало диверсия берет именно от экстремизма, поскольку представляет собой одну из его форм, которая усовершенствовалась по ходу своего развития. В связи с этим мы считаем логичным затронуть диверсию в рамках нашего исследования. Если обратиться к нашей схеме, то можно увидеть, что терроризм образовался из видов экстремизма (идей), а диверсия - из форм экстремизма (действий). Такое умозаключение нами сделано в связи с тем, что терроризм - это совокупность идей, имеющих устойчивый системный характер (идеология), для реализации которых приверженцы этой идеологии избрали круг наиболее эффективных для них действий (взрыв, поджог, иные действия, устрашающие население), а диверсия - это совокупность наиболее эффективных действий, которые были выбраны лицами, заинтересованными в результате, полученном после их совершения, а также которые были упорядочены и систематизированы такими лицами в целях повышения результативности этих действий. Таким образом диверсия представляет собой спланированное преступное мероприятие, которое отличается от форм экстремизма все той же системностью и устойчивостью. Такой статус не позволяет нам больше относить её к простой форме экстремизма, а позиционирует её как самостоятельное явление. Самодостаточность терроризма и диверсии можно доказать как через историю, так и через законодательство. Уголовный кодекс РФ содержит в себе блоки статей, предусматривающих ответственность за диверсионную и террористическую деятельность. При этом данные нормы наказывают не только за совершение террористических преступлений и диверсии, но и за иные действия содействующие диверсионной и террористической деятельности. Важно отметить, что такие статьи являются специальными и квалификация даётся только по ним. В случае с нацизмом же все иначе. За все деяния, за исключением реабилитации нацизма и публичного демонстрирования нацистской атрибутики или символики, наступает ответственность как за экстремистскую деятельность.

Таким образом, экстремизм представляет собой сложную структуру, которая уходит глубоко в историю и в то же время продолжает развиваться, создавая новые явления. В связи с чем для получения полной картины, описывающей сущность экстремизма, необходимо рассмотреть хронологию его формирования.   

Как излагалось ранее, несмотря на положительное влияние экстремизма на процесс эволюции человечества, сегодня он рассматривается в качестве яркого негативного явления, поскольку нарушает естественные права человек. В связи с этим возникает необходимость пресечения экстремистских действий посредством правового регулирования. В таком случае нужно ответить на вопрос: «Какие действия следует признавать экстремистскими?».

Преследуя цель найти ответ на поставленный вопрос, мы провели анализ исторических данных, отражающих проявление экстремизма в обществе на разных этапах человеческого развития. Пример нашей работы представлен ниже.

Таблица 1

Анализ исторических данных, отражающих проявление экстремизма в обществе на разных этапах человеческого развития

Историческое событие

Повод

Путь

Государственные перевороты

Например, Убийство Александра II террористической организацией «Народная воля» (1 марта 1881 года); Государственный переворот в Афганистане (1973 год); Конфликт в Грузии (1989 - 2008 год); Действия оппозиции в период государственного переворота на Украине (2014 год)

 

Материальная заинтересованность, стремление к власти и (или) национальная, политическая ненависть

 

Образование оппозиционной группы => разработка символики и агитационных материалов и их распространение => распространение ложных сведений о власти => призывы к массовым беспорядкам и насильственному свержению власти => собрание граждан на площадях => столкновение с правоохранительными органами, убийство сотрудников правоохранительных органов => правомерное вмешательство иностранного государства в конфликт и призывы  миру => масштабная акция оппозиции, направленная против этого государства => попытка переговоров => проведение выборов или референдума => насильственное воспрепятствование их проведению со стороны оппозиции => продолжение применения насилия => приход оппозиции к власти => ведение политики направленной против государства, призывавшего к мирному урегулированию ситуации (оскорбление исторической памяти этого государства, распространение ложных сведений о деятельности власти ВС этого государства, дискриминация народа этого государства и т.д.)

Детально проанализировав таким образом 57 исторических событий, временной интервал между которыми составляет десятки, сотни и тысячи лет, мы сделали следующие основные выводы:

Во-первых, экстремистская деятельность содержит в себе как общие действия (разработка плана, поиск оружия или места сбыта и т.д.), так и собственно экстремистские. Таковыми являются действия, выбранные экстремистами по ходу истории для постоянного совершения в целях достижения желаемого результата (на рисунке данные действия отображены в третьем столбце и выделены жирным шрифтом). Такими действиями выступают: 

  • Нападение на представителя власти или его убийство;
  • Насильственное изменение государственного строя;
  • Разжигание гражданской войны и государственного переворота; 
  • Организация и участие в массовых беспорядках, а также публичные призывы к ним;
  • Измена Родине и неправомерное завладение, а также передача конфиденциальной информации государства лицам, которые не должны располагать этой информацией, или иностранным государствам;
  • Публичные призывы к нарушению безопасности государства;
  • Публичные призывы к введению мер ограничительного характера против государства или ее граждан;
  • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав, совершенное с применением насилия;
  • Унижение чести и достоинства Вооружённых Сил государства, а также распространение заведомо ложных сведений об их деятельности;
  • Надругательство над государственной символикой;
  • Унижение исторической памяти государства, а также распространение заведомо ложной информации о ней;
  • Осквернение, повреждение или уничтожение объектов культурного и исторического наследия государства;
  • Публичное оправдание и пропаганда нацистской идеи;
  • Дискриминация;
  • Нарушение права на свободу совести и вероисповедания, а также унижение религий или уничтожение религиозной символики и литературы;
  • Создание и распространение экстремистской символики;
  • Совершение взрыва, поджога или иных действий, которые способны вызвать страх у населения, в целях дестабилизации власти или воздействия на принятие ими решений;
  • Захват государственной власти;
  • Осуществление диверсий;
  • Разжигание национальной, религиозной, политической, идеологической розни;
  • Развязывание агрессивной войны;
  • Применение запрещённых методов ведения войны;
  • Полное или частичное уничтожение национальной, расовой, этнической или религиозной группы;
  • Создание сообществ или организаций для совершения указанных действий;
  • Вовлечение лиц в совершение указанных действий и их подготовка, а также финансирование указанных деяний.

Некоторые действия, относящиеся к экстремистской деятельности в указанном перечне отсутствуют, в связи с тем, что преступники начали совершать их относительно недавно. Такие действия преимущественно связаны с использованием новых цифровых технологий.

Во-вторых, экстремистские действия далеко не всегда совершаются по экстремистским мотивам. История знает множество случаев, когда единственным побудителем к совершению такого рода действий выступала материальная заинтересованность лица.

Если проанализировать результаты изучения исторических событий, главными фигурантами которых были экстремисты, то можно заметить, что собственно экстремистские действия схожи с действиями, запрещёнными современным законодательством. В связи с этим мы соотнесли эти два объекта анализа. Пример нашей работы представлен ниже.

Таблица 2

Действия, запрещённые современным законодательством

Действия, совершенные

экстремистами

в истории

Действия, запрещённые

настоящим

законодательством РФ

Объект, против

которого направлены

действия

 

Статьи УК РФ

или

КоАП РФ

 

 1.Производство, выпуск и публичное демонстрирование нацистской символики, совершаемые нацистской Германией;

 2. Публичное демонстрирование нацистской символики, а также публичное оправдание нацизма, совершаемые оппозицией в Украине в 2014 году

Публичное оправдание нацизма, публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

 

Общественные отношения в сфере обеспечения защиты населения от идеи нацизма

 

Статья 282.4 УК РФ, части 1 и 2 статьи 354.1 УК РФ, статья 20.3 КоАП РФ

 

В первых двух столбцах отображены действия, совершаемые экстремистами по ходу истории и запрещённые современным законодательством. Поскольку они идентичны, мы смогли выделить объект, на который они посягают (представлен в третьем столбце). Далее, проведя логическую нить, мы поняли, что этот объект является основным непосредственным объектом некоторых статей уголовного и административного законодательства (представлены в четвёртом столбце). Таким образом мы разобрали все, выявленные нами, действия и получили следующий результат:

  1. Экстремистская деятельность посягает на такие объекты как: Общественные отношения в сфере обеспечения защиты населения от идеи нацизма; общественные отношения в сфере сохранения исторической памяти государства, защиты чести и достоинства исторической памяти и культурных ценностей государства, а также сохранения исторического и культурного наследия государства; общественные отношения в сфере сохранения чести и достоинства ВС РФ, или органов и организаций, выполняющих функции по защите  государства, а также подлинной информации об их деятельности; общественные отношения в сфере обеспечения территориальной целостности  государства; общественные отношения в сфере обеспечения экономической стабильности государства; общественные отношения в сфере обеспечения безопасности государства; общественные отношения в сфере обеспечения безопасности конфиденциальной информации РФ; общественные отношения в сфере обеспечения экономической безопасности и обороноспособности государства; общественные отношения в сфере обеспечения безопасности конституционного строя; общественные отношения в сфере обеспечения безопасной деятельности государственных и общественных деятелей; общественные отношения в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания; общественные отношения в сфере обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина; общественные отношения в сфере обеспечения избирательных прав; общественные отношения в сфере обеспечения защиты государственной символики; общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности и стабильной работы органов власти или международных организаций; общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; общественные отношения в сфере обеспечения международного мира; общественные отношения в сфере обеспечения безопасного существования национальных, этнических, расовых, религиозных групп.
  2. Преступлениями экстремистской направленности следует признавать преступления, предусмотренные пунктом «а» части 2 статьи 141, статьями 148, 207.3, 212, 243, 243.4, 274.1, 274.2, 275, 275.1, 276, 280, 280.1, 280.2, 280.3, 280.4, 282, 282.1, 282.2, 282.4, 283, 283.1, 283.2, 284, 284. 1, 284.2, 284.3, 295, 317, 318, 322, 329, 353, 354, 354.1, 356, 357 УК РФ.
  3. Правонарушениями экстремистской направленности следует признавать правонарушения, предусмотренные частями 4, 4.1 и 6 статьи 13.15, статьями 13,37, 5.26, 5.62, 20.3, 20.3.1, 20.3.2, 20.3.3, 20.3.4, 20.28, 20.29 и 20.33 КоАП РФ.

На основании изложенного и принимая во внимание то, что экстремизм представляет собой многообъектное явление, в связи с чем действия, которые в него входят не могут быть отнесены в одну главу, мы приняли следующие решения в целях упорядочения законодательства в сфере противодействия экстремизму:

1. Внести в пункт 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» понятие такой деятельности в следующей формулировке: «Экстремистская деятельность (экстремизм) - деятельность, совершаемая по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно деятельность, направленная против равенства прав и свобод человека и гражданина, права на свободу совести и вероисповедания либо против конституционного строя Российской Федерации, безопасности и экономической стабильности Российской Федерации, нормальной деятельности органов власти Российской Федерации, традиционных ценностей Российской Федерации, в том числе её исторических и культурных ценностей, исторической памяти, а также против безопасного существования национальных, этнических, расовых или религиозных групп или против мирного сосуществования государств и народов». Таким образом деяние следует признавать экстремистским, если оно содержит в себе хотя бы один из указанных признаков (мотив или объект).

2. Изменить исчерпывающий перечень действий, входящих в экстремистскую деятельность (статья 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») и изложить в следующей редакции:

 В экстремистскую деятельность входят:

  • дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам;
  • нарушение права на свободу совести и вероисповеданий;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей;
  • уничтожение либо повреждение расположенных на территории Российской Федерации или за ее пределами воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвящённых дням воинской славы России (в том числе мемориальных музеев или памятных знаков на местах боевых действий), а равно памятников, других мемориальных сооружений или объектов, посвящённых лицам, защищавшим Отечество или его интересы, в целях причинения ущерба историко-культурному значению таких объектов;
  • надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации;
  • насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами, а также призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации;
  • публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
  • посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, а равно их близких, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность;
  • осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации её деятельности; 
  • организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;
  • оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов;
  • Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
  • создание, распространение и (или) использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, в том числе для уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, содержащейся в ней, или нейтрализации средств защиты указанной информации;
  • неправомерный доступ к охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, в том числе с использованием компьютерных программ либо иной компьютерной информации, которые заведомо предназначены для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, или иных вредоносных компьютерных программ, если он повлек причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации;
  • умышленное нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, или информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, сетей электросвязи, относящихся к критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, либо правил доступа к указанным информации, информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, автоматизированным системам управления, сетям электросвязи, если оно повлекло причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации;
  • умышленное нарушение порядка установки, эксплуатации и модернизации в сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования либо несоблюдение технических условий их установки или требований к сетям связи при использовании указанных технических средств, совершенные должностным лицом или индивидуальным предпринимателем;
  • умышленное нарушение требований к пропуску трафика через технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования, совершенное должностным лицом или индивидуальным предпринимателем;
  • государственная измена;
  • установление и поддержание гражданином Российской Федерации отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации;
  • передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в её интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации либо передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенные в условиях вооружённого конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием Российской Федерации;
  • разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учёбе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц;
  • получение сведений, составляющих государственную тайну, путём похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом;
  • выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из Российской Федерации заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне;
  • умышленное нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий;
  • публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности либо об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно содержащей данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федераци;
  • публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации;
  • отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично;
  • распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично;
  • действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично;
  • публичные действия, направленные на пропаганду экстремистской деятельности, а равно публичное оправдание экстремизма;
  • организация экстремистского сообщества или организации, участие в таком сообществе или организации;
  • пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти деяния совершены лицом;
  • массовое распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо их производство или хранение в целях массового распространения;
  • планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны, а также публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;
  • жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации;
  • действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы;  
  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • организация и подготовка указанных деяний, пособничество, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

3. Изменить примечание к статье 282.1 УК РФ и изложить в следующей редакции: «Под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом "е" части первой статьи 63 настоящего Кодекса, а также преступления, предусмотренные пунктом «а» части 2 статьи 141, статьями 148, 207.3, 212, 243, 243.4, 274.1, 274.2, 275, 275.1, 276, 280, 280.1, 280.2, 280.3, 280.4, 282, 282.1, 282.2, 282.4, 283, 283.1, 283.2, 284, 284. 1, 284.2, 284.3, 295, 317, 318, 322, 329, 353, 354, 354.1, 356, 357».

Как излагалось ранее сегодня законодательство имеет рад проблем. Следует отметить, что они возникают как на этапе законотворчества, так и на этапе правоприменения. Если говорить о первом случае, то необходимо отметить проблему невозможности точного определения принадлежности нового состава преступления или правонарушения к экстремистской деятельности. С нашими же изменениями работа будет выстроена иначе. Например, при внесении новой статьи в УК РФ или КоАП РФ, которая по своему содержанию схожа с экстремистской деятельностью, но при этом в перечне Федерального закона действия, охватываемые данной статьёй, отсутствуют, законодателю следует совершить следующие шаги:

  1. Проверить вносимую норму на соответствие признакам, указанным в введённом нами понятии термина «экстремистская деятельность»;
  2. При обнаружении соответствия  внести новый пункт в перечень экстремистских действий Федерального закона. Если статья вносится в Уголовный кодекс, то дополнить перечень примечания к статье 282.1 УК РФ номером новой нормы.

Таким образом, предложенные нами поправки способствуют упорядочении законодательства в сфере противодействия экстремизму, а также наладят процесс динамичного взаимодействия Федерального закона, Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Если же говорить о правоприменительной практике, то она также содержит в себе проблемы, главная из которых заключается в сложности определения принадлежности деяния к числу экстремистских. Она возникла в связи с тем, что единственным идентифицирующим признаком экстремистских преступлений сегодня является мотив, который имеет свою специфику в процессе доказывания, и зачастую установить его крайне сложно. Наши изменения облегчат процесс квалификации правоприменителям, поскольку теперь он будет содержать следующие действия:

  • Следователю или дознавателю необходимо будет обратиться к примечанию статьи 282.1 УК РФ. При наличии нужной статьи в перечне этого примечания деяние следует отнести к числу экстремистских и при необходимости дополнить квалификацию статьями 282.1, 282.2, 282.3 и 280. Если же норма в перечне отсутствует, то необходимо установить мотив преступления. Если экстремистский мотив будет выявлен, то нужно проделать действия, аналогичные первому случаю.

Таким образом мы облегчим процесс квалификации правоприменителям, а также предупредим совершение множества ошибок.

В заключении хотим сказать, что проведённое исследование способствовало получению новой базы знаний о таком явлении как экстремизм. Это дало нам возможность разработать, на наш взгляд, более эффективную и систематизированную стратегию действия законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, которая в долгосрочной перспективе так же будет показывать высокий уровень результативности.

Список литературы
  1. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон  от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ ( в ред.  ФЗ от 15 мая 2024 г. №99-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. - № 30. – Ст. 3031; http://pravo.gov.ru 15 мая 2024 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 мая 2024 г. № 64-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954 // http://pravo.gov.ru 29 мая 2024 г.
  3. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. №11 // Бюллетень Верховного суда РФ. - №8. - 2011.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 мая 2024 г. №109-ФЗ, № 110-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. - №51. – Ст. 4921; http://pravo.gov.ru 29 мая 2024 г.
  5. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма,  2005. - 928 с.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября