Формы реорганизации кредитных организаций
Статья посвящена вопросам правового регулирования слияния, разделения, выделения и преобразования кредитных организаций. Дается оценка существующего нормативного обеспечения различных форм реорганизации банков, приводятся примеры из новейшей истории развития национальной банковской системы. Обосновывается вывод о том, что институт реорганизации кредитных организаций, включающий в себя как нормы гражданского, так и нормы банковского законодательства, является примером сочетания правовой регламентации частных и публичных интересов. С одной стороны, он предназначен для решения корпоративных бизнес-задач того или иного субъекта реорганизации, с другой - является действенным инструментом повышения надежности и устойчивости в целом всей банковской системы.
Реорганизационные процессы, происходящие в отечественной банковской системе, являются характерной чертой современного этапа ее существования и кардинальным образом меняют институциональные и качественные параметры банковской деятельности. Так, например, переход к пропорциональному, в зависимости от размера уставного капитала банковской организации, регулированию, оформленный Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", видоизменил архитектонику банковской системы и обусловил проведение банками целого комплекса мероприятий по обеспечению соответствия своего функционирования требованиям законодателя.
Наряду с приведенным примером видоизменения банковской системы и статуса ее элементов нормативно определена возможность реорганизации банков в формах и в порядке, которые, с одной стороны, имеют гражданско-правовую основу, а с другой - включают определенный объем публично-правового регулирования. Речь идет о слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании, когда-то впервые поименованных в ст. 23 Закона СССР от 30 июня 1987 г. N 7284-XI "О государственном предприятии (объединении)", а в настоящее время установленных в ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и раскрытых в положениях Федеральных законов от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и др.
Банковское законодательство, а именно ст. 23.5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1), регламентирует особенности применения института к банковским организациям в случае использования таких форм, как слияние, присоединение и преобразование.[1]
Активную роль в реорганизационных процедурах играет Банк России, согласно ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" наделенный "парными" правами требовать - запрещать проведение любой формы реорганизации в установленных законом случаях. При этом согласно ст. 73 рассматриваемого акта реорганизация обусловливает еще одно "контрольное" право Банка России - право повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности за уже проверенный период.
Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (раздел V) поглавно регламентирует пять основных форм реорганизации в части процедуры регистрации вновь образуемых банков, получения ими лицензий и внесения изменений в уставные документы.
Две формы реорганизации получили специальное регулирование, представленное Положением Банка России от 29 августа 2012 г. N 386-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения", разработанным и принятым в целях повышения транспарентности реорганизационных процедур.[2]
Отметим, что в период с 1999 по 2014 г. определенный блок рассматриваемых правоотношений подпадал под действие Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Реорганизация банка в форме слияния или присоединения, согласно указанному документу, допускалась в случае предъявления Банком России специального требования, обусловленного наличием установленных законом обстоятельств.
В настоящее время реорганизация также включена в перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, установленных в ст. 189.9 действующего Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Своего рода "противовесом" упомянутой норме является положение ст. 23 Федерального закона N 395-1, согласно которому "Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Все сказанное, на наш взгляд, позволяет рассматривать институт реорганизации кредитных организаций как пример сочетания публично-правовых и частноправовых начал в регулировании банковских отношений. Возникающие при этом правоотношения достаточно специфичны: они появляются, изменяются и прекращаются в процессе функционирования кредитных организаций и направлены на достижение частных интересов, но не связаны с проведением банковских операций - квинтэссенцией банковской деятельности; существенная часть "реорганизационных" правоотношений подвержена императивному регламентированию в целях обеспечения публичных интересов, однако нормативной "точкой отсчета" выступают положения ГК РФ.
Для предотвращения реорганизации кредитной организации используются различные методы, одним из них является финансовое оздоровление банка.
Финансовое оздоровление банка (встречаются также иные названия данной процедуры, например, предупреждение банкротства банка или санация банка) - это комплекс мер, направленных на улучшение финансового положения кредитной организации, которые позволяют избежать ее банкротства. Такое определение интересующего нас понятия разместил Центральный банк Российской Федерации - главное действующее лицо в сфере финансового оздоровления кредитных организаций - на своей официальной странице в сети Интернет.
Очевидно, что акцент в приведенном определении смещен на экономическую и даже, в некотором роде, обывательскую сторону вопроса и не раскрывает в полной мере юридического существа исследуемого понятия.[3] Вместе с тем, несмотря на превалирующее экономическое содержание, финансовое оздоровление кредитной организации по смыслу норм действующего законодательства, включая нормативные акты Банка России, а также с учетом трактовки этого института банковским сообществом обладает следующими особенностями.
Во-первых, оно существует в определенных правовых формах, сопоставимых по своему процедурно-нормативному наполнению с классическими отраслями процессуального законодательства.
Во-вторых, сами меры по финансовому оздоровлению кредитной организации неразрывно связаны с регулированием прав и обязанностей участников процедуры санации. В частности, ряд мер, осуществляемых в рамках процедуры санации, имеет чисто правовой характер (например, право на односторонний отказ от невыгодных договоров). Другие же меры, несмотря на их описание через экономические категории, такие как изменение структуры активов и пассивов кредитной организации, также не могут быть реализованы без создания, изменения, прекращения прав и обязанностей лиц, которых процедура санации так или иначе затрагивает.
Изложенное дает основания говорить о финансовом оздоровлении как об определенном правовом режиме, под которым понимается "порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования". При этом данный режим наделен существенными особенностями по сравнению с процедурой финансового оздоровления некредитных организаций, что можно объяснить в том числе особой правосубъектностью банков, которую В. Витрянский обозначает как "целевую". Некоторые исследователи идут дальше и говорят о публичной функции банков. Например, В.Ф. Яковлев указывает, что "банк - не столько коммерческая структура, сколько учреждение, выполняющее важнейшие публичные функции".[4]
Финансовое оздоровление, несмотря на свою публичную направленность, осуществляется преимущественно с использованием гражданско-правовых средств, с учетом значительной специфики. Представляется, что финансовое оздоровление банка это не просто набор мер, применяемых к банку извне, а скорее особый гражданско-правовой режим кредитной организации, характеризующийся таким набором прав и обязанности, который подчинен единой цели - достижения способности кредитной организацией самостоятельно выполнять принятые на себя обязательства.
При невозможности финансового оздоровления банка прибегают к реогранизации банковских кредитных организаций. Кратко охарактеризую формы, в которых возможна реорганизация банковских кредитных организаций, составляющих основу банковской системы страны.
Слияние. Слияние как форма реорганизационного процесса потенциально направлено на увеличение экономических и инвестиционных возможностей организации. Однако в связи с тем, что вновь созданному субъекту для осуществления деятельности необходимо получить новую лицензию, данный способ реорганизации используется весьма редко. Так, по данным пресс-релизов ЦБ РФ, последний факт реорганизации в форме слияния относится к апрелю 2014 г. и касается слияния коммерческого банка "СОЮЗПРОМБАНК", расчетной небанковской кредитной организации "Центр Межбанковских Расчетов", коммерческого банка "Конверсии, инвестиций и приватизации" и расчетной небанковской кредитной организации "Расчетный Банковский Центр".
Присоединение - одна из наиболее распространенных форм реорганизации, при которой одно или несколько кредитно-финансовых учреждений принимают решение о прекращении деятельности на финансовом рынке с целью внедрения своих активов и имущественного комплекса в состав иного действующего учреждения. Так, в 2019 г. из-за присоединения к другим кредитным организациям прекратили работу 11 банков. В ноябре 2020 г. с целью упрощения структуры собственности, консолидации капиталов банков, достижения наиболее эффективного использования их активов и сокращения издержек была начата процедура реорганизации Волго-Каспийского Акционерного Банка (ВКАБАНК) в форме присоединения к ПАО "Совкомбанк".
Наименее распространенной формой реорганизации банков является разделение, в результате которого на базе одной кредитно-финансовой организации появляются две и более новые экономические единицы рынка.
Случаи реального разделения банков на территории Российской Федерации единичны и зачастую проходят под видом выделения финансовой организации.
Разделение как форма реорганизации в банковском секторе нередко проводится по причине неблагоприятных для функционирования банка факторов, например из-за конфликта между акционерами банка. При наличии подобного рода обстоятельств часть собственников инвестиций будет стремиться вывести свои активы из общей массы собственности кредитной организации. В итоге может возникнуть новое юридическое лицо, напрямую конкурирующее с первоначальной организацией в силу ранее существовавшего единства.
Выделение является относительно молодой формой реорганизации в банковской сфере (формирование данного института приходится на середину прошлого столетия) и заключается в создании одной или нескольких финансово-кредитных организаций при сохранении деятельности существующего (реорганизуемого) банка. Примечательным в данном контексте является тот факт, что в результате применения данной реорганизационной формы могут быть образованы только те юридические лица, которые по своей организационно-правовой форме соответствуют первоначальному субъекту.
Преобразование - одна из наиболее апробированных форм реорганизации банков, получившая распространение в связи с тенденциями к унификации правового регулирования и динамизмом российского законодательства.
Данный вид реорганизации непосредственно связан с изменением организационно-правовой формы финансово-кредитной организации, не предполагающей слияния, присоединения, разделения или выделения капиталов. При преобразовании банка с базовой лицензией упомянутый выше двухлетний срок обладания базовой лицензией, выступающий условием получения кредитной организацией статуса банка с универсальной лицензией, не прерывается.[5]
Подводя итоги, можно заключить, что институт реорганизации кредитных организаций, охватывающий как нормы гражданского, так и нормы банковского законодательства, является примером сочетания правовой регламентации частных и публичных интересов. Реорганизация кредитных организаций позволяет не только улучшить финансовое состояние конкретных участников соответствующих правоотношений, упростить процесс правопреемства как способа перераспределения имущества и прав на него, но также является действенным инструментом регулирования банковской деятельности. Помимо выполнения превентивной функции по предупреждению банкротства банков, консолидации разнообразных ресурсов, решения корпоративных бизнес-задач, реорганизация актуальна и на макроуровне, в аспекте повышения надежности и устойчивости в целом всей банковской системы, обеспечения ее капитализации, защиты интересов кредиторов и вкладчиков.
[1] Актуальные проблемы финансового права: учебник / под редакцией А.Д. Селюкова, И.А. Цинделиани. Москва: Юстиция, 2019. 482 с.
[2] Илюшина М.Н. Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц / М.Н. Илюшина // Закон. 2006. N 9. С. 80 - 84.
[3] Курдюк П.М. Некоторые особенности реализации контрольных полномочий Центральным банком Российской Федерации / П.М. Курдюк, В.А. Очаковский // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. N 3. С. 120 - 125. DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-3-120-125.
[4] Миронова С.М. Пропорциональное регулирование банковской системы России: правовые основы и перспективы развития / С.М. Миронова // Правовая парадигма. 2017. Т. 16. N 4. С. 105 - 110. DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2017.4.15.
[5] Самбурова З.В. Составление разделительного баланса при реорганизации компаний в форме выделения / З.В. Самбурова // Пространство экономики. 2009. N 2 - 3. С. 104 - 107.
- Актуальные проблемы финансового права: учебник / под редакцией А.Д. Селюкова, И.А. Цинделиани. Москва: Юстиция, 2019. 482 с.
- Илюшина М.Н. Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц / М.Н. Илюшина // Закон. 2006. N 9. С. 80 - 84.
- Курдюк П.М. Некоторые особенности реализации контрольных полномочий Центральным банком Российской Федерации / П.М. Курдюк, В.А. Очаковский // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. N 3. С. 120 - 125. DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-3-120-125.
- Миронова С.М. Пропорциональное регулирование банковской системы России: правовые основы и перспективы развития / С.М. Миронова // Правовая парадигма. 2017. Т. 16. N 4. С. 105 - 110. DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2017.4.15.
- Самбурова З.В. Составление разделительного баланса при реорганизации компаний в форме выделения / З.В. Самбурова // Пространство экономики. 2009. N 2 - 3. С. 104 - 107.