Значение Кодекса корпоративного управления в развитии и функционировании корпоративного управления
Журнал Научные высказывания

Значение Кодекса корпоративного управления в развитии и функционировании корпоративного управления

Рассмотрено значение Кодекса корпоративного управления в рамках регулирования отношений, связанных с функционированием и развитием корпоративного управления. Была проанализирована сущность данного акта, практическая необходимость в возведении Кодекса в разряд общеобязательных к исполнению актов правового характера.

корпоративное право
корпоративное управление
Кодекс корпоративного управления
корпоративные правоотношения

На сегодняшний день корпоративное управление играет важнейшую роль в функционировании современных российских корпораций. Именно от корпоративного управления зависит эффективность их функционирования, и конечный результат. В современных реалиях отношения, связанные с корпоративным управлением регулируются различными нормативно-правовыми актами, которые не в полной мере регулируют необходимые для корпоративного управления аспекты, однако, имеются и акты рекомендательного характера, которые более полно регулируют реализацию корпоративного управления, например, Кодекс корпоративного управления,  но его необязательный характер порождает вопросы относительно возможности и необходимости его применения, а также значения в корпоративном управлении. Ввиду данного обстоятельства, полагаем, что актуальным является рассмотрение значения Кодекса корпоративного управления в развитии и функционировании корпоративного управления в современных реалиях.

В первую очередь, рассмотрим подходы к определению понятия «корпоративное управление». Так, корпоративное управление в законодательстве РФ обозначено как «управление в корпорации», что регламентируется нормой ст. 65.3 ГК. РФ. В данной норме определяется высший орган, который имеет правомочие на осуществление управления в корпорациях-собрание участников корпорации, однако, для некоммерческих корпораций и производственных кооперативов, которые имеют более ста участников высшим органом, может быть съезд, конференция либо иной представительный (коллегиальный орган), указание на который должно быть в Уставе.

То есть, исходя из законодательства мы можем говорить о том, что корпоративное управление представляется как управление в корпорации, специально уполномоченными в законодательстве органами.

Однако, представляется, что в законодательстве не дается четкого определения понятию «корпоративное управление». Макарова О. А. определяет «корпоративное управление» через дефиниции, закрепленные в российском законодательстве, подчеркивая, что корпоративное управление, «это, прежде всего, управление, осуществляемое на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации» [1, с. 26]. Ввиду данного обстоятельство возникает вопрос в отношении того, какими нормами регламентируется корпоративное управление и какое значение и статус в корпоративном управлении имеют некоторые акты, издаваемые официальными российскими органами, в том числе, в данном контексте интересно рассмотреть и Кодекс корпоративного управления, принятый ЦБ РФ в 2014 году. В частности, Письмо ЦБ РФ от 2014 года, которым и был утвержден Кодекс корпоративного управления также указывает на то, что корпоративное управление является своего рода инструментом для реализации и определения целей общества и средств к достижению поставленных целей, обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и иных заинтересованных лиц. Представляется, что под корпоративным управлением следует понимать систему взаимоотношений между лицами, осуществляющими функции управления в корпорации и их владельцами по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности корпорации и интересов владельцев и иных заинтересованных лиц, однако, нельзя не согласиться и с тем определением, которое дается в Кодексе корпоративного управления.

В Письме ЦБ РФ от 2014 года [2], которым формально вводится в действие Кодекс корпоративного управления устанавливается, что он имеет рекомендательный характер, а значит, что не имеет силу нормативно-правового акта и его положения, могут и не учитываться при осуществлении корпоративного управления.

Сам же Кодекс состоит из двух частей, в части «А» устанавливаются принципы корпоративного управления, в частности, характеризуются такие важнейшие аспекты как права акционеров и равенство условий для акционеров при осуществлении ими своих прав, характеризуются органы управления в корпорации, характеризуется система управления рисками, корпоративные действия и иные аспекты, связанные с реализацией корпоративного управления. В части «Б» устанавливаются рекомендации к реализации самих принципов, установленных в части «А» настоящего кодекса.

Заинтересованность ЦБ РФ в формировании такого акта обуславливается тем обстоятельством, что корпорации составляют основу функционирования экономики государства, и эффективное управление в корпорациях способствует увеличению показателей их деятельности, что позитивно влияет на общую экономическую обстановку в стране.

Необходимость в Кодексе корпоративного управления обосновывается в разделе «предисловие», где указывается, что на сегодняшний момент некоторые принципы, включенные в Кодекс успешно внедрены в законодательные рамки, однако, не все они учтены при формировании современного законодательства и на сегодняшний день состояние правового регулирования корпоративного управления оценивается ЦБ РФ как «удовлетворительное». Кроме того, необходимость в Кодексе обосновывается тем, что ввиду процедурных особенностей законодательство не способно быстро реагировать на динамичное изменение корпоративного управления, и права в целом. Представляется, что Кодекс действительно является более гибким к изменениям, чем современное законодательство и вносить изменения в него быстрее и легче, однако, если законодательство не может быстро реагировать на изменения в корпоративной сфере, то такое законодательство нельзя назвать эффективным. Также в качестве обоснования необходимости исполнения Кодекса указывается на то, что законодательство содержит некоторые пробелы, которые способен разрешить Кодекс, например, в современном законодательстве большое внимание уделяется мажоритарным акционерам, и акционерам, которые имеют более 10% акций, и достаточно часто в ходе управления права миноритраных акционеров , которые владеют менее 10% акций ущемляются, в Кодексе же прописываются правила осуществления управления с учетом равенства всех акционеров, кроме того, в Кодекс включены некоторые неюридические аспекты, связанные с корпоративным управлением, которые нельзя возвести в нормативно-правовые рамки. Представляется, что приведенные данные вполне обосновывают рекомендательный характер Кодекса, однако, полагаем, что современная российская система права не может применять акты рекомендательного характера, и для достижения конкретного эффекта, который подразумевается в рамках использования Кодекса необходимо возвести фактически все его положения в законодательные рамки. Ввиду того, что в Кодексе регламентируются важнейшие аспекты связанные с реализацией корпоративного управления считаем, что данный акт должен быть возведен в разряд общеобязательных, так как он занимает важнейшее место для эффективного осуществления корпоративного управления и помогает устранить некоторые законодательные пробелы, важные для корпоративного управления, кроме того, в нем собраны практические аспекты, которые не закреплены в иных актах нормативного характера, что усложняет реализацию корпоративного управления на данном этапе.  Однако, учитывая специфику Кодекса, представляется, что его возведение в нормативные рамки полностью фактически невозможно, но ввиду того, что никакой иной акт правового характера не включает в себя более полную регламентацию вопросов, связанных с реализацией корпоративного управления, полагаем, что указание на соблюдение положений Кодекса должно быть закреплено в законодательстве. Для того, чтобы придать официальный юридический характер Кодексу корпоративного управления, предлагается дополнить ст. 65.3 ГК РФ [1] пунктом 5, который изложить в следующей редакции: «Управление в корпорациях должно осуществляться с учетом положений, закрепленных в Кодексе корпоративного управления ЦБ РФ, и не вступать в противоречие ему. В том случае, если в законодательстве не закрепляются какие-либо аспекты, связанные с осуществлением корпоративного управления, то следует руководствоваться положениями, указанными в Кодексе». Представляется, что такое законодательное указание на необходимость использования Кодекса в рамках корпоративного управления будет способствовать эффективному осуществлению и развитию корпоративного управления, и позволит применять законодательство единообразно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Кодекс корпоративного управления изданные ЦБ РФ является эффективным рекомендательным актом, направленным на увеличение эффективности корпоративного управления, однако, ввиду некоторых его положений такой акт не может быть возведен в нормативно-правовые рамки, что является упущением современного корпоративного права, ввиду того, что положения Кодекса в общем и целом актуальны в современных корпоративных правоотношений, предлагается внести в законодательные рамки положение о необходимости руководствоваться Кодексом корпоративного управления в случаях, неурегулированных в современном корпоративном законодательстве. Можно констатировать тот факт, что Кодекс корпоративного управления имеет важнейшее значение в современном корпоративном управлении и должен иметь не только рекомендательный характер, но и обязательный для эффективного развития корпоративного управления в современных российских корпорациях.

 

 

Список литературы
  1. Макарова О. А. Реализация принципов корпоративного управления в Российском акционерном законодательстве // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: сб. науч. ст. - Вып. 5. -М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 124.
  2. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О кодексе корпоративного управления»// СПС «Консультант Плюс»
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 05.12.1994, ст.3301