Взаимодействие системы профессионального образования и рынка труда
В статье рассматривается взаимодействие системы профессионального обучения и рынка труда. Представлено краткое описание системы профессионального образования в РФ и описана структура организации занятий. Охарактеризованы основные методы профессионального обучения. Рассмотрены основные формы взаимодействия студентов и молодых профессионалов со сферой труда. Сделан вывод о целесообразности подобного взаимодействия в контексте развития экономики и рынка труда.
Система профессионального образования - это совокупность образовательных учреждений, программ и стандартов, направленных на подготовку квалифицированных специалистов для работы в определенной области. Она включает в себя различные уровни обучения, такие как начальное, среднее и высшее образование, а также профессиональные курсы и тренинги [1]. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», система имеет непрерывный характер, который определяет структуру образовательного процесса и учебных программ[2]. В подобных условиях, при обучении по одному направлению, программы разных уровней дополняют друг друга и служат инструментом закрепления и освоения профессиональных знаний и навыков обучающихся.
Главной задачей системы профессионального образования является обеспечение рынка труда квалифицированными кадрами, который, в свою очередь, определяется запросами общества и технологическим прогрессом. Однако, важным фактом системы является развитие человеческого потенциала, волевых и нравственных качеств обучающегося[3]. Система профессионального образования, таким образом, готовит не просто квалифицированных работников, а полноценных личностей.
Современная система профессионального образования России предполагает взаимодействие студентов с будущими работодателями на разных этапах обучения. Это обусловлено устоявшейся структурой организации занятий.
Трудовые знания, умения и навыки являются главным продуктом профессионального обучения. В течение обучения студентов происходит постепенный переход от теоретических занятий к практическим, где навыки формируются на основе изученных знаний и отработанных умений. В связи с этим, занятия в учреждениях профессионального образования проводятся с использованием различных методов обучения. Так, М. Новак и Н.В. Борисова определяют неимитационные и имитационные методы обучения в зависимости от деятельности студентов в процессе обучения[4, 5].
Неимитационные методы обучения используются в ходе занятий, главной задачей которых является ознакомление студентов с новой информацией их трудовой сферы. Например, это могут быть лекции, дискуссии, конференции и т.д. Здесь происходит первое взаимодействие студентов со сферой из будущей рабочей деятельности, поскольку участниками и приглашенными гостями подобных занятий чаще всего являются работающие профессионалы. Они могут поделиться опытом с обучающимися и обрисовать актуальную картину рабочего процесса.
Имитационные методы обучения, в свою очередь, используются для формирования рабочих умений и навыков студентов. В ходе подобных занятий происходит переход «от теории к практике», и студенты могут опробовать ранее изученные знания в реальных трудовых условиях. Так, ключевым видом занятий здесь являются стажировки и рабочие практики, организованные при взаимодействии учебных заведений и трудовых предприятий. Также сюда можно отнести групповые и индивидуальные исследования, организованные и проводимые в тесной связи с работающими профессионалами соответствующей сферы исследования. Взаимодействие происходит как лично, например, на собраниях или научных конференциях, так и посредственно, через изучаемые научные труды.
Помимо этого, существуют иные способы получения трудовой практики студентами. Один из них – волонтерство. Система волонтерства в России состоит из нескольких ключевых элементов:
1. Законодательная база. Волонтерство в России регулируется Федеральным законом №135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”, который определяет основные принципы волонтерской деятельности, права и обязанности волонтеров и организаторов волонтерских программ [5].
2. Организации и объединения. В России существует множество организаций и объединений, которые занимаются развитием волонтерства. Среди них - Общероссийская общественная организация “Российский союз молодежи”, Ассоциация волонтерских центров, “Волонтеры-медики”, “Волонтеры культуры” и другие. Эти организации проводят различные волонтерские акции, мероприятия и программы, а также обучают волонтеров и поддерживают их.
3. Социальные проекты и инициативы: В России активно развиваются социальные проекты и инициативы, в которых участвуют волонтеры. Например, это проекты по поддержке детей-сирот, инвалидов, пожилых людей, бездомных животных, экологические проекты и многое другое. Волонтеры помогают в проведении мероприятий, сборе средств и пожертвований, а также в непосредственной помощи нуждающимся.
4. Обучение волонтеров: Для того чтобы волонтеры могли эффективно выполнять свои задачи, проводятся различные обучающие программы и курсы, тесно связанные с будущей трудовой деятельностью обучающихся.
Существуют иные способы взаимодействия обучающихся и работодателей, нацеленные на трудоустройство молодых профессионалов. Среди них можно выделить:
1. Ярмарки вакансий. Многие университеты и компании организуют ярмарки вакансий, на которых студенты могут встретиться с представителями компаний и узнать о возможных вакансиях.
2. Профессиональные социальные сети. Создание и использование профессиональных сетей может быть очень полезным для студентов, ищущих работу. LinkedIn - популярная социальная сеть для профессионалов, которая может помочь студентам найти работу и установить профессиональные связи.
3. Онлайн-ресурсы. Существует множество онлайн-ресурсов, которые помогают студентам искать работу, таких как Glassdoor, Indeed, т.д. Эти сайты предоставляют информацию о вакансиях, компаниях и заработной плате. Также существуют ресурсы, предназначенные для поиска работы на основе фриланса. Работники размещают свое резюме и портфолио, и работодатели могут связаться для заключения рабочего контракта. К таким ресурсам можно отнести hh.ru, работа.ру и Fiver.com.
Таким образом, можно сделать вывод, что система профессионального обучения нацелена на подготовку высококвалифицированных кадров и организовывает взаимодействие молодых специалистов с будущими работодателями как на всех этапах обучения, так и по его итогам. Полученные теоретические знания постепенно преобразуются в практические умения и навыки, опробовать которые можно в рамках трудовых практик и стажировок. Подобное взаимодействие является основополагающим для постоянного развития как трудовой сферы, так и экономики страны в целом.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Науч. ред. С. Я. Батышев. — М., 1999.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
- Адольф Владимир Александрович, Журавлева Ольга Петровна Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnostnogo-potentsiala-studenta-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 19.01.2024).
- Борисова, Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения (теоретическая модель) / Н.В.Борисова - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.
- Ванхемпинг Э. Г., Новак М. А. Инновационные практики и гражданские инициативы в образовании поколения Z. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. 246 с.
- Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция)