Технологические решения для электронной таможни
Журнал Научные высказывания

Технологические решения для электронной таможни

В данной статье рассматриваются современные подходы к внедрению технологических решений для развития электронной таможни. Внимание сфокусировано на цифровых платформах, интеллектуальных системах и технологиях, таких как блокчейн, искусственный интеллект и большие данные, которые повышают эффективность работы таможенных органов. Рассмотрена статистика за 2023–2024 годы, а также формулируются современные предложения по повышению эффективности и кибербезопасности таможенной деятельности.

искусственный интеллект
блокчейн
цифровые платформы
кибербезопасность
Электронная таможня
интеллектуальные системы
большие данные

Цифровизация как устремление к повышению эффективности, прозрачности и скорости работы стала одной из важнейших задач современных государственных органов. Таможенная служба России активно внедряет новые цифровые технологии с целью упрощения процедур, ускорения логистики и противодействия правонарушениям. Такой переход, безусловно, открыл новые возможности, однако сделал ФТС и более подверженной техническим уязвимостям, кибератакам, а также поставил перед необходимостью постоянно совершенствовать средства защиты и резерва.

С 2020 года особое внимание уделялось модернизации пунктов пропуска на границах. На крупных таможнях стали появляться так называемые «умные пункты пропуска», оборудованные интеллектуальными системами обработки данных, автоматическими средствами контроля и камерами с ИИ-аналитикой. По состоянию на конец 2023 года более 70% этих пунктов функционируют на базе таких решений, что позволило уменьшить среднее время оформления грузов до 4 часов, заметно снизив задержки.

Важную роль в цифровизации играет создание централизованных дата-центров. Главный центр обработки данных, построенный в Твери, способен круглосуточно обслуживать практически все цифровые сервисы ФТС, обеспечивать бесперебойную работу, а в периоды пиковых нагрузок отказоустойчивость систем достигает рекордных 99,96%. Для защиты инфраструктуры внедряются резервные площадки и специальные протоколы быстрого восстановления.

Еще одним важным направлением стало масштабное внедрение электронного декларирования и автоматизация рутинных операций. К 2024 году уже более 60% привычных бумажных процедур были заменены электронными формами, а интеллектуальные системы анализа грузов и документов с элементами искусственного интеллекта начали быстро распознавать аномалии и ускорять проверки без привлечения ручного труда.

Одним из главных вызовов цифровизации является кибербезопасность. Только за 2023 год зарегистрирован рост DDoS-атак на критическую таможенную инфраструктуру примерно на 38%. Весной 2023 года масштабная кибератака практически парализовала обработку более 1200 таможенных деклараций, однако благодаря наличию резервных центров и слаженной работе IT-отдела ФТС, деятельность удалось восстановить спустя несколько часов.

Не меньшую угрозу представляет техническая зависимость. Чем глубже внедряются цифровые решения, тем сильнее организация нуждается в надёжном резервировании данных, регулярном аудите и стресс-тестах всех систем. С 2023 года ФТС инициировала масштабную программу по проведению ежегодных IT-аудитов всей цифровой инфраструктуры и практических учений по быстрому реагированию на сбои.

Также стоит отметить проблему зависимости от иностранного программного обеспечения. После 2022 года государство проводит курс на импортозамещение, и доля отечественных решений в информационной архитектуре ФТС уже достигла 52% к началу 2024 года. Это снижает риски внешнего вмешательства и повышает суверенитет данных. Внедрение цифровых решений в последние годы уже принесло свои плоды. За период 2020–2023 годов удалось повысить собираемость таможенных платежей почти на 8%, а скорость обработки грузов и документов выросла благодаря автоматизации и электронному документообороту. Более 68% экспортёров и логистических компаний теперь оформляют свои операции онлайн, используя электронные сервисы ФТС, что ведёт не только к росту удобства, но и к прозрачности и снижению коррупционных рисков. В рамках интеграции с ЕАЭС и перехода к единой цифровой платформе среднее время прохождения транзитного груза сейчас составляет всего 4–5 часов.

Анализируя угрозы и успешные кейсы, специалисты выработали ряд приоритетных направлений развития. Ключевой задачей становится создание отечественного стандарта кибербезопасности для цифровой таможенной среды — он должен учитывать специфику и рекомендации ФСТЭК и ФСБ, быть адаптирован под современные угрозы и типовые сценарии. Не менее важно развернуть многоуровневую резервную инфраструктуру: запускать дополнительные дата-центры, развивать облачные решения — особенно для прифронтовых и удалённых регионов, где риски сбоя наиболее критичны.

Ещё одно стратегическое направление — углубление цифровой интеграции в рамках ЕАЭС. Разработка механизмов мгновенного обмена данными между странами-участниками позволит свести к минимуму бюрократию и ускорить таможенное оформление.

Автоматизация санкционного контроля и внедрение «умных контрактов» на базе искусственного интеллекта и блокчейн-технологий позволят в режиме реального времени обрабатывать грузы с санкционным или спорным статусом, снижая долю ручной проверки и ускоряя принятие решений.

Таким образом, внедрение цифровых технологий в Федеральной таможенной службе России и стран-соседей коренным образом улучшило прозрачность, качество и скорость работы. Однако эти успехи напрямую зависят от постоянного повышения уровня кибербезопасности, внедрения лучших отечественных решений и дальнейшей гибкой адаптации к новым цифровым угрозам. Рассматривая развитие цифровой таможенной среды как важнейшее направление государственной политики, невозможно переоценить значимость международного сотрудничества и постоянных инвестиций в инновации. Это позволит обеспечить России и ЕАЭС лидирующие позиции в мировой торговой логистике, сохраняя темп цифровых преобразований и эффективную защиту от внешних угроз.

Список литературы

 

  1. Акулинин В. Ф., Адамов Д. В. Россия на пороге сингулярности. Искусственный интеллект, основные аспекты и сложности развития и внедрения в России и в мире // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 867
  2. Губанова А. В., Климовская С. М. Внедрение и использование инноваций в технологиях таможенного контроля // Маркетинг и логистика. – 2020. – №6 (32). – С. 13-22.
  3. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.customs.ru (Дата обращения 10.03.2025).
  4. Самтынова Е. Утверждена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1376639/ (дата обращения 15.03.2025)
международный научный журнал

Научные высказывания #77

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 19 мая по 31 мая
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
16 июня
Следующий выпуск
с 31 мая по 14 июня