Актуальные вопросы практики работы с заданием №20 (сравнение исторических событий) в ЕГЭ по истории
Журнал Научные высказывания

Актуальные вопросы практики работы с заданием №20 (сравнение исторических событий) в ЕГЭ по истории

В статье приводятся материалы из опыта работы учителя при подготовке выпускников школ для сдачи ЕГЭ по истории в области решения заданий части 2, в частности, задания №20, одного из самых сложных заданий этого экзамена. Рассматриваются практические аспекты подхода к решению задания, приемы и способы, позволяющие наиболее эффективно справиться с ним на экзамене, образцы выполнения. Материалы статьи помогут обучающимся подготовиться к ЕГЭ, а педагогам более системно и правильно выстроить методику подготовки.

ЕГЭ по истории
методика подготовки к экзамену по истории
особенности заданий второй части ЕГЭ
кодификатор и спецификация ЕГЭ по истории
подготовка к заданию №20 ЕГЭ по истории

Несмотря на большое количество различного рода методических материалов, теоретическую базу для подготовки к ЕГЭ в учебниках, справочниках, пособиях, широкую систему электронных образовательных ресурсов, тренажеров, пробных версиях единого экзамена, курсов и онлайн школ, все снова и снова, с каждым новым набором учащихся 10-11 классов возникает вопрос о подборе наиболее эффективных методов и приемов подготовки к экзамену, системе работы учителя. Учебный предмет «история» в этом не исключение», а скорее «динамично изменяющееся», но все же правило.

Издаются новые учебники, соответствующие современным стандартам исторического обучения, концепции исторического образования, меняются и добавляются вопросы содержания ЕГЭ, обновляются Кодификатор и Спецификация, Демоверсия экзамена, критерии оценок и требования к качественном ответам.

Поэтому вопрос о наиболее эффективной системе подготовки к ЕГЭ становится актуальным и практически интересным для каждого учебного года.

При организации учителем системы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории важно учитывать такие составляющие как:

  • Наличие и актуальность документов, которые определяют содержание и требования к экзамену на каждый учебный год.
  • Своевременные версии Кодификатора, Спецификации и Демоверсии к экзамену.
  • Учебники, имеющиеся в школьной библиотеке и их соответствие Рекомендуемому перечню и электронные версии учебников, доступных школьникам.
  • Наличие у школьника справочников. теоретической литературы и современных пособий для подготовки к ЕГЭ.
  • Официальные электронные образовательные ресурсы.
  • Наличие рекомендаций и открытого банка заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ.
  • Уровень подготовленности школьников.
  • Возможности школьников к использованию внеурочных занятий по подготовке к ЕГЭ в школе, лично самостоятельно, на курсах, в онлайн школах, даже у репетитора (если ребенок пользуется его дополнительными услугами).
  • Сочетание традиционных и альтернативных методов подготовки в ЕГЭ (опорных схем, интеллект-карт, видео конспектов и т.д.)

ЕГЭ по истории состоит их двух частей: [6. Спецификация, С.9]

  • Всего заданий - 21.
  • С кратким ответом - 12.
  • С развернутым ответом - 9.
  • Базового уровня сложности - 10.
  • Повышенного уровня - 8.
  • Высокого уровня - 3.
  • Максимальный первичный балл за работу - 42.
  • Задания первой части дают 47,6 % выполнения, второй части 52, 4 %.

При организации работы учащихся с частью 1, наиболее важен теоретический материал, знание иллюстраций к определенным периодам; умение работать с хронологическими рамками, картами, фрагментами исторических источников, с характеристиками событий и личностей, зная теорию и общую логику событий, здесь сложно ошибиться.

А вот работая с заданиями части 2 (задания 13-21), нужно еще быть натренированным на правильные развернутые ответы, грамотное выведение причин и следствий, умение сравнивать, делать выводы, объяснять, работать с письменными историческими источниками, изображениями, приводить четкие аргументы для исторических характеристик событий.

В процессе подготовки к решению заданий части 2 ЕГЭ по истории очень важна практика, чем больше заданий выпускник увидит и прорешает, тем выше будут его баллы на экзамене.

Очень хорошо помогает в подготовке к ЕГЭ Открытый банк заданий ФИПИ https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89 , в котором по истории приведено 1523 вопроса и варианта.

В рамках данной статьи рассмотрим, как пример задание №20 ЕГЭ по истории: сравнение исторических событий процессов, явлений, что часто вызывает у сдающих экзамен трудности. Задание высокого уровня сложности, трехбалльное.

Пример вопроса: Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении князя в Новгородском и Владимиро - Суздальском княжествах в XII – XIII вв. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). [1, C. 130]

 Обучая ребят умению правильно сравнивать, сначала приведем словарное объяснение - «что такое сравнение».

Сравнение – это сопоставление, поиск сходных и отличительных черт. Это познавательная операция, выявляющая характерные черты двух или нескольких объектов, проводящая их сопоставление и формулирующая  выводы.

Значит, раскрывая вопрос, 1) мы четко должны знать каковы были  особенности положения князя в этих двух княжествах в XII-XIII веках в период раздробленности на Руси, 2) должны грамотно сформулировать тезис (именно оценочное суждение) и 3) привести аргументы, включая исторические факты.

Пример ответа:

Тезис – Во Владимиро-Суздальском княжестве князь обладал значительно большей властью, нежели в Новгородской земле.

Обоснование –

  • Новгородский князь не мог принимать самостоятельные решения об объявлении войны или заключении мира, это делало Новгородское вече, тогда как владимиро-суздальский князь принимал решение самостоятельно, лишь советуясь с боярами.
  • Новгородский князь приглашался на княжение новгородским вече и мог быть изгнан им, а вот владимиро-суздальский князь получал княжение по наследству и не мог быть изгнан.      [7, С. 22-23]

Очень эффективно при изучении теории, ориентироваться заранее на типичные вопросы задания №20 ЕГЭ по истории [1] и составлять таблицы или опорные схемы [2, 4] по наиболее значимым правителям, т.к. большая часть вопросов на экзамене спрашивает сравнение реформ, положение крестьян, дворян, религиозный и национальный вопрос, особенности внутренней и внешней политики правителей.

Очень полезными для ребят, сдающих ЕГЭ по истории являются обобщенные пособия и книги (схемы, таблицы), например:

  • Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. История России в схемах, фотографиях и шедеврах живописи. -М.: Блок-Принт, 2024. – 480с.
  • Селиверстова М.И. История. Повтори перед ЕГЭ. -М.: ЭКСМО, 2024. - 304 с.
  • Универсальный школьный справочник. История 9-11 классы. / авт. сост. Сидорова Г.Н. - Волгоград, Учитель, 2024. – 99 с.

Приведем еще один пример Задания №20.

Запишите один любой тезис, содержащий информацию о сходстве внешней политики Петра I и Екатерины II, приведите два обоснования, содержащие исторические факты.

Тезис – Внешняя политика Петра I и Екатерины II была успешна для России в плане территориальных присоединений и выхода к морю.   [6. С.32-34]

Обоснование

  • При Петре I был достигнут выход к Балтийскому морю, а при Екатерине II к Черному морю.
  • При Петре I по итогам Северной войны к России были присоединены прибалтийские земли- Ингерманландия, Карелия, Эстляндия, Лифляндия. Российское влияние прочно утвердилось в Курляндии. А при Екатерине II на юге России, от Южного Буга до Днестра.

Таким образом, изначально зная, как выглядят задания ЕГЭ по истории во второй части, видя образцы правильных ответов, зная критерии оценок и баллов по Демоверсии экзамена, приведя всю подготовку в четкую, разумную систему,  можно правильно готовиться к ЕГЭ уже на первом этапе, делая эту подготовку более эффективной и правильной.

Хочу выразить большую благодарность за помощь при работе над статьей и обобщение опыта подготовки к ЕГЭ по истории моим коллегам, учителям истории Михайличенко Ирине Алексеевне и Гришакиной Ольге Петровне.

Список литературы
  1. Артасов И.А. ЕГЭ. История. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов.  – М.: Национальное образование, 2024. – 416 с.
  2. Кириллов В.В. История России в схемах и таблицах. – М.: ЭКСМО, 2024. – 336 с.
  3. Нормативно-правовые документы ЕГЭ. ФИПИ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/normativno-pravovye-dokumenty
  4. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. История России в схемах, фотографиях и шедеврах живописи. -М.: Блок-Принт, 2024. – 480с.
  5. Пазин Р.В. ЕГЭ. История развития российской культуры. – Ростов на Дону, Легион, 2022. - 384 с.
  6. Сафразян А.Л. История России. Конспект лекций с иллюстрациями. -М.: РГ – Пресс, 2022. – 112 с.
  7. Селиверстова М.И. История. Повтори перед ЕГЭ. -М.: ЭКСМО, 2024. - 304 с.
  8. Универсальный школьный справочник. История 9-11 классы. / авт. сост. Сидорова Г.Н. - Волгоград, Учитель, 2024. – 99 с.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября