Внешние угрозы экономической безопасности ГП КО «Водоканал»
Журнал Научные высказывания

Внешние угрозы экономической безопасности ГП КО «Водоканал»

Рассмотрены внешние угрозы экономической безопасности предприятия в области водоснабжения на примере Государственного предприятия Калининградской области «Водоканал». Определены методы, с помощью которых выявляются данные угрозы и какими способами им противодействуют.

водоснабжение
коммерческие потери
экономическая безопасность

Экономическая безопасность предприятия существует для минимизации угроз, повышения финансовой устойчивости, научно-технического развития и эффективности расходования ресурсов предприятия, грамотного распределения рабочей и профессиональной силы сотрудников, а также правовая и социальная защита их от внешних проявлений, которые возникают в связи с исполнением им своих служебных обязанностей.

Ключевой принцип построения экономической безопасности на любом предприятии – соблюдения жизненно важных интересов. [1, с. 12] Эта такая совокупность потребностей, удовлетворение которых позволяет надежно обеспечивать существование и развитие компании, а соответственно выполнять возложенные на них обязательства перед государством, сотрудниками и клиентами.

Не секрет, что в экономике и в жизни в целом каждый старается следовать своим личным интересам: клиент или рядовой сотрудник фирмы старается получить от организации как можно больше, при этом отдав как можно меньше, руководитель отдела может стараться использовать служебное положение для личного обогащения, а собственник или директор компании максимально использовать ресурс своих подчинённых и деньги своих клиентов, чтобы обогатить свою фирму.

Соблюдение жизненно важных интересов заключается в соблюдении баланса этих потребностей, так как при жестком уходе в финансовую выгоду для компании клиенты не захотят сотрудничать, а сотрудники – работать, как их будут попросту эксплуатировать за сомнительное вознаграждение. Но и заниматься благотворительностью тоже не стоит: такого рода компании в условиях рынка не выживают.

В рыночной экономике для успешного существования и развития развивается конкурентоспособность организаций. Конкурентоспособность порождает суровые условия для бизнеса, где возникают соответствующие этим условиям риски и угрозы.

Важное качество для собственного выживания компании – уметь отличать среди себя слабые и сильные предприятия, добропорядочные, которые всегда выполняют обязательства согласно договору, от недобросовестных. Уметь отличать фирмы-однодневки и дробление крупного бизнеса, где за разными названиями и разными директорами скрывается один фактический руководитель.

Соответственно для ГП КО «Водоканал» внешние угрозы экономической безопасности представлены во взаимодействии с контрагентами разных уровней: приобретение товаров и услуг у фирм для осуществления своей производственной деятельности, поставка коммунального ресурса потребителям, как физическим, так и юридическим лицам.

Важная сторона внешней экономической безопасности предприятия – это проверка потребителей коммунальных услуг. ГП КО «Водоканал», несмотря на финансирование отдельных проектов со стороны Правительства Калининградской области, является унитарным предприятием и поставщиком коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения.

Соответственно основной вид заработка – продажа коммунального ресурса потребителям согласно тарифу, установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. Но не весь поданный ресурс учитывается для предъявления к оплате конечному потребителю. Причины этому могут быть следующими:

  • не передача показаний по прибору учета воды;
  • неисправность прибора учета воды, за которым не следит потребитель, из-за чего невозможно точно определить потребленный ресурс;
  • неправильно подобранный диаметр прибора учета воды, чувствительности которого не хватает для того, чтобы в полной мере учитывать весь потребленный ресурс;
  • отсутствие договорных отношений с ГП КО «Водоканал», из-за чего невозможно выставить счет на оплату
  • самовольное подключение к водопроводным сетям мимо прибора учета воды.

Все вышеназванные причины формируют коммерческие потери коммунального ресурса. Реализацией мероприятий, направленных на снижение коммерческих потерь на предприятии, занимается Управление сбыта ГП КО «Водоканал». Рассмотрим перечень мероприятий, направленных на снижение коммерческих потерь коммунального ресурса:

  • периодическое снятие контрольных показаний по прибору учета воды сотрудниками предприятия. Вместе с записыванием показаний на счетчике, проверяется общая работоспособность прибора учета воды и целостность контрольных пломб, которые позволяют определить самовольный демонтаж водомера.

Данные мероприятия помогают доначислить потребленный объем в случае, когда абонент не передает сам показания по какой-либо причине, а также зафиксировать неисправность прибора учета, если она была выявлена, с уведомлением абоненту о необходимости заменить прибор учета воды с предъявлением его в ГП КО «Водоканал» а также на период отсутствия неисправного прибора учета воды перевести его на начисления по методу среднемесячного объема поданной воды, либо согласно нормативу по степени благоустройства жилого помещения.

Данный норматив, как правило, выше средних значений потребления воды человеком, что заставляет абоненту быстрее выполнить мероприятия по замене и регистрации нового прибора учета воды;

  • при наличии такой возможности перевод потребителей в нежилых зданиях и помещениях на прибор учета воды с меньшим диаметром или с более высоким классом точности. Механические приборы учета имеют в своем составе крыльчатку внутри корпуса, которая за счет потока воды раскручивается и с помощью магнита передает крутящий момент на счетный механизм.

Такая конструкция проста, но имеет свои недостатки: чем больше диаметр прибора учета воды, тем больше крыльчатка внутри него, и соответственно тем больший поток воды необходим для ее раскрутки и набора необходимых оборотов, которые позволяют в полной мере учитывать расход потребляемой воды. Подбор необходимого диаметра прибора учета воды – инженерный расчет, утвержденный Сводом правил, а необоснованно повышать диаметр счетчика запрещено с целью профилактики коммерческих потерь.

Ранее, когда в каждом муниципалитете присутствовал свой водоканал, на такие моменты не особо обращали внимание, но сейчас, в случае поломки прибора учета воды у потребителя, если он захочет оставить счетчик с аналогичным диаметром, его могут заставить подтвердить необходимость такого диаметра расчетным способом, либо предъявить собственный расчет, сделанный инженерами предприятия, для указания необходимого диаметра, который следует установить потребителю.

Помимо этого, присутствует еще метрологический класс точности прибора учета, заявленный заводом-изготовителем. Это – техническая характеристика, которая показывает изначальную точность, с которой прибор учета может учитывать расход воды. В системе водоснабжения есть три класса точности: класс В – стандартный класс, класс С – класс повышенной точности и класс А – счетчик класса В, установленный в вертикальном положении, из-за чего его точность падает почти в два раза.

Логично предположить, что приоритет водоканала – это приборы учета класса С, установленные в горизонтальном положении. Законодательно водоканал не может обязать устанавливать подобные счетчики воды, однако в технических условиях на проектирование водомерного узла всегда рекомендует потребителям устанавливать приборы учета метрологического класса С;

  • выявление водопотребителей, с которыми отсутствуют договорные отношения. Согласно законодательству, все потребители коммунальных услуг должны иметь договорные отношения с поставщиками таких услуг. Для жилых помещений договор в письменном виде необязателен: достаточно совершение конклюдентных действий в виде фактического пользования водой в квартире, чтобы водоканал имел право выставить квитанцию об оплате, а потребитель будет обязан ее оплатить.

Все потребители коммунальных услуг в нежилых помещениях должны иметь письменный договор с ресурсоснабжающими организациями [2], и порядок расчета там существенно отличается от потребителей в жилых помещениях.

Отсутствие договорных отношений приравнивается с самовольному подключения и/или пользованию водой, что влечет за собой учет потребляемой воды расчетным способом методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду. [3]

Выявление таких бездоговорных потребителей происходит довольно творческим способом: можно проследить на улицах города, кто пользуется водой и при этом отсутствует в реестре заключенных договоров, возможно, на какой-то улице открылась автомойка, при этом собственник автомойки не удосужился прийти в водоканал для подачи документов на заключение договора водоснабжения.

Также, при наличии подозрений, возможно поспрашивать соседей или работающих там сотрудников о наличии водоснабжения на там или ином объекте. Еще стоит рассмотреть старые документы и схемы, где была произведена исполнительная съемка на участке, где предположительно есть «самовольщик», скорее всего, там будет указано, что к данному объекту когда-то были подведены водопроводные сети или канализация.

При выявлении такого потребителя проверяющими сотрудниками составляется акт о самовольном пользовании водой по установленной предприятием форме, производится фотофиксация объекта для создания доказательств наличия в помещений водопроводных сетей и водоразборных точек, а затем полный пакет документов передается в Управление безопасности ГП КО «Водоканал» для принятия дальнейших решений по данному потребителю. Возможно, удастся договориться с собственником такого помещения, он оперативно подаст документы на заключение договора, оплатит определенный период согласно методу пропускной способности, и начнет дальше спокойно и уже законно пользоваться водой, ежемесячно передавая показания по счетчику.

Если же абонент не желает идти на контакт, дело передается в суд с понуждением заключения договора, выплаты всех предусмотренных законом санкций и компенсаций, либо последующее отключение объекта от воды силами предприятия.

Снижение коммерческих потерь и проверка состояния контрагентов в стадии проведения закупок – это основа внешней экономической безопасности на предприятии. Без данных мероприятий организация предъявляет себя большим рискам, которые могут привести к недостаточной финансовой устойчивости для выполнения своих обязательств перед жителями региона и сотрудниками предприятия. Данные риски не носят разовый характер и будет актуальны в течение всего времени, как будет существовать предприятие.

Список литературы
  1. Сергеев А.А. Экономическая безопасность предприятия 3-е изд. [Текст]: учеб. // А.А. Сергеев. – ЮРАЙТ, 2021. – 276 с..
  2. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 10.10.2023) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотве-дения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150474/
  3. Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета во-ды, сточных вод" // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151600/