Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната на примере ГАУСО «Читинский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» Забайкальского края
Журнал Научные высказывания

Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната на примере ГАУСО «Читинский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» Забайкальского края

Общей тенденцией, характеризующей современный этап деятельности домов-интернатов для граждан, имеющих психические расстройства, является комплексное решение задач социальной реабилитации инвалидов: поддержание и укрепление их психического и соматического здоровья, развития интеллекта и других психических функций, накопления и расширения социального опыта с применением социально-медицинских, социально-бытовых, психолого-педагогических, лечебно-трудовых и социально-правовых инструментов.

Для социальной реабилитации (социализации) в домах-интернатах с одной стороны должны создаваться комфортные социально-бытовые условия, приближенные к домашним, а с другой стороны, образ жизни получателей социальных услуг в учреждениях этого типа должен быть организован так, чтобы инвалиды чувствовали необходимость проявления личной инициативы через активирующий режим, включающий трудовые и досуговые формы занятости.

Социально-трудовая реабилитация направлена на восстановление либо формирование трудовых навыков. Технология трудовой реабилитации инвалидов включает ряд форм: трудовую занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство.

трудовая деятельность
трудовая занятость
трудовое обучение
читинский дом-интернат
социально-трудовая реабилитация
терапия занятостью
работа
услуга

Трудовая занятость – необходимость занятия инвалида трудом. Как правило, связана с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в комнатах. Занятия элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяют инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и другими больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов напрямую  соотносится с проблемой профессиональной реабилитации инвалидов, профессиональной ориентацией и переобучением.

Социально-трудовые услуги предоставляются лицам, проживающим в ГАУСО «Читинский ДИ» на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг, и стандарта социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания. 

Эффективной организацией процесса реабилитации в ГАУСО «Читинский ДИ» является лечебно-трудовая активирующая терапия получателей социальных услуг под руководством инструкторов по труду.  Реабилитация проводится  на базе подсобного хозяйства, которое является структурным подразделением учреждения и включает в себя:

  • тепличный комплекс,  где получатели социальных услуг занимаются выращиванием овощей, на приусадебном участке - цветоводством,
  • столярную мастерскую,
  • птицеферму,
  • мастерскую по ремонту обуви.

Кроме того, получателям социальных услуг поручаются работы по уборке помещений и прилегающей территории, а так же работы в качестве помощников сотрудников медицинской части (санитары-курьеры) и хозяйственных подразделений учреждения: пищеблока, прачечной, швейного цеха, складов, ЦТП. Многие их получателей социальных услуг официально трудоустроены. 

Необходимо отметить, что технология включения получателей социальных услуг с расстройствами психики в трудовую и досуговую деятельность в условиях дома-интерната имеет свою специфику. Вид и характер труда, его продолжительность, условия трудовой деятельности подбираются специалистами учреждения с учетом медицинских показаний к труду. При определении форм трудовой и досуговой занятости учитываются субъективные и объективные факторы участия инвалидов в труде: уровень работоспособности, установки, мотивация, отношение к труду. Для исследования трудового потенциала получателю социальных услуг предлагаются работы на разных объектах: вначале более сложные, но если он не справляется - ему поручают работу попроще, и так до тех пор, пока не подберут приемлемый вид труда.

Получатели социальных услуг с выраженной задержкой интеллектуального развития имеют ограниченные биологические предпосылки работоспособности. Слабо развитую мотивацию к трудовой деятельности и биологически обусловленную заторможенность двигательных актов, поэтому испытывают затруднения в формировании личного практического опыта. Эта проблема актуальна для людей, большую часть жизни проводящих в ограниченном социальном пространстве: вначале в детском доме - интернате, впоследствии в психоневрологическом доме-интернате. Для них важное значение имеет воспитание установок на труд, формирование правильной мотивации, интереса к процессу труда и конечному его результату, выработка положительного восприятия собственного участия в трудовой деятельности. Для решения этих задач наши специалисты применяют побудительные воздействия: соревновательный мотив, возможность общения, материальное вознаграждение, моральное поощрение, привлекательность труда.  

Применяемые формы морального стимулирования труда это доброжелательное отношение инструктора по труду, похвала работнику-получателю социальных услуг  в присутствии членов трудовой бригады за хорошее качество работы, за скорость выполнения операции, за аккуратность в работе. А так же, поощрение за хорошее и продуктивное участие в трудовых процессах в виде внеплановых посещений концертов, экскурсий, коллективных выездов на природу с активным отдыхом, вручением грамот, благодарственных писем и ценных подарков. Такие формы стимулирования оказывают эффективное побуждающее воздействие. 

Терапия трудовой занятостью - не единственная реабилитационная технология, обеспечивающая активный образ жизни клиентов психоневрологических интернатов. Занятость клиентов организуется в этих учреждениях посредствам включения их в занятия физической культурой, а также в социокультурную и досуговую деятельность. Для решения задач социально-средовой адаптации клиентов практикуются такие формы работ, как:

  • креативные занятия: обучают рисованию мелками, фломастерами, красками, карандашами, изготовлению аппликаций, поделок из различных материалов;
  • дидактические игры: настольные игры, конструирование с применением мозаики, пазлов, металлических конструкторов;
  • просмотр кинофильмов и прослушивание любимой музыки;
  • анимационные виды деятельности. В учреждении создан вокально-инструментальный ансамбль, репетиции которого проводят один раз в неделю под руководством музыкального работника. Ежемесячно проводят праздники для именинников, сопровождающиеся программами художественной самодеятельности. Клиенты участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных знаменательным датам, выставок поделок;
  • экскурсии в цирк, прогулки по городу и выезды на природу.

Занятия творческими видами деятельности в Читинском доме-интернате организуются, преимущественно, как коллективный труд.

Ведущими при организации реабилитационного процесса в Читинском доме-интернате являются идеи диалога, сотрудничества, совместного действия, понимания чужой точки зрения, уважение личности. Эти идеи получили практическое воплощение в общественной структуре-органе самоуправления. Орган самоуправления сформирован из семи членов-дееспособных и наиболее активных, ответственных клиентов дома-интерната, является по своей сути связующим звеном между администрацией и клиентами учреждения, представляет их интересы и обеспечивает тесное взаимодействие проживающих с администрацией. Такая форма взаимодействия позволяет максимально учитывать потребности клиентов, оперативно разрешать острые проблемы, формировать бесконфликтную, благоприятную среду и стимулировать социальную активность и статуса получателей социальных услуг.

Подбор комплекса реабилитационных мероприятий проводится индивидуально для каждого проживающего с учётом их психического и соматического состояния.   В нашем интернате наиболее востребованными услугами являются мероприятия, направленные на использование остаточных трудовых возможностей получателей социальных услуг и участие их в посильной трудовой деятельности.

В соответствии с возможностями получателей социальных услуг 149 человек привлечены к терапии занятостью: птичник –36 чел.; огород – 60 чел.; прачечная - 7 чел.; в спальных корпусах –16 чел. Остальные получатели социальных услуг заняты на благоустройстве территории дома-интерната.  Данной услугой охвачено 76,4%  от общего числа получателей социальных услуг. 

Также, нужно отметить, что 7 получателей социальных услуг, имеющих диагноз умственная отсталость легкая с нарушениями поведения и без них были  обучены овощеводству, с  организованными  для них рабочими местами в условиях дома-интерната, 48 человека имеющих диагноз шизофрения  и 27 человека с умственной отсталостью легкой по проекту внутридомовое волонтерство «Шаг на встречу!» при Забайкальском техникуме профессиональных технологий и сервиса, 30 человек проходят обучающие курсы пользователя ПК, 15 человек специалист по использованию интернет технологий «Флешка», 30 человек  работа с фотоаппаратом и работай по программе «Вспышка», по окончании обучения планируется по желанию граждан трудовое устройство вне дома интерната. Данной услугой охвачено 42%  от общего числа получателей социальных услуг. 

Социально-трудовая реабилитация

2020 год

2021 год

2022 год

Количество ПСУ

Процент Занятости

Количество ПСУ

Процент Занятости

Количество ПСУ

Процент Занятости

Общее количество ПСУ

197

57,7%

192

63,5%

195

76,4%

 Терапия занятостью

114

57,7%

122

63,5%

149

76,4%

Трудовое обучение

9

4,6%

30

15,6%

82

42%

Трудовое устройство

13

6,6%

18

9,3%

21

10,8%

 

Трудоустроены на специально созданные рабочие места при доме интернате – 21 чел. 7 человек овощеводы, 2 человека столярная мастерская, 2 курьер, 4 человека пищеблок, 3 человека прачечная, 3 человека продовольственные склады,  вне дома-интерната - 0 чел.  Данной услугой охвачено 10,8%  от общего числа получателей социальных услуг. 

Вывод: Как показывает опыт работы «Читинского дома-интерната» трудовая и досуговая деятельность оказывает развивающее, корригирующее, социализирующее и адаптирующее воздействие на личность инвалида. Доступные виды активной трудовой деятельности стимулируют развитие восприятия и мышления, внимания и памяти, моторики и речи. Труд в коллективе способствует формированию коммуникативных навыков, мотивационно- потребностной сферы и навыков социального поведения, формируется самостоятельность и ответственность, что позволяет приблизится данной категории граждан к интеграции в общество.

С 2020 года по 2021 год  отмечается увеличение  количества получателей социальных услуг  задействованных в трудовой реабилитации на 18,7 %.  Внедрение данной комплексной программы позволило снизить количество девиаций, активизировать социально-полезную деятельность (сформировать и развить у получателей социальных услуг позитивные социально-трудовые навыки).

Список литературы
  1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида: перевод с английского. – М. : Педагогика, 2001.
  2. Андреева, О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2000. – № 4.
  3. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 224 с.
  4. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: учебное пособие для студентов – М. : Владос-пресс, 2004.
  5. Богданова, О.А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах. – Вологда, 2006. – 58 с.
  6. Васильева, Л.Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – Чебоксары : ЧГУ, 2006.
  7. Гришина, Л.П. Инвалидность как многофакторная проблема. – М., 2003.
  8. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
  9. Гусак, Ю.Л. Технологии социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста // Социальное обслуживание. – №11. – 2012. – С. 94–110.
  10. Дементьева, Н.Ф. Проблемы реабилитации лиц с ментальными нарушениями // Материалы Российско-Германской научно-практической конференции «Реабилитация лиц с ментальными нарушениями». – Н. Новгород, 2003. – С. 4–10.
  11. Дементьева, Н.Ф., Дудыкина, Н.В., Шипова, Н.В. Предпосылки расширения реабилитационной деятельности психоневрологических интернатов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2005. – № 3.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября