Игровые технологии на уроках географии. Познавательное значение игры «Собираем чемодан»
Журнал Научные высказывания

Игровые технологии на уроках географии. Познавательное значение игры «Собираем чемодан»

В статье рассматриваются практические вопросы использования игровых технологий на уроках географии, акцентируется познавательное значение географических игр на примере игры «Собираем чемодан».

значение игр для развития познавательной активности школьников
уроки географии
игровые технологии
виды игр на уроках

В практике современной школьной географии имеется широкий спектр педагогических технологий, которые может эффективно использовать учитель. Каждая технология имеет свои особенности и достигает результата своими способами, приемами, методами, последовательностью действия как педагога, таки обучающегося.

Игра, как учение, труд и общение являются основными видами деятельности человека. Каждый из этих видов развивает детей и помогает им лучше освоить основы учебных дисциплин, сформировать научное мировоззрение, жизненные позиции.

Игровая деятельность выполняет функции:

  • коммуникативную,
  • познавательную,
  • воспитательную,
  • диагностическую,
  • функцию коррекции,
  • социализации,
  • самореализации,
  • игротерапевтическую.    [3]

В структуру игры входит целеполагание, определение условий и критериев, планирование игры, распределение ролей, собственно игра, получение результатов, итоги.

Игра, безусловно, интересный, благоприятный эмоционально, развлекательный и познавательный процесс. Игру как метод обучения давно используют в образовании. Сегодня имеется множество современных (с использованием ИКТ и гаджетов) игр, процесс геймификации образования – неотъемлемый показатель сегодняшнего дня. Игра может быть и традиционной, но правильно и интересно организованной, такой что дает не меньший эффект.

Игры можно разделить на несколько категорий:

­

                Рис. 1 Спектр целевых ориентаций учебных игр.

По характеру игровой деятельности (методики) выделяют игры:

Рис. 2 Классификация игр по характеру игровых методик. [4]

Наиболее часто используемые игры на уроках географии:

  • «Найди географическую ошибку»,
  • «Разгадай ребус, загадку»,
  • «Географическая почта»,
  • «Географическое лото»,
  • «Географическая эстафета»,
  • «Знаешь ли ты?»,
  • «Логические цепочки»,
  • «Что не принадлежит России?»,
  • «Кто быстрее найдет на карте»,
  • «Экологический суд»,
  • «Узнай страну по описанию»,
  • «Собери карту»,
  • «Занимательная география»,
  • «Продолжи фразу»,
  • «Географический бой»,
  • «Географический форум».
  • «Географические шарады, кроссворды».   [1]

Примером практико - ориентированной игры, имеющей высокое познавательное значение, может служить игра «Собираем чемодан».

Рис. 3 Карточки-задания в игре «Собираем чемодан».

Данную игру можно проводить как в 5-6-7 классе, так и в 10-11, меня уровень заданий и сложности. Время проведения игры – урок, 45 минут. Класс делится на группы, которые получают разные карточки-задания. В начале обязательно мотивируется процесс, оговариваются условия, критерии оценки, возможные варианты подачи информации о стране, а роли, ответственность, выполнение заданий определяют сами ребята. Поработав с учебником, атласом, справочным материалом, группы должны условно «полететь в путешествие», «собрать чемодан с информацией и вещами», показать другим участникам, какая интересная, необычная, экзотическая страна досталась именно им. [2]

В игре ребята демонстрируют свои умения находить географическую информацию в различных источниках, правильно ее анализировать, комплектовать для подачи другим слушателям, выделять полезные и интересные сведения для туристов, сравнивать и анализировать.

Подобные практические умения полезны также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии, практической деятельности. Игра формирует коммуникационные компетенции, способствует развитию письменной и устной речи, смысловому чтению. Игровая обстановка с «подготовкой чемодана к путешествию» позволяет сделать игру не только полезной, но и эмоционально комфортной, может даже служить профориентационным целям. Для того, чтобы оценивать результаты игры можно пригласить «комиссию по распределению путевок», «туристическое агентство» - несколько старшеклассников, библиотекаря (он может представить географическую и туристическую литературу библиотеки в паузах между выполнением и представлением заданий).

Важно при подведении итогов поблагодарить участников игры, показать динамику их географической эрудиции, практических навыков. Выставить оценки, исходя из указанных вначале критериев. Поинтересоваться какую еще игру-заочное путешествие ребята хотели бы провести.

международный научный журнал

Научные высказывания #66

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 06 ноября по 25 ноября
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
05 декабря