Игровые технологии на уроках географии. Познавательное значение игры «Собираем чемодан»
В статье рассматриваются практические вопросы использования игровых технологий на уроках географии, акцентируется познавательное значение географических игр на примере игры «Собираем чемодан».
В практике современной школьной географии имеется широкий спектр педагогических технологий, которые может эффективно использовать учитель. Каждая технология имеет свои особенности и достигает результата своими способами, приемами, методами, последовательностью действия как педагога, таки обучающегося.
Игра, как учение, труд и общение являются основными видами деятельности человека. Каждый из этих видов развивает детей и помогает им лучше освоить основы учебных дисциплин, сформировать научное мировоззрение, жизненные позиции.
Игровая деятельность выполняет функции:
- коммуникативную,
- познавательную,
- воспитательную,
- диагностическую,
- функцию коррекции,
- социализации,
- самореализации,
- игротерапевтическую. [3]
В структуру игры входит целеполагание, определение условий и критериев, планирование игры, распределение ролей, собственно игра, получение результатов, итоги.
Игра, безусловно, интересный, благоприятный эмоционально, развлекательный и познавательный процесс. Игру как метод обучения давно используют в образовании. Сегодня имеется множество современных (с использованием ИКТ и гаджетов) игр, процесс геймификации образования – неотъемлемый показатель сегодняшнего дня. Игра может быть и традиционной, но правильно и интересно организованной, такой что дает не меньший эффект.
Игры можно разделить на несколько категорий:
Рис. 1 Спектр целевых ориентаций учебных игр.
По характеру игровой деятельности (методики) выделяют игры:
Рис. 2 Классификация игр по характеру игровых методик. [4]
Наиболее часто используемые игры на уроках географии:
- «Найди географическую ошибку»,
- «Разгадай ребус, загадку»,
- «Географическая почта»,
- «Географическое лото»,
- «Географическая эстафета»,
- «Знаешь ли ты?»,
- «Логические цепочки»,
- «Что не принадлежит России?»,
- «Кто быстрее найдет на карте»,
- «Экологический суд»,
- «Узнай страну по описанию»,
- «Собери карту»,
- «Занимательная география»,
- «Продолжи фразу»,
- «Географический бой»,
- «Географический форум».
- «Географические шарады, кроссворды». [1]
Примером практико - ориентированной игры, имеющей высокое познавательное значение, может служить игра «Собираем чемодан».
Рис. 3 Карточки-задания в игре «Собираем чемодан».
Данную игру можно проводить как в 5-6-7 классе, так и в 10-11, меня уровень заданий и сложности. Время проведения игры – урок, 45 минут. Класс делится на группы, которые получают разные карточки-задания. В начале обязательно мотивируется процесс, оговариваются условия, критерии оценки, возможные варианты подачи информации о стране, а роли, ответственность, выполнение заданий определяют сами ребята. Поработав с учебником, атласом, справочным материалом, группы должны условно «полететь в путешествие», «собрать чемодан с информацией и вещами», показать другим участникам, какая интересная, необычная, экзотическая страна досталась именно им. [2]
В игре ребята демонстрируют свои умения находить географическую информацию в различных источниках, правильно ее анализировать, комплектовать для подачи другим слушателям, выделять полезные и интересные сведения для туристов, сравнивать и анализировать.
Подобные практические умения полезны также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии, практической деятельности. Игра формирует коммуникационные компетенции, способствует развитию письменной и устной речи, смысловому чтению. Игровая обстановка с «подготовкой чемодана к путешествию» позволяет сделать игру не только полезной, но и эмоционально комфортной, может даже служить профориентационным целям. Для того, чтобы оценивать результаты игры можно пригласить «комиссию по распределению путевок», «туристическое агентство» - несколько старшеклассников, библиотекаря (он может представить географическую и туристическую литературу библиотеки в паузах между выполнением и представлением заданий).
Важно при подведении итогов поблагодарить участников игры, показать динамику их географической эрудиции, практических навыков. Выставить оценки, исходя из указанных вначале критериев. Поинтересоваться какую еще игру-заочное путешествие ребята хотели бы провести.