К вопросу о необходимости создании ювенальной прокуратуры в Российской Федерации
Несовершеннолетние граждане представляют собой будущее любого государство и потому защита их прав и свобод, обеспечение развития детей и подростков является крайне важной задачей государственного уровня. Особую роль в данном процессе играют органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением прав несовершеннолетних. Однако, на практике, в российских реалиях зачастую возникают проблемы при осуществлении прокуратурой своих полномочий в указанном направлении деятельности. В ученом юридическом сообществе все с большей активностью идут разговоры о необходимости создания специализированного органа, сконцентрировавшего бы в себе полномочия по обеспечению реализации прав и свобод несовершеннолетних граждан – ювенальной прокуратуры. Часть авторов открыто поддерживают данное предложение, ссылаясь на зарубежный опыт другие же выступают категорически против, указывая на морально-нравственные противоречия. Потому вопрос о необходимости создания в России ювенальной прокуратуры представляется чрезвычайно актуальным.
В настоящий момент Российская Федерация движется на пути к созданию полноценного социального государства, планомерно концентрируя направленность внутренней политики на реализацию социально-экономических интересов граждан нашей страны. Причем приоритет в этой сфере отдается поддержке и защите материнства и детства.
Новейшие изменения в Основном законе РФ [1] также свидетельствуют об огромном значении института семьи для современной российской политики. В соответствии с частью 4 статьи 67.1 отечественной Конституции именно дети являются важнейшим приоритетом российской социальной политики. Российское государство обязуется способствовать всестороннему развитию детей, обеспечивать защиту материнства и детства и создавать все необходимые для этого условия.
Безусловно, важнейшую роль в государственном механизме защиты прав детей занимают органы прокуратуры. Одно из ключевых направлений деятельности прокуратуры заключается в обеспечении реализации несовершеннолетними гражданами своих прав и свобод посредством осуществления соответствующих полномочий. Прокурор обязан немедленно реагировать на факты нарушения прав и свобод несовершеннолетних
и принимать соответствующие меры по защите и восстановлению прав данной категории граждан.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства, проводят проверки по факту выявления нарушений прав и свобод несовершеннолетних, вправе инициировать судебное разбирательство
в целях защиты прав несовершеннолетних.
Большинство отечественных ученых-правоведов, в том числе О. В. Воронин [3, С. 19] выделяют надзор за исполнением законодательства о совершеннолетних в качестве самостоятельной специфичной отрасли прокурорской деятельности, поскольку данная отрасль характеризуется особым предметом ведения, а также специфичными мерами прокурорского реагирования.
Помимо того, прокурорский надзор над соблюдением прав несовершеннолетних имеет достаточно объемное внутреннее строение включая в себя сразу несколько направлений деятельности (о чем уже было сказано ранее), что также свидетельствует об особом статусе данной отрасли прокурорского надзора.
Вместе с тем, многими авторами, например, А. В. Давыденко [4, С. 64] отмечается недостаточная эффективность современного государственного механизма защиты прав детей. В ученом сообществе все чаще говорят о неудовлетворительной работе уполномоченных органов с несовершеннолетними, находящимися в так называемой «группе риска», об утрачивании школами и иными образовательными организациями воспитательных функций, об увеличении количества случаев нарушения прав и интересов детей и иных проблемах в сфере обеспечения прав и свобод детей в нашей стране.
Все это происходит на фоне отсутствия в Российской Федерации единой централизованной системы ювенальной юстиции. Полномочиями в сфере защиты прав и свобод детей обладает достаточно широкий перечень органов государственной власти, что по мнению российского юриста А. В. Товкача [5, С. 29] в конечном счете приводит к дезорганизации всего механизма защиты прав несовершеннолетних, отсутствию единой правоприменительной практики по обеспечению реализации мер данного механизма и иным практическим проблемам.
Некоторые отечественные юристы в качестве решения данной проблемы предлагают создание специализированных органов в составе прокуратуры. Так, например, Н. О. Криницын [6, С. 34] выдвинул предложение о создании специализированного прокурорского органа – ювенальной прокуратуры. Подобное решение также поддерживают М. М. Яковлев и А. В. Ушницкая [7, С. 45].
Данная прокуратура будет выделена в самостоятельный прокурорский орган, напрямую подотчетный Генеральной прокуратуре РФ и обладающий специфичной компетенцией. К ведению ювенальной прокуратуры будут отнесены все вопросы, касающиеся надзора за соблюдением прав несовершеннолетних лиц. Безусловно, это потребует внесения корреспондирующих изменений в федеральное законодательство, в том числе в закон «О прокуратуре Российской Федерации» [2].
В настоящий момент отношение к институту ювенальной прокуратуры неоднозначно. Сторонники создания данного органа ссылаются на успешный опыт некоторых иностранных государств. Так, например, ювенальная прокуратура успешно выполняет поставленные перед ней задачи в Швеции. Отечественный автор Н. В. Косолапова [8, С. 11] в своем научном исследовании подробно описывает эффективность работы института ювенальной прокуратуры в этой скандинавской стране. Ученый приходит к выводу о необходимости использования зарубежного опыта в российской правовой системе.
Противники ювенальной прокуратуры, равно как и ювенальной юстиции как таковой указывают на несоответствие данного правового института традициям и объективным реалиям российской действительности. Так, например, Ю. М. Черниенко [9, С. 55] и А. В. Ткаченко [10, С. 134] в своих работах говорят о потенциальной угрозе ювенальной юстиции традиционным российским ценностям семьи, материнства и детства, что идет вразрез конституционному курсу нашей страны, направленному на сохранение и защиту традиционных моральных ценностей в современном российском обществе.
Таким образом, вопрос о необходимости создания в России института ювенальной прокуратуры остается открытым. В настоящий момент отечественные юристы не могут прийти к консенсусу. Представляется необходимым разработка качественной модели работы ювенальной прокуратуры и дальнейшее ее апробирование с целью получения точных данных об эффективности данного института.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 11.06.2022) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 13 июня 2022 г. N 24 ст. 3943.
- Воронин, О. В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестн. Томского гос. ун-та. Право. 2012. №4 (6). – С. 14-24.
- Давыденко А.В. Перспектива введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции // Законодательство и экономика. - 2015. - № 10. - С. 62-66.
- Товкач, А. Л. Актуальные проблемы защиты прав несовершеннолетних средствами прокурорского надзора в исполнительном производстве // Проблемы науки. 2016. №7 (8). – С. 26-31.
- Криницын, Н. О. Ювенальная прокуратура как институт защиты несовершеннолетних // «Актуальные исследования». 2021. №5 (32). – С. 32-36.
- Яковлев, М. М., Ушницкая, А. В. Проблемные вопросы в реализации функции прокурора по надзору в отношении несовершеннолетних лиц // E-Scio. 2019. №6 (33). - С. 42-49.
- Косолапова, Н. В. Ювенальная юстиция: от практического опыта к концептуальной модели // Социальные аспекты здоровья населения. 2007. №4. – С. 1-16.
- Черниенко, Ю. М. Ювенальная юстиция: за и против // Научные записки молодых исследователей. 2013. №2-3. – С. 53-57.
- Ткаченко, А. В. Ювенальная юстиция в России: за и против // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. №1 (7). – С. 130-140.