Правовой статус частных военных компаний в РФ
Журнал Научные высказывания

Правовой статус частных военных компаний в РФ

В данной статье было рассмотрено настоящее правовое положение частных военных компаний в Российской Федерации. Было определено, что они являются коммерческими организациями, предоставляющие военные услуги. Также было замечено, что неясность правового статуса негативно влияет на деятельность ЧВК и их контрагентов. Из чего следует необходимость правового регулирования данного вида деятельности, путём принятия Федерального закона. Осуществляемая ими деятельность не должна соответствовать таким уголовно наказуемым деяниям как организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а также наёмничество.

Частные военные компании
правовой статус
наёмничество
незаконное вооруженное формирование

В современном мире военные услуги пользуются достаточно большим спросом, из-за чего начали появляться частные военные компании – те, кто оказывают эти услуги. Бывают случаи, когда привлечение обычной армии невозможно, и для выполнения определённых задач привлекаются частные военные компании.

Это некий военный бизнес, осуществляемый для получения прибыли, путём использования специально созданных частных вооруженных сил. Так же, это возможность для людей, которые нашли себя в военном деле, но по каким-либо причинам не могут находиться в вооруженных силах каких-либо государств, реализовать себя в этом бизнесе.

Правовое регулирование статуса частных военных компаний в Российской Федерации отсутствует. Данная тема стала более актуальной в связи с проведением специальной военной операции на Украине, где также принимают участие российские частные военные компании, в связи с чем вопрос о правовой регламентации частных военных компаний получил развитие.

Считаем, что из-за специфического вида деятельности, проблем с их контролированием, должен быть принят соответствующий закон о частных военных компаниях. В данной работе мы изложили некоторую информацию о частных военных компаниях, об их функционировании в России, привели мнения правоведов, политических деятелей и некоторых иных лиц по поводу законодательного закрепления правового статуса частных военных компаний и их сотрудников.

Говоря о правовом положении ЧВК нельзя обойти «Документ Монтрё» 2008 года – документ, содержащий рекомендательные положения, которые характеризуют частные военные и охранные компании (ЧВОК). Согласно документу ЧВК (в данном документе это ЧВОК) — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют [1].

Частные военные компании не являются чем-то новым в современном мире. Они в своём современном понимании существуют уже с 1970-х годов, создаются для ведения предпринимательской деятельности в военной и охранной сфере. В отличие от зарубежных государств, в России ЧВК появились относительно недавно. Первые начали появляться ещё в начале 2000-х годов, становясь с каждым годом всё более известными.

Общей проблемой в функционировании ЧВК можно считать отсутствие единого термина, описывающего их деятельность, который подходил бы к каждому типу компаний, оказывающих коммерческие услуги в военной сфере.

Несмотря на то, что данные организации позиционируют себя как ЧВК, в Российском правовом поле они числятся как коммерческие организации, предоставляющие услуги военного консалтинга. Военный консалтинг – это комплекс информационных, правовых, организационных, технических и прочих мер, которые потенциально нивелируют риск посягательства на бизнес со стороны третьих лиц. В основном услуги предоставляются за пределами Российской Федерации – часто в странах с напряженной внутриполитической обстановкой. В основном они предоставляют следующие услуги: охрана объектов; охрана лиц, на которых может быть совершено покушение; сопровождение и защита конвоев; разминирование; патрулирование; защита морских судов от пиратов; осуществление логистики; техническое обслуживание; обучение [2, с. 10].

Также одной из услуг является участие в некоторых боевых действиях. Важным аспектом для Российских ЧВК является знание той грани, в каких случаях они будут признаны наёмниками, а в каких нет. В соответствии с действующим законодательством, наёмничество является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным статьёй 359 Уголовного кодекса. В примечании статьи как-раз даётся понятие наёмника – лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей [3]. Ключевыми в данном определении являются слова «не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях». Следовательно, если государство (Россия) будет участвовать в военных действиях на территории других государств, то в них могут участвовать Российские ЧВК, и они не будут признаны наёмниками. А значит их деятельность будет легальной.

Говоря о ЧВК, необходимо выделить следующие особенности:

  • Профессионализм. В большинстве случаев военные услуги ЧВК предоставляют профессионалы своего дела. В их ряды входят бывшие военные, имеющие большое количество боевого опыта, участия в горячих точках. Часто ими выступают и бывшие сотрудники специальных подразделений. Профессионализм ЧВК часто сравнивают с бойцами сил специальных назначений. Однако, это также зависит от самой ЧВК и от требований, которые она предъявляет к своим сотрудникам.
  • Эффективность. Практика показала высокую эффективность ЧВК. Как и в любом бизнесе, слабые организации терпят банкротство и ликвидируются. Их эффективность показывают деньги, которые они получают за свои контракты. Если бы их услуги не удовлетворяли потребностей заказчика, их бы не существовало.
  • Широкий спектр востребованности. ЧВК используются не только государствами, но и частными компаниями для собственных коммерческих целей.

В данный момент каких-либо запретов на существование ЧВК в России нет, как нет и никакой правовой регламентации их деятельности. Можно было бы сослаться на часть 5 статьи 13 Конституции РФ, содержащая запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на создание вооруженных формирований [4]. Однако к ЧВК это не относится, потому что по своим юридическим свойствам они не относятся к общественным объединениям. Общественное объединение – это некоммерческое формирование [5], а деятельность ЧВК направлено на получение прибыли. Так, исходя из определения коммерческой организации, «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» [6], установленной в Гражданском кодексе ЧВК – это коммерческая организация.

Единственное возможное ограничение, которая на практике не применяется – это статья 208 УК РФ. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. Однако на практике создатели ЧВК и их сотрудники не привлекаются к ответственности по данной статье. Введение федерального закона «О частных военных компаниях» исключит возможность применения данной нормы в отношении Российских ЧВК.

Ключевым для ЧВК будет являться положение о том, чтобы их цели не противоречили интересам Российской Федерации. Введение ФЗ позволит установить рамки деятельности ЧВК: в каких случаях такая организация будет законной, а в каких нет. К тому же, Российские ЧВК проводили и проводят совместные военные операции с вооруженными силами РФ в Сирии, а также участвуют в специальной военной операции совместно с Россией, содействуя в достижении её целей.

Особенность их деятельности заключается также и в том, что она сопряжена с постоянным риском, ведь они часто находятся в очень опасных для жизни местах, где им постоянно может угрожать опасность со стороны каких-либо вооруженных формирований. Из-за их военной деятельности, контроль за ними должен осуществляться с особой внимательностью, а без законодательного закрепления это происходит куда сложнее.

Ввиду сложившейся политической ситуации, Российские ЧВК зарекомендовали себя как надёжный союзник в достижении внешнеполитических целей РФ. Считаем необходимым создание Федерального закона, который установит правовое положение ЧВК в России. Он должен отделить легальные ЧВК – те, которые действуют в соответствии с действующим законодательством и в интересах России от нелегальных, противоречащих интересам РФ и нарушающих закон. При легализации ЧВК необходимо уделить отдельный Федеральный закон, как это сделано с частной охранной деятельностью в РФ.

Считаем необходимым также привести и мнения правоведов по поводу ЧВК. По словам российского депутата М.С. Шеремета, необходимо на законодательном уровне решить вопрос с ЧВК «Вагнер», принять необходимые законы, чтобы социально защитить бойцов компании, уравнять их с военнослужащими российской армии в части получения государственных наград, льгот и пенсий. «Вопрос нахождения ЧВК «Вагнер» законодательно в нашей стране не урегулирован. Надо найти компромиссы, которые могли бы защитить наших сограждан, которые сегодня воюют на передовой, успешно защищая нашу страну». Мы полностью поддерживаем мнение Михаила Сергеевича в данном вопросе.

«На сегодняшний день необходимость закона о ЧВК назрела и перезрела», — уверен адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский. — «ЧВК есть, они действуют и показывают свою эффективность. Мы видим это прямо сейчас в зоне СВО. И поэтому законодательное регулирование их деятельности необходимо независимо от того, нравятся такие структуры кому-то или нет».

«Необходимость законодательного регулирования деятельности ЧВК очевидна», — отмечает и замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — «Военная структура, которая юридически не существует — нонсенс. Закон надо было принять еще позавчера. Странно, что этого не сделали. Американцы, например, используют ЧВК чрезвычайно активно. В том же Ираке. Пентагон нанимает их напрямую. У нас все сложнее, потому что наше Минобороны, по-моему, очень сильно ревнует. В зоне СВО видно, что ЧВК эффективнее и ведомство, что несомненно, огорчает».

Востребованность в услугах ЧВК существовала, существует и будет существовать в долгосрочной перспективе. Более, того, наблюдается тенденция усиления роли ЧВК на фоне многих геополитических ситуаций, однако полностью заменить регулярные армии они не смогут. По нашему мнению, любое государство, позиционирующее себя как правовое и действующее в соответствии с современными тенденциями обязано принять нормы права, регулирующие деятельность частных военных компаний, в том числе и Российская Федерация.

Изучение ЧВК и их деятельности позволило более объёмно подойти к вопросу законодательного закрепления данного вида деятельности. Реальный опыт применения ЧВК также подтверждает необходимость их существования. Раз их существование неизбежно, значит их деятельность нужно контролировать и осуждать противоправные действия, которые осуществляются как самими ЧВК или государствами кураторами, так и в отношении ЧВК.

По нашему мнению, Россия в своём нынешнем состоянии готова к проведению процедуры законодательного закрепления ЧВК, путём принятия федерального закона. Закрепление правового статуса частных военных компаний позволит им войти в правовое поле и действовать официально в соответствии с законом, а государству лицензировать и контролировать такую деятельность в целях обеспечения законности.

Список литературы
  1. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/ihl-montreau.htm (Дата обращения 20.11.2022).
  2. Полковник Мартьянов О. Частные военные компании США: предназначение и роль в военных конфликтах: [арх. 1 апреля 2020] // Зарубежное военное обозрение: Информационно-аналитический военный журнал. Россия, г. Москва, 2011. № 5. С. 10.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63 (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 13.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского законодательства 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4398.
  5. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82 (ред. 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51 (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Российская газета. - 2008.
  7. Рамблер. Успехи «Вагнера» в СВО заставляют принять закон о ЧВК. Но примут ли? 21.01.2023. URL: https://news.rambler.ru/army/50066898-uspehi-vagnera-v-svo-zastavlyayut-prinyat-zakon-o-chvk-no-primut-li/ (Дата обращения 05.04.2022).