РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВОСПРИЯТИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСКУССТВА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Журнал Научные высказывания

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВОСПРИЯТИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСКУССТВА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Статья исследует философские аспекты взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и восприятием искусства. Автор доказывает, что  ключевую роль в процессе познания  и интерпретации  прекрасного играет уровень эмоционального интеллекта. Феномен последнего,  учитывая интердисциплинарный баланс его концепции (психологии, социологии,  философии)  способен как углублять, так и ограничивать восприятие искусства. В статье представлена доказательная база, а также ряд примеров эмпирических исследований, позволяющих выстроить малоизученные актуальные связи между развитием эмпатии и роли философского знания в данном процессе.  

философия искусства
философский анализ
эмоциональный интеллект
социальный интеллект
эмоциональная креативность
эмпатия

Эмоциональный интеллект представляет собой способность распознавать, управлять и адекватно реагировать на собственные и чужие эмоции. Впервые данный концепт был введен американскими исследователями П. Сааловеем и Дж. Майером в 1990 году. Тогда ученые сделали акцент на предсказательной валидности эмоционального интеллекта в его функциях распознавания, использования, понимания и управления любого вида информации. Значительно позже, в модели Д. Гоулмана, был представлен синтез когнитивных способностей с личностными характеристиками. В его концепции подчеркивается, что база эмоционально-интеллектуальной платформы личности выстраивается на самосознании, саморегуляции, мотивации, эмпатии, социальных навыках и интеллектуальных способностях. В последствии результаты исследований Гоулмана использовал Р. Бар-Она, сформировав на этой базе ряд компетенций, позволяющих человеку  «успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [6, с. 41], где главным инструментов представлено знание. Постепенно эта идея становится  актуальнее, так как К. Петридес, Э. Ферхнем, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, И.Н. Андреева, Т.А. Сысоева, О.В. Белоконь, Р. Лазарус, С. Фолкман, Дж. Эверилл представили научному сообществу ряд теоретических и практических доказательств, подтверждающих, что  эмоции, испытываемые в обычной жизни и эмоции, возникающие в процессе восприятия искусства, различны.  Одним из главных критериев данного разделения становится понятие интеллект: «В отличии от относительных объективных истин науки произведения искусства несут в себе фрагменты абсолютной истины о мире и человеке, и в этом причина их неисчерпаемости…интеллект в значительной мере позволяет приблизиться к  аксиоме правды…» [ 5, с. 407].

Попробуем выстроить связь между современной концепцией эмоционального интеллекта и восприятием произведений искусства, если в области знания, как одного из основных инструментов познавательной деятельности, мы будем использовать ресурсы философии (ее искусства и эстетики в частности).

Ключевым моментом в искусстве как в форме познавательной деятельности является «открытие». Сам процесс ожидаемого результата многие эстетики разных направлений творческой деятельности называют по-разному. Например, у К.С. Станиславского (исследователь в области театрального искусства, режиссер) гипотеза ожидания в познании определяется как сверхзадача: «подобно тому, как из зерна вырастает растение, точно так из отдельной мысли и чувства художника вырастает нечто необъяснимое. Условимся называть его сверхзадачей»  [ 8,  с. 99].  Дж. Эверилл впервые вводит понятие эмоциональной креативности, как внутренней борьбы с неким синдромом предписанного или установленного эмоционального шаблона при действии в той или иной ситуации. По его мнению, личности с высоким уровнем эмоционального интеллекта весьма легко генерировать новые, более эффективные и аутентичные модели эмоционального поведения, в процессе восприятия искусства в том числе. «Чем выше интеллект, тем выше потребности» [5, с. 398],  - пишет Эверилл. В зависимости от них сознание производит отбор от актуальных к возможности их удовлетворения в абсолютном соответствии с социальными нормами и уровнем определенного знания (например, философского). Ученый П.М. Якобсон в работе об экспрессии искусства отмечает, что «человека надо «подвести» к чувствам, которых у него еще нет, посредством правильного воздействия...Это значит, что должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито» [5, с. 241]. В качестве идеальной модели подобного влияния на личность П.М. Якобсон представляет процесс восприятия искусства, при этом приводит примеры различных эмоционально-интеллектуальных платформ, ускоряющих момент истинного чувствования:

  • восприятие сложных эмоциональных мотивов в литературе;
  • различие гаммы эмоциональных компонентов в разнообразии стилей и форм изобразительного искусства;
  • понимание эмоциональной структуры и влияние на слушателя в музыке.

Естественно, что переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми. Во всех предложенных выше примерах восприятие, улавливание кодов познания есть результат «сопереживания» чувств другого человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живопись, скульптура, музыка). Но также возникает и «переживание нового чувства в результате 
осуществления человеком поступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, присущим ему (таким как страх, неуверенность, раздражение и т.д.)» [5, с. 249]. Таким образом, создание косвенного пути для более качественного и высокого уровня восприятия искусства, возможно.

Известно, что философия часто определяется как наука, исследующая фундаментальные вопросы существования, знания, этики, ума и т.д., с использованием логического рассуждения и критического анализа. В отличие от других научных дисциплин, которые фокусируются на конкретных аспектах реальности, философия пытается объяснить самые общие принципы, на которых строится понимание мира.Философия искусства — это область философии, которая исследует природу прекрасного, его значение и функции в обществе. Она рассматривает вопросы восприятия, интерпретации и эстетического суждения. На основании данных, приведённых выше, связь между философским знанием, эмоциональным интеллектом и уровнем восприятия искусства можно представить в виде следующей таблицы:

 

Эмоциональный интеллект

Философское знание

Уровень восприятия искусства

Самопознание и интероспекция

Вопросы самопознания и сознания

Глубокое личное взаимодействие с искусством; интерпретация собственных реакций

Эмоциональная оценка и этика

Философия этики

Оценка искусства через линзу общественных и моральных норм

Смысл и интерпретация

Философия языка и ума

Интуитивное "чувство" смысла и ценности произведения

Социальная коннективность

Общественные и культурные аспекты философии

Эмпатия и социальное взаимодействие через искусство

Эстетическое суждение

Эстетика

Интуитивное понимание красоты и вкуса в искусстве

Таким образом, мы видим, что эмоциональный интеллект может служить интегрирующим вектором между философским знанием и восприятием искусства. Это открывает ряд новых  возможностей для междисциплинарных исследований и практик, обогащая восприятие и оценку искусства, добавляя к этому процессу глубину и нюансы. В эпоху глобализации и культурного синтеза связь эмоционального интеллекта с коннективностью личности в социуме может помочь в создании более эмпатичных культурных и искусственных практик, а интеграция эмоционального интеллекта к восприятию искусства через философское знание может привести к возникновению новых гибридных форм выразительности и исследований.

Список литературы
  1. Бахтин М.М. «Эстетика словесного творчества»  (изд.2) // М.: Искусство, 1986. 198 с.
  2. Гоулман Д. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» // М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 213 с.
  3. Гоулман Д. «Эмоциональный интеллект» // М.: Альпина Паблишер, 2021. 186 с.
  4. Дидро Д. «Об искусстве» (Т.2) // М.: Искусство, 1936. 370 с.
  5. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. «Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям» // Институт психологии РАН, 2019. 667 с.
  6. Мамедова Л., Шагабутдинов Р. «HBR Guide. Эмоциональный интеллект» // М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.  126 с.
  7. Мор Т. «Фокус внимания» // М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 126 с.
  8. Станиславский К.С. «Работа актера над собой» (Т.1) // М.: Просвещение, 1984, 324 с.