Программированное обучение
Журнал Научные высказывания

Программированное обучение

Основные качества программированного обучения. Требования организации программированного обучения предложенные Б.Ф. Скиннером. Пять основных принципов работы данного обучения и его достоинства и недостатки.

учебный материал
программированное обучение
индивидуальный подход
дидактической машины
линейное и разветвленное программирование

Программированное обучение – метод выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. И получивший развития в работах специалистов многих стран, в том числе и отечественных ученых. А сам метод представляет собой систему методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимся за счет  пошагового усвоения материала.

В основу технологии программированного обучения Б. Ф. Скиннер положил два требования:

1. уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2. перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

В данном методе обучения весь материал можно разделить на определенные порции. При этом учебный процесс состоит из определенных пошаговых действий ученика, при этом каждое действие содержит порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению, каждый шаг завершается контролем. После каждого завершенного действия контролем ученик получат следующею порцию знаний и материала, но при неправильном выполнении ученик обращается за помощью. Дополнительное объяснение материала может оказать свободный ученик или учитель.

Ученик в данном методе работает самостоятельно и работает в своем темпе. Результаты же выполненных всех контрольных заданий фиксируется, и становятся известными как самим ученикам, так и педагогу. Учитель во время обучения выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход. В учебном процессе широко применяются специфические средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.)

В основе концепции программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы:

  • последовательности,
  • доступности,
  • систематичности,
  • самостоятельности.

Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения — обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Для программированного обучения существенно наличие «дидактической машины» (или программированного учебника). В этом обучении в определенной мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся программы.

Программирование представляет собой процесс самообучения над специально переработанным учебным материалом. Нужно понимать, что если дал просто учебник на самостоятельное изучение не означает программирование. Учителю нужно заранее подготовить материалы, определить пошаговые действия, оценить возможности учащихся и подготовить контрольные задания. Также, можно добавить более сложные материалы для одаренных детей.

Но в свободном доступе имеются разработанные специальные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решения контрольных заданий.

Также, программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное – это такое программированное обучения, когда при неправильном выполнении задания ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.

При разветвленном способе, если выполнений шага и его проверка выполнена неправильно, то ученику дается возможность повторить только этот шаг и провести проверку повторно.

Таким образом, разветвленная программа отличается от линейной множественностью (и многократностью) выбора шага. Она ориентирована не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку. Если ответ неправильный, то ученику дается возможность вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Если ответ правильный, то далее предлагаются следующие вопросы, уже по тексту ответа и т.д.

В целом данное обучение имеет 5 основных принципов работы:

  1. цель работы, которая должна быть достигаема;
  2. учебный материал должен быть сформирован с определенными дозами информации и поделен на шаги действия ученика;
  3. каждый шаг должен проходить через самопроверку или проверку учителем, особенно в начале использования данного обучения и не забываем про корректировку ошибок
  4. использования автоматического, полуавтоматического (матрицы, например) устройства;
  5. помнить важность индивидуального подхода.

Важность самообучение у учащихся должно сформироваться постепенно. Каждый урок можно вводить элемент самообучения, начиная с легких заданий. Также программированное обучение является важной частью подготовки к государственным итоговым экзаменам, поскольку всю информацию учитель не может рассказать, ученику дается возможность изучить материал самостоятельно и проверить свои знания. Важно помнить что, как и каждый метод, программирование имеет свои недостатки и достоинства.

Метод программирование является хорошим способом обучения, но слишком частое использование такого метода, может снизить развитие творческого мышления. Поэтому думаю надо использовать программированное обучение вместе с другими видами и методами обучения, чтобы развивать у учащихся мышление с разных сторон. И также как говорилось ранее использовать технологии проблемного обучения. Также практика показала, что вводить сразу программированное обучения нельзя. Учащихся к нему надо готовить постепенно. Программированное обучение хорошо себя показала в работе учащихся дома, если они пропустили уроки по болезни и некоторых других случаях.

Список литературы
  1. Шварц И.Е. «Программированное обучение», «Книжный мир», оформление, 2009,- Пермь- с.44
  2. Александров Г.Н. Прогаммированное обучение и новые технологии обучения // ИНФО: Информатика и образование. - 1993. - N 5. - С.7-19.
  3. Интеллектуальные инновации: Метод. материалы Всесоюзн. конф. "Проблемы интеллектуального развития орг. систем", 1-3 окт. 1991 г. - Новосибирск, 2010. - 108 с.
  4. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.. Мозг, обучение и здоровье. - М., 2009. - С.20-25.