Обобщение опыта наставничества в МБОУ СОШ №71
В статье обобщен опыт наставничества в школе в таких формах как педагог-педагог, педагог-обучающийся.
В нашей школе реализуются такие формы наставничества как педагог - педагог, педагог-обучающийся, руководитель – педагог. В своей практике являюсь наставником как у молодых педагогов, так и у обучающихся.
Интересен опыт работы с обучающимся. В 2022-2023 учебном году являлась наставником у обучающегося 11 класса Я., претендующего на аттестат о среднем образовании с отличием и золотую медаль. Талантливые дети требуют дополнительной помощи в развитии их способностей, грамотно составленного маршрута индивидуального развития. Работа с данным учеником ведется второй год. В 2021-2022 учебном году молодой человек активно занимался научно-исследовательской работой, сумел подготовить проект о транспортных проблемах Нижнего Тагила и предложить пути их решения. Обучающийся обратился в администрацию города с предложениями об улучшении работы транспорта в городе. Мало написать работу, надо уметь ее достойно представить. Среди результатов можно отметить следующие:
- Лауреат II степени на Городских литературно-краеведческих чтениях «Ради жизни на Земле» (г. Нижний Тагил);
- Участник Евразийского экономического форума молодежи (г. Екатеринбург);
- Участник Малых Демидовских чтений (г. Нижний Тагил);
- Дипломант I степени Орловских краеведческих чтений (г. Нижний Тагил);
- Победитель всероссийского форума научно-исследовательских и творческих работ «Мой вклад в величие России», награжден знаком отличия «Величие России» (г. Москва), конкурс внесен в Приказ Министерства образовании и науки о Перечне мероприятий, дающих преимущественные права и льготы при поступлении высшие учебные заведения. За победу в данном конкурсе Я. внесен в ГИР (единый государственный реестр талантливых детей и молодежи).
В 2022-2023 учебном году работа с Я. продолжалась. Победа во всероссийской конференции научно-исследовательских работ дает ему право в 11 классе не защищать итоговый проект, что существенно экономит его время и дает возможность более серьезно готовиться к государственной итоговой аттестации. С молодым человеком была разработана стратегия подготовки к ГИА и к дальнейшему поступлению в высшее учебное заведение. Был выявлен список приоритетных вузов, направлений подготовки для поступления. Каждое заведение с помощью специального сервиса было проверено на наличие аккредитации, лицензии, уровня профессорско-преподавательского состава. Проанализированы правила приема в каждый вуз, возможность получения дополнительных баллов. Для этого Я. активно участвовал в волонтерском движение, сдавал нормативы ГТО и участвовал в отборочном этапе олимпиад «Ломоносов» и «Высшая проба», дающих право преимущественного зачисления. Кроме того, молодой человек принимал участие в муниципальном этапе ВсОШ, участвовал в профильной смене «Академия успеха», которая проводится в Нижнем Тагиле для талантливых ребят в целях подготовки к муниципальному и региональному этапу ВсОШ.
Я. сдал ЕГЭ на высокие баллы, получил аттестат особого образца, заслуженную золотую медаль, что позволило ему стать студентом престижного университета в Санкт-Петербурге.
Параллельно с работой с обучающимся школы организуется наставническая деятельность в отношении молодых педагогов. Первое время самостоятельной работы в школе после окончания профессионального учебного заведения является довольно сложным для молодого специалиста. Наставничество – метод адаптации к профессии, направлено на становление и повышение профессионализма.
Преимущества наставничества очевидны: педагогическое наставничество имеет широкую направленность, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, а следовательно, и более серьезный контроль за его практической деятельностью.
Главный смысл всей этой работы – оказание профессиональной помощи и поддержки молодому учителю. Настоящему наставнику мало быть просто высококвалифицированным педагогом. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, уметь перенимать чужой опыт и делиться своим, быть открытым для новых знаний. Наставничество – планомерная, системная и систематическая работа, целью которой является подготовка высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении.
И здесь тоже хочется сказать о результатах работы. Первые дни молодого специалиста в школе проходят без детей. На данном этапе «новобранец» знакомится с коллективом, личными делами детей (если это не первый класс), Уставом школы, режимом работы школы и рабочими программами по предметам и программами внеурочной деятельности. Интересно, какими учителями хотят стать молодые коллеги, какими они себя видят в будущем. Кроме того, у молодого специалиста есть возможность проанализировать свои сильные и слабые стороны, представить, какую помощь он хотел бы получить от наставника и образовательного учреждения.
На первом этапе самостоятельной деятельности необходимо взаимопосещение уроков наставника и наставляемого. Молодой педагог видит уроки более опытных коллег, методы и приемы работы с разными категориями детей. Присутствие на уроке учителя-стажиста дает молодому педагогу ощущение того, что он не один, что рядом есть человек, готовый прийти на помощь, поддержать, дать ценный совет. Посещение уроков молодого специалиста помогают определить его сильные стороны, наиболее удачные приемы, которыми он владеет, и профессиональные дефициты. На основании этого анализа составляется индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста.
В своей практике в разное время являлась наставником двух молодых специалистов. Для учителя мало уметь работать с детьми, давать интересные уроки. Важным качеством любого учителя является умение анализировать результаты своего труда. Это делается не только через систему школьного мониторинга, но и через работу с методической темой. Методическая тема определяется исходя из профессиональных интересов молодого учителя. Это может быть и продолжение работы над темой выпускной квалификационной работы.
Так темой А. М. было «Применение нетрадиционных форм уроков как средство формирования и развития познавательных универсальных учебных действия обучающихся 1 и 2 класса» (Рис.1). Работу над ней девушка начала во время государственно практики, получила положительную динамику развития познавательных УУД и во время самостоятельной трудовой деятельности продолжила исследование. Результатом труда молодого педагога стал открытый урок окружающего мира в форме путешествия в рамках Недели наук в начальной школе.
Рисунок 1. Фрагмент работы А. М.
Была подготовлена совместная с наставляемой статья, которая была опубликована на сайте «Талант педагога». Результаты работы были представлены на финале Всероссийского конкурса креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА» - 2021. А. М. на конкурсе была удостоена диплома II степени. В настоящее время данный учитель продолжает педагогическую деятельность в другом населенном пункте.
Интересен опыт совместной работы и с другой коллегой А. Ю. У девушки есть огромное желание не только работать с детьми, но и развиваться. Класс, в котором преподает молодой специалист, имеет статус ОВЗ. У этих детей не только проблемы с обучаемостью, у многих нарушены коммуникативные функции, низкий уровень учебной мотивации. Тем ценнее желание учителя формировать учебную мотивацию у детей, не особо любящих учиться. Методической темой А. Ю. стало «Применение проблемного диалога на уроках литературного чтения как средство развития учебной мотивации у младших школьников». В данной практике интересен опыт развития коммуникативных УУД и формирования умения вести диалог. За время работы над проблемой учителю удалось получить положительный результат.
А. Ю показала коллегам два открытых урока с применением технологии проблемного диалога. Фрагмент одного из уроков был представлен на Городском марафоне педагогических идей «Формирование и развитие мотивации учебной деятельности как условие качественного образования и социализации детей с ОВЗ и детей инвалидов». Молодой специалист получил благодарственное письмо. Опыт работы был оформлен и представлен на очном этапе Всероссийского конкурса креативных проектов и идей по развитию социальной по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА» - 2022 и получила диплом II степени.
Молодые специалисты, приходя работать в нашу школу, встречают в ней поддержку коллег, надежное плечо, помощь и уважительное отношение. Они не уходят из профессии, сталкиваясь с трудностями в своей работе, они всегда знают, что не останутся с проблемами один на один.
Безусловно, труд наставника требует от него определенных качеств. Он должен уметь четко ставить цель в своей работе, суметь разработать программу оптимальной помощи для каждого педагога с учетом его индивидуальных особенностей, быть корректным, анализировать деятельность своего подопечного. И, безусловно, должен нести ответственность не только за результат своего труда, но и за результат работы наставляемого. А самое главное – он должен быть открыт для новых знаний и постоянно учиться новому.
- Багапова Д. Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/03/13/nastavnichestvo
- Головицина Ю. Клуб «Профессиональный дуэт» как одна из форм работы с молодыми специалистами //Методист. – 2016. - №7. – С.17-22.
- Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс]: http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/2038
- Макарова Т.Н. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя// Завуч. – 2007. - №6. - С.54-73.