Бизнес-планирование: методы, этапы и типичные ошибки
Журнал Научные высказывания

Бизнес-планирование: методы, этапы и типичные ошибки

В данной статье представлены различные трактовки к понятию «бизнес-планирование», исследованы основные методы бизнес-планирования. Особое внимание уделено систематизации этапов разработки бизнес-плана и распространенным ошибкам в процессе бизнес-планирования.

бизнес-планирование
методы планирования
этапы
финансовое планирование
ошибки

«Планирование играет важную роль в достижении успеха в любом начинании. Оно включает постановку целей и задач, определение и выбор наиболее эффективных путей и средств их достижения. В ходе планирования предполагается определить, что и как необходимо сделать для достижения поставленных целей» [1, с. 4].

«Бизнес-планирование – это создание рабочей стратегии, сопоставляющей цели и текущие вводные с учетом всех действующих ограничений» [1, с. 5].

Существует разнообразные трактовки к понятию «бизнес-планирование» (таблица 1).

Таблица 1

Трактовки понятия «бизнес-планирование» в научной литературе

Автор

Трактовка понятия «Бизнес-планирование»

Комментарии

Борщева А.В. [1]

«Бизнес-планирование - это процесс разработки системы целей организации и стратегий их достижения с учетом анализа внешней и внутренней среды».

Акцент на стратегическом аспекте и взаимосвязи целей, стратегий и анализа среды. Подчеркивает важность адаптации к внешним факторам.

Голубцова А.И. [2]

«Бизнес-планирование - это не просто предсказание будущего, а проектирование желаемого будущего и создание условий для его реализации».

Подчеркивает активную роль компании в формировании своего будущего, а не пассивное приспособление к прогнозам.

Гочина М.А. [3]

«Бизнес-планирование - это процесс определения конкурентных преимуществ компании и разработки стратегии для их поддержания и развития на целевом рынке».

Акцент на конкуренции и необходимости создания уникального предложения для потребителей. Сосредоточенность на стратегическом позиционировании.

Мазилкина Е.И. [4]

«Бизнес-планирование - это процесс разработки комплексного финансового плана, который определяет источники финансирования, инвестиционные проекты и ожидаемую прибыльность компании на определенный период».

Подчеркивает финансовую сторону планирования, ориентируясь на привлечение капитала и оценку эффективности инвестиций.

Сарыбаева А.Т. [5]

Бизнес-планирование – это комплекс мероприятий, направленных на определение целей и задач развития предприятия, разработку стратегий достижения этих целей, определение необходимых ресурсов и источников их привлечения, а также на контроль и оценку результатов деятельности.

Более широкий и комплексный подход, охватывающий все этапы планирования от постановки целей до контроля результатов.

Сергеев А.А. [6]

Бизнес-планирование - это система формализованных документов, описывающих текущее состояние предприятия, его цели на перспективу, стратегии достижения этих целей, а также мероприятия и ресурсы, необходимые для реализации стратегий.

Акцент на формализованном характере бизнес-плана как инструмента управления и коммуникации. Подчеркивает роль документации в процессе планирования.

Таким образом, представленные определения демонстрируют многогранность понятия «бизнес-планирования».

Основные методы планирования (таблица 2):

  • балансовый;
  • опытно-статистический;
  • нормативный;
  • экономико-математический.

Таблица 2

Методы бизнес-планирования [3, с. 113]

Методы

Описание

Примеры применения

Балансовый

Обеспечивает увязку потребностей и ресурсов на всех уровнях планирования.

- составление баланса производственных мощностей (оборудование, персонал) и производственной программы.

- баланс денежных доходов и расходов населения для прогнозирования спроса.

- баланс энергетических ресурсов.

Опытно-статистический

Основан на анализе накопленного опыта и статистических данных о развитии объекта планирования в прошлом.

- прогнозирование объемов продаж на основе анализа данных о продажах за предыдущие периоды.

- планирование затрат на персонал исходя из фактических затрат в предыдущие годы с учетом планируемого роста производства.

- прогнозирование урожайности сельскохозяйственных культур на основе данных о урожайности в прошлые годы с учетом погодных условий и агротехнических мероприятий.

Нормативный

Предполагает использование различных нормативов для определения потребности в ресурсах и формирования плановых показателей.

- расчет потребности в материалах для производства продукции на основе норм расхода материалов на единицу продукции.

- определение численности персонала на основе норм времени на выполнение определенных операций.

- расчет амортизационных отчислений на основе норм амортизации.

Экономико-математический

Использует математические модели и методы для анализа и прогнозирования экономических процессов, оптимизации плановых решений.

- построение моделей оптимизации производственной программы для максимизации прибыли или минимизации затрат.

- использование регрессионного анализа для прогнозирования спроса на основе различных факторов (цена, доходы населения, реклама).

- разработка моделей управления запасами для минимизации затрат на хранение и потери от дефицита.

Каждый метод состоит из десятков, а то и сотен видов, приемов и методов расчета. То есть, в части «балансового метода» можно применить различные его виды (материальный, финансовый, трудовой) и использовать разные приемы расчета для каждого из них (использование коэффициентов потребления ресурсов; нормирование запасов; анализ отклонений фактических показателей от плановых). То же самое относится и к другим методам.

«Бизнес-план является важнейшим документом, в котором содержится описание всего, что влияет на коммерческий проект, особенности его развития и, как результат – на прибыльность компании» [4, с. 81]. Всю работу по его составлению можно разделить на 7 основных этапов (таблица 3).

Таблица 3

Систематизация этапов бизнес-планирования [5, с. 59]

Этапы

Описание

Задачи и действия

1

2

3

1. Сбор и анализ информации

Изучение рынка, конкурентов, целевой аудитории для понимания текущей ситуации и перспектив проекта.

- анализ отчетов маркетинговых исследований по рынку аналогичной продукции.

- изучение сайтов и рекламных материалов конкурентов.

- проведение опросов потенциальных клиентов для выявления их потребностей и предпочтений.

2. Оценка ресурсов

Определение необходимых ресурсов для реализации проекта: оборудование, материалы, помещения, лицензии и т.д.

- составление списка необходимого оборудования и поиск поставщиков.

- оценка стоимости аренды или покупки производственного помещения.

- оформление необходимых разрешений и лицензий.

3. Формирование команды

Определение структуры и квалификации необходимого персонала для реализации проекта, формирование требований к кандидатам.

- разработка штатного расписания с указанием должностей и заработной платы.

- составление профилей вакансий (требования к образованию, опыту).

- разработка системы мотивации персонала.

4. Определение сроков

Установление конкретных сроков для выполнения каждого этапа проекта, создание поэтапного плана-графика работ.

- построение диаграммы Ганта с указанием начала и окончания всех этапов и задач.

- определение промежуточных контрольных точек для оценки прогресса.

- планирование сроков выхода на рынок, начала продаж, достижения точки безубыточности.

5. Финансовое планирование

Оценка всех затрат на запуск и ведение бизнеса, прогнозирование доходов и прибыли, разработка финансовой модели.

- составление сметы расходов на аренду, оборудование, персонал, рекламу и т.д.

- прогнозирование объема продаж и выручки на основе анализа рынка и конкурентов.

- расчет точки безубыточности и сроков окупаемости инвестиций.

6. Анализ рисков

Выявление потенциальных рисков и угроз для проекта и разработка стратегий их минимизации или устранения.

- SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

- разработка плана действий на случай возникновения непредвиденных ситуаций (например, потеря ключевого поставщика).

- страхование рисков.

Продолжение таблицы 3

1

2

3

7. Формирование резюме бизнес-плана

Формирование краткого и понятного изложения сути проекта, его основных целей, преимуществ и ожидаемых результатов.

- описание продукта или услуги, его основных конкурентных преимуществ.

- определение целевой аудитории и ее потребностей.

- обоснование финансовых показателей и инвестиционной привлекательности проекта.

- краткое изложение рисков и стратегий их минимизации.

Таким образом, бизнес-планирование играет ключевую роль в успехе любого предпринимательского начинания. Во-первых, оно помогает предпринимателям структурировать свои идеи и задумки, что способствует более глубокому пониманию продукта и рынка. Во-вторых, бизнес-план служит основой для привлечения инвестиций. Инвесторы чаще всего требуют наличие четко прописанного бизнес-плана перед тем, как вложить средства в проект.

Ведение бизнеса без тщательного планирования зачастую сопровождается стрессом, необоснованными расходами и непредвиденными итогами. Случается и так, что несмотря на наличие бизнес-плана, ситуация развивается не по плану — сроки сдвигаются, финансирования недостаточно, контрагенты нарушают согласованные сроки исполнения обязательств. Зачастую проблема в недостаточной проработке плана — неправильном подсчете вложений на запуск проекта и учете операционных расходов, слабом исследовании рынка, снижении вероятности рисков проекта и слишком оптимистичных сроках, и прогнозах.

Основные ошибки в бизнес-планировании и пути их решения сведем в таблицу 4.

Таблица 4

Основные ошибки в бизнес-планировании и пути их решения

Описание проблемы

Пути решения

Пример

1

2

3

Неполное понимание целевой аудитории, конкурентов, рыночных тенденций, что приводит к нереалистичным прогнозам.

- проведение более глубокого анализа рынка (опросы, исследования, анализ конкурентов).

- сегментация целевой аудитории и определение ее потребностей.

- постоянный мониторинг

Компания открывает кофейню, не изучив рынок в данном районе. В результате оказывается, что конкуренция слишком высока, спрос низкий. Решение: провести маркетинговое исследование, чтобы определить наиболее перспективное местоположение

Продолжение таблицы 4

1

2

3

Недооценка затрат на запуск и операционную деятельность, приводящая к дефициту финансирования.

- составление подробной сметы расходов с учетом всех возможных затрат (аренда, оборудование, зарплата, реклама).

- создание резервного фонда на случай непредвиденных расходов.

- поиск альтернативных источников финансирования

Стартап недооценил расходы на рекламу и маркетинг. В результате, у них не хватает средств для привлечения клиентов. Решение: пересмотреть смету, увеличить бюджет на маркетинг и привлечь дополнительное финансирование.

Нереалистичные ожидания по объему продаж, прибыли и срокам окупаемости, что может привести к разочарованию инвесторов.

- проведение стресс-тестирования бизнес-плана с использованием пессимистичных сценариев.

- анализ рисков и разработка стратегий их минимизации.

- использование более консервативных оценок при прогнозировании.

Компания прогнозирует 200% рост продаж в первый год, что нереалистично. В результате, она терпит убытки. Решение: пересмотреть прогнозы на основе анализа рынка и статистики.

Игнорирование потенциальных рисков, таких как экономический кризис, усиление конкуренции, изменения в законодательстве.

- проведение SWOT-анализа для выявления рисков.

- разработка плана управления рисками с указанием мер по их минимизации или устранению.

- страхование бизнеса от основных рисков.

Компания не учитывает риск изменения законодательства в сфере ее деятельности. В итоге, новый закон делает ее бизнес нерентабельным. Решение: тщательно изучить законодательство и разработать план адаптации к возможным изменениям.

Отсутствие четко сформулированных целей и стратегий, что затрудняет принятие решений и контроль за выполнением плана.

- разработка четких SMART-целей.

- определение конкретных шагов и действий для достижения целей.

- разработка системы ключевых показателей эффективности (KPI).

Компания не имеет четкой стратегии развития и не понимает, как достичь поставленных целей. Решение: разработать стратегию, определить ключевые этапы и показатели эффективности.

Задержки или невыполнение обязательств со стороны партнеров.

- четкая проработка договоров с партнерами с указанием ответственности сторон.

- создание альтернативных планов в случае невыполнения обязательств со стороны партнеров.

- постоянный контроль за действиями партнеров и своевременное принятие мер при возникновении проблем.

Поставщик оборудования задерживает поставку, что срывает сроки запуска проекта. Решение: заранее заключить договор с несколькими поставщиками и иметь альтернативный план на случай задержек.

Таким образом, бизнес-планирование является важным инструментом для успешного управления и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Разработка бизнес-плана необходима для того, чтобы связать стратегические цели с конкретными шагами по их достижению.

Список литературы

 

  1. Борщева А.В. Методика использования инструментов бизнес-планирования для разработки направлений развития предприятия / А.В. Борщева, С. Н. Сайфиева // Восточно-Европейский научный вестник. 2024. Т. 20, № 1. С. 4-7.
  2. Голубцова А.И. Методики и стандарты бизнес-планирования / А.И. Голубцова // Всероссийские студенческие Ломоносовские чтения - 2025: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 марта 2025 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2025. С. 316-324.
  3. Гочина М.А. Бизнес-планирование и развитие в условиях экономической неопределённости / М.А. Гочина, О.Б. Бутримова // Цифровое будущее: социальные и экономические проблемы, вызовы и возможности: Сборник статей Круглого стола, Москва, 16 ноября 2023 года. – Москва: КДУ, Добросвет, 2024. С. 109-114.
  4. Мазилкина Е.И. Бизнес-планирование / Е.И. Мазилкина. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. 268 с.
  5. Сарыбаева А.Т. Бизнес-планирование в условиях цифровизации / А.Т. Сарыбаева // Студенческий вестник. 2023. № 22-6(261). С. 58-61.
  6. Сергеев А.А. Бизнес-планирование: Учебник и практикум / А.А. Сергеев. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. 442 с.
международный научный журнал

Научные высказывания #84

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 30 октября по 13 ноября
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
27 ноября
Загрузка в eLibrary
28 ноября
ISSN № 2782-3121
eLibrary № 302-10/2021
СМИ ЭЛ № ФС77-79727
Следующий выпуск
с 13 ноября по 27 ноября