История развития законодательства о банкротстве
Журнал Научные высказывания

История развития законодательства о банкротстве

Проанализирована история развития законодательства о банкротстве.  Обращено внимание на основные этапы развития законодательства о банкротстве. Предложены пути решения выявленных проблем.

развитие законодательства о банкротстве
история развития законодательства о банкротстве

Социально-правовые функции банкротства юридических лиц представляют собой важный аспект современной юридической системы, оказывая значительное воздействие на экономические, социальные и правовые отношения общества. В контексте динамичного развития рыночной экономики, вопросы банкротства становятся неотъемлемой частью современной правовой парадигмы, и изучение их социально-правовых функций представляется ключевым для понимания и оптимизации данного института. Одной из главных социально-правовых функций банкротства является обеспечение защиты интересов кредиторов. Процедуры банкротства предоставляют механизм для рационального распределения имущества должника среди кредиторов, что способствует минимизации убытков и обеспечивает более справедливое урегулирование обязательств. Таким образом, банкротство является не только мерой ответственности за неисполнение обязательств, но и инструментом для поддержания доверия в экономическом обществе. Кроме того, банкротство юридических лиц выполняет социально-правовую функцию в обеспечении устойчивости рыночных отношений. Процесс банкротства позволяет избавиться от непроизводительных и неэффективных структур, способствуя таким образом обновлению и развитию бизнес-среды. Это важно для поддержания конкурентоспособности рынка и стимулирования экономического роста.

Банкротство также выполняет социально-правовую функцию в защите интересов работников. Процедуры банкротства предусматривают механизмы сохранения трудовых мест и защиты прав работников в условиях финансовых трудностей предприятий. Это способствует смягчению социальных последствий банкротства и предотвращению массового безработицы [1, с. 47].

Другим важным аспектом социально-правовых функций банкротства юридических лиц является создание условий для восстановления дееспособности предприятий. Процедуры банкротства предоставляют возможность финансового оздоровления и внутренней реорганизации, что способствует сохранению и развитию бизнеса в долгосрочной перспективе.

Таким образом, социально-правовые функции банкротства юридических лиц оказывают важное воздействие на структуру и динамику современного общества. Они способствуют созданию более справедливой и устойчивой экономической среды, обеспечивая баланс интересов различных сторон и поддерживая долгосрочное развитие бизнеса и общества в целом.

Процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения, связанные с рассмотрением и разрешением судом дел о признании должников неспособными  удовлетворить требования кредиторов и погасить перед ними свои обязательства, при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание играет в современном российском обществе особую роль. Но возник этот порядок  более 260 лет назад, в период правления Петра Великого.

Мы проанализировали нормы российского права, регулирующие процесс признания неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платеже и пришли к выводу о том, что развивались они довольно стремительно.

Началось все в 1740 году с принятия «Банкротского устава». «Банкротством» данный правовой акт называл отсутствие у дебитора вещей и предметов, с помощью которых он мог бы в полной мере исполнить свои обязательства перед займодателем. При этом выделялись два вида неплатежеспособности – несчастный и злостный.

В 1753, 1763 и 1768 годах были приняты еще три правовых акта с таким же названием. Они более четко отграничивали друг от друга виды неплатежеспособности должников, предусматривали условия, при которых неудовлетворенное обязательство становилось свидетельством неспособности заемщика выплатить установленные договором денежные суммы.

В декабре 1800 года, 19 числа, увидел свет «Устав о банкротах», внесший большой вклад в развитие отечественного порядка признания должника неспособным удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Этот правовой акт регулировал уже соответствующие общественные отношения в комплексе.

Активно функционировать институт банкротства начал в нашей стране в 19 столетии. Были созданы  совокупность нормативных правовых актов, регулирующих процессуальный порядок реализации соответствующих норм материального права. Начала формироваться практика судопроизводства. Данную область науки, изучающей свойства государства и права, стали активно исследовать специалисты, к примеру, Г. Ф. Шершеневич, написавший фундаментальную работу «Конкурсный процесс».

В 1905 году был издан «Устав судопроизводства Торгового», согласно которому признать банкротом стало возможным не только отдельного гражданина, но и организацию. В документе было дано определение несостоятельности. Это ситуация, когда у лица отсутствуют наличные денежные средства для того, чтобы в определенные сроки оплатить свои долги и отсутствует возможность их оплаты в дальнейшем. А имеющихся у него вещей и предметов недостаточно для удовлетворения интересов займодателей.

Порядок признания субъекта права неплатежеспособным в послереволюционной России действовал до 1928 года, пока не завершился период Новой экономической политики. Этот вопрос лишь частично рассматривался в Гражданском кодексе, который приняли в 1922 году и в Гражданско – процессуальном кодексе, принятом годом позже. Поэтому часто приходилось опираться на нормы права, установленные принятым еще в 1832 году Уставом.

Со временем эта проблема была решена за счет введения в некоторые статьи ГК РСФСР, принятого в 1922 году, понятия банкротства. Правда, в них ничего не говорилось о том, как следует реализовывать данные нормы.

Этот недостаток исправил Декрет ВЦИК и СНК РСФСР 1923 года, в силу которого в 1927 году в ГПК РСФСР включили нормы, регулирующие неплатежеспособность. Новациями данного документа стали: а) подробный регламент распродажи имущества должника для передачи вырученных средств кредиторам; б) установление специальных оснований признания сделки не создающей правового результата, к которому стремились стороны; в) разъяснение правил зачета  требований, предъявляемых ответчиком и направленных на защиту его интересов в отношении иска, предъявленного к нему истцом; г) определение порядка отказа управляющего от исполнения соглашения.

Вся собственность в то время была государственной, кооперативной и колхозной. Поэтому не было проблемы ликвидации юридического лица по причине банкротства, так как любому, даже убыточному, предприятию оказывалась финансовая помощь со стороны государства. По этой причине в 60-е годы прошлого века из гражданского законодательства Союза ССР исключили общие нормы о несостоятельности.

Через 30 лет в нашей стране возникли условия для восстановления особого вид государственной деятельности, содержанием которой являются рассмотрение и разрешение судами экономических споров, существовавшего в дореволюционной России. Для этого стали создаваться  специализированные судебные органы, предназначенные для разрешения экономических споров, которые возникают между предпринимателями, организациями и гражданами в рамках их предпринимательской деятельности.

В основу этой отдельной специализированной системы органов правосудия был положен соответствующий отечественный дореволюционный опыт и современная совокупность зарубежных принципов и норм, определяющих организацию и деятельность системы судебных органов.

 Последующий Закон РФ № 3929 – I от19.11.1992 года «О несостоятельности (банкротстве)» регламентировал организацию деятельности судов, рассматривающих споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, относя их к производству дел о несостоятельности, банкротству. Вместе с тем, можно утверждать параллельно с ним действовал Арбитражный процессуальный кодекс России. Проблема заключалась в том, что Закон о банкротстве, наделял правом рассмотрение дел о несостоятельности суды, разрешающие экономические споры, но не указывал в каких случаях им, следует руководствоваться положениями АПК РФ.

Исправление ситуации произошло с принятием Федерального закона № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, где законодатель установил дефиницию несостоятельности, банкротства определив ее как признанную арбитражным судом заявленную несостоятельность должника в удовлетворении требований кредиторов и уплате обязательных отчислений государственным органам.

Совершенствование института банкротства было продолжено, чему способствовало накопление судебной практики. Большое значение имело внесение корректив в арбитражно- процессуальный кодекс, регламентирующий процесс банкротства. Должное оформление порядка производства дел о банкротстве, было произведено в АПК РФ 1995 года[2, с. 57].

Существенных изменений в АПК РФ 2002 года, по поводу регламента процесса банкротства, не производилось, тем не менее он был дополнен отдельными положениями, устраняющими, выявленные в ходе применения норм прежнего законодательства, проблемы. В ст. 223 АПК РФ, содержалось общее определение процесса банкротства, как исследование арбитражным судом дела о несостоятельности должника, в соответствии с нормами настоящего кодифицированного акта и особенностями, определенными федеральным законодательством в сфере банкротства.

Однако, несмотря на попытки законодателя упорядочить правовые нормы АПК РФ, регламентирующие процесс банкротства, правоведами отмечается, что отдельные его положения, повторяют нормы, ранее действовавшего процессуального законодательства, практически дословно. Например, дополнение указанием состава суда, подведомственности, подсудности, составе участников процесса банкротства, является перенесением из АПК РФ 1995 года, при этом, кодекс был положение общего свойства, о праве субъектов обращаться в суд, с заявлением о признании должника банкротом, можно признать нововведением.

Одной из главных социально-правовых функций банкротства является обеспечение защиты интересов кредиторов. Процедуры банкротства предоставляют механизм для рационального распределения имущества должника среди кредиторов, что способствует минимизации убытков и обеспечивает более справедливое урегулирование обязательств. Таким образом, банкротство является не только мерой ответственности за неисполнение обязательств, но и инструментом для поддержания доверия в экономическом обществе. Кроме того, банкротство юридических лиц выполняет социально-правовую функцию в обеспечении устойчивости рыночных отношений. Процесс банкротства позволяет избавиться от непроизводительных и неэффективных структур, способствуя таким образом обновлению и развитию бизнес-среды. Это важно для поддержания конкурентоспособности рынка и стимулирования экономического роста[3, с. 32].

Банкротство также выполняет социально-правовую функцию в защите интересов работников. Процедуры банкротства предусматривают механизмы сохранения трудовых мест и защиты прав работников в условиях финансовых трудностей предприятий. Это способствует смягчению социальных последствий банкротства и предотвращению массового безработицы.

Другим важным аспектом социально-правовых функций банкротства юридических лиц является создание условий для восстановления дееспособности предприятий. Процедуры банкротства предоставляют возможность финансового оздоровления и внутренней реорганизации, что способствует сохранению и развитию бизнеса в долгосрочной перспективе.

Таким образом, социально-правовые функции банкротства юридических лиц оказывают важное воздействие на структуру и динамику современного общества. Они способствуют созданию более справедливой и устойчивой экономической среды, обеспечивая баланс интересов различных сторон и поддерживая долгосрочное развитие бизнеса и общества в целом.

Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ предусмотрено прекращение процедуры банкротства на любой стадии после уплаты всех долгов . В законе также прописана возможность исполнения обязательств должника третьими лицами, что также позволяет досрочно завершить дело о банкротстве. Ужесточена процедура назначения арбитражных управляющих. Кандидатуру арбитражного управляющего предлагают саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Законом о несостоятельности (банкротстве) государству, как и другим кредиторам, предоставлены права участвовать в процедуре банкротства. Также регламентируются особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц. Предприятиям, имеющим определенные трудности, необходима помощь. Закон позволяет оценить свои возможности и принять решения о дальнейшем существовании.

Список литературы
  1. Кузнецов, С.А. «Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): Монография» // «Инфотропик Медиа», 2016. - С. 47.
  2. Добрачев, Д.В. «Гражданско-правовые формы защиты прав кредитора» // «Инфотропик Медиа», 2017. - С. 57.
  3. Гутников, О.В. Глава 1 «Законодательство о юридических лицах и проблемы его совершенствования» // Юридические лица в гражданском праве / Отв. ред. В.Н. Литовкин, О.В. Гутников. - М., 2011. - С. 32-124.
международный научный журнал

Научные высказывания #70

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 16 января по 30 января
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
13 февраля