ОРИЕНТИРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ ПОСЛЕ 2022 ГОДА
Журнал Научные высказывания

ОРИЕНТИРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ ПОСЛЕ 2022 ГОДА

В статье рассматривается один из актуальных вопросов ведения внешнеэкономической деятельности России в условиях санкционного давления. Структурная перестройка экономики, связанная с ростом геополитической напряженности, наметила новые стратегические ориентиры для развития ВЭД в России. Переориентация внешней торговли с западных рынков на рынки Востока, Юга и Африканский континент на данный момент помогла стабилизировать российскую экономику, предотвратив наступление экономического кризиса. В дальнейшем партнерство с этими странами позволит упрочить положение России на мировой арене и избавиться от зависимости от западной продукции.

Африканский континент
внешнеэкономическая деятельность
российская экономика
санкционное давление
стратегические ориентиры

Актуальность темы объясняется тем, что существенное влияние на российскую экономику оказало введение касательно России санкций в марте 2014 года после присоединения к ней Крыма на основании результатов референдума. С большей силы санкционное давление последовало с февраля 2022 года с началом специальной военной операции в Украине и присоединением Донецкой, Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей [2].

В связи со сложившейся ситуацией особенно актуальным является вопрос о формировании стратегических ориентиров развития ВЭД в России, поскольку внешнеэкономическая деятельность является неотъемлемой составляющей экономики страны. Без таковой деятельности невозможен экономический рост, а также развитие инновационных процессов.

Методы, используемые при написании статьи: анализ, синтез.

Основным стратегическим ориентиром развития ВЭД в России в данных условиях, в первую очередь, служит переориентация внешней торговли на Восток, Юг, Африканский континент.

В настоящее время Россия выбрала ориентацию на восток и одним из торговых партнеров является КНР. За прошедшие два десятилетия Россия и Китай действительно смогли укрепить свое стратегическое партнерство. Оба государства обладают общим видением приоритетов сотрудничества, включая различные экономические, политические и оборонительные вопросы.

Однако создание формального союза между Россией и Китаем на данный момент не стоит на повестке дня. Обе стороны придерживаются взгляда, что подобная формализация может создать дополнительные демаркационные линии и нарушить равновесие сил в мире. Они предпочитают сохранять гибкие и эффективные форматы взаимодействия, которые позволяют им сотрудничать в различных областях, сохраняя при этом независимость и самостоятельность.

По итогам визита Си Цзиньпина в Москву 21 марта 2023 года было подписано совместное заявление лидеров России и Китая, который официально называется «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху». Речь идет о том, что Россия и Китай углубляют совместную работу во многих сферах и стремятся расширить сотрудничество по различным направлениям. Это включает научно-исследовательскую сферу, энергетическую индустрию, военное партнерство, а также принципы построения мира.

Внешнеэкономические отношения между Россией и Китаем являются важными и стратегическими для обеих стран. В последние десятилетия сотрудничество в экономической сфере между Россией и Китаем значительно укрепилось и развилось. Важным аспектом в двусторонних отношениях является способность обеих стран выдвигать и утверждать свою повестку на региональном и глобальном уровнях.

Россия и Китай вместе продвигают свои интересы, особенно в отношении укрепления мультиполярности в мировой политике и защиты суверенитета национальных государств.

В дальнейшем можно ожидать укрепление сотрудничества России и Китая в области инновационных, космических технологий, также в развитии биотехнологии и искусственного интеллекта. Такое сотрудничество взаимовыгодно, поскольку будет способствовать обмену знаниями, технологиями и опытом между странами и сделает их экономическую связь более прочной и устойчивой.

Диверсификация экономики и увеличение рынков торгового сбыта – положительный эффект, ожидающий экономику России при упрочнении торговых отношений с Китаем, ведь китайский рынок огромен и обладает значительными потребительскими возможностями, что не может не привлечь российских инвесторов и экспортеров.

В целом, можно подвести итог, что направление Российско-китайских отношений является очень перспективным, такое партнерство будет способствовать развитию обеих стран.

Значимым направлением развития внешнеэкономической деятельности России в 2024 году является углубление сотрудничества с государствами ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). В этом контексте активно развивается создание общего пространства экономического сотрудничества с участием стран – членов данных организаций, что способствует увеличению объема торговли, привлечению иностранных инвестиций и развитию новых форм экономического сотрудничества [3, с. 7]

Основными торговыми партнерами России среди африканских стран стали Египет, Алжир и Марокко [4]. В условиях активного развития товарооборота повышается значимость контроля таможенных служб за перемещением товаров через таможенную границу стран-участников внешнеторгового оборота [5].

Отметим, что страны Африки обладают ресурсной базой, но при этом не имеют современных технологий производства по разработке и добыче полезных ископаемых. Российские технологии в области энергетики, ресурсодобычи, транспорта, цифровизации могут стать востребованными в Африке [6].

Еще одним значимым направлением сотрудничества России со странами Африки является гуманитарная и образовательная сфера. Результатом в сфере образования стало увеличение количества студентов из Африки в российских вузах, как федерального значения, так и в филиалах городов страны.

Развитие взаимовыгодного партнерства России со странами Африканского континента способно привести к социально-экономическому эффекту, повышению уровня мировой стабильности, национальной / продовольственной безопасности и достижению ключевых ориентиров, обозначенных по результатам второго саммита «Россия – Африка», 2023 года.

В настоящее время происходит постоянное усиление санкционного режима в отношении Российской Федерации. Это оказывает значительное влияние на объемы и структур внешнеэкономической деятельности страны, регионов, предприятий и их комплексов.

Следует отметить, что санкции в той или форме всегда применялись к нашей стране. Их обострение в 2014 году и подписанный Президентом России Указ о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны [1] привели к активизации исследований изменений во внешнеэкономической деятельности страны и ее пространственных подcистем.

Выводы. В условиях антироссийских санкций для обеспечения стабильности экономики и развития внешнеторговых отношений важно адаптировать принципы регулирования ВЭД.

Россия ведет активную деятельность по моделированию экономико-правовой системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России в контексте политической повестке нашего времени. Сегодня можно говорить о существовании обширной, логически выстроенной̆ и законодательно оформленной системе государственного регулирования ВЭД, способной оперативно и адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней экономической среде.

Список литературы
    1. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. №560 URL: http://base.garant.ru/70711352/ (дата обращения 17.06.2024).
    2. Анисимова Я.А., Плотников В.А. Экономическая безопасность, санкции и переориентация российских внешнеторговых потоков //Известия Юго-Западного 204 государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – Т. 13. – № 2. – С. 10-23.
    3. Захарова С.В., Соколова О.Ю., Власова Н.Л., Скворцова В.А., Скворцов А.О. Особенности внешнеэкономических связей России со странами Африки // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostivneshneekonomicheskih-svyazey-rossii-so-stranami-afriki (дата обращения 17.06.2024).
    4. Косихина В.П., Мигел А.А. Неоднозначность реализации основных постулатов рынка и «Экономикса» в условиях Запада и современной России // В сборнике: Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке: Материалы международной научной конференции. Под редакцией профессора Р.М. Нуреева, профессора М.Л. Альпидовской. 2014. С. 101–104.
    5. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-3. С. 135–137.
    6. Толстых А.И. Перспективы развития отношений России со странами Африки // Столыпинский вестник. 2022. № 7. С. 3751–3759. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-otnosheniyrossii-so-stranami-afriki (дата обращения 17.06.2024).