ОРИЕНТИРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ ПОСЛЕ 2022 ГОДА
В статье рассматривается один из актуальных вопросов ведения внешнеэкономической деятельности России в условиях санкционного давления. Структурная перестройка экономики, связанная с ростом геополитической напряженности, наметила новые стратегические ориентиры для развития ВЭД в России. Переориентация внешней торговли с западных рынков на рынки Востока, Юга и Африканский континент на данный момент помогла стабилизировать российскую экономику, предотвратив наступление экономического кризиса. В дальнейшем партнерство с этими странами позволит упрочить положение России на мировой арене и избавиться от зависимости от западной продукции.
Актуальность темы объясняется тем, что существенное влияние на российскую экономику оказало введение касательно России санкций в марте 2014 года после присоединения к ней Крыма на основании результатов референдума. С большей силы санкционное давление последовало с февраля 2022 года с началом специальной военной операции в Украине и присоединением Донецкой, Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей [2].
В связи со сложившейся ситуацией особенно актуальным является вопрос о формировании стратегических ориентиров развития ВЭД в России, поскольку внешнеэкономическая деятельность является неотъемлемой составляющей экономики страны. Без таковой деятельности невозможен экономический рост, а также развитие инновационных процессов.
Методы, используемые при написании статьи: анализ, синтез.
Основным стратегическим ориентиром развития ВЭД в России в данных условиях, в первую очередь, служит переориентация внешней торговли на Восток, Юг, Африканский континент.
В настоящее время Россия выбрала ориентацию на восток и одним из торговых партнеров является КНР. За прошедшие два десятилетия Россия и Китай действительно смогли укрепить свое стратегическое партнерство. Оба государства обладают общим видением приоритетов сотрудничества, включая различные экономические, политические и оборонительные вопросы.
Однако создание формального союза между Россией и Китаем на данный момент не стоит на повестке дня. Обе стороны придерживаются взгляда, что подобная формализация может создать дополнительные демаркационные линии и нарушить равновесие сил в мире. Они предпочитают сохранять гибкие и эффективные форматы взаимодействия, которые позволяют им сотрудничать в различных областях, сохраняя при этом независимость и самостоятельность.
По итогам визита Си Цзиньпина в Москву 21 марта 2023 года было подписано совместное заявление лидеров России и Китая, который официально называется «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху». Речь идет о том, что Россия и Китай углубляют совместную работу во многих сферах и стремятся расширить сотрудничество по различным направлениям. Это включает научно-исследовательскую сферу, энергетическую индустрию, военное партнерство, а также принципы построения мира.
Внешнеэкономические отношения между Россией и Китаем являются важными и стратегическими для обеих стран. В последние десятилетия сотрудничество в экономической сфере между Россией и Китаем значительно укрепилось и развилось. Важным аспектом в двусторонних отношениях является способность обеих стран выдвигать и утверждать свою повестку на региональном и глобальном уровнях.
Россия и Китай вместе продвигают свои интересы, особенно в отношении укрепления мультиполярности в мировой политике и защиты суверенитета национальных государств.
В дальнейшем можно ожидать укрепление сотрудничества России и Китая в области инновационных, космических технологий, также в развитии биотехнологии и искусственного интеллекта. Такое сотрудничество взаимовыгодно, поскольку будет способствовать обмену знаниями, технологиями и опытом между странами и сделает их экономическую связь более прочной и устойчивой.
Диверсификация экономики и увеличение рынков торгового сбыта – положительный эффект, ожидающий экономику России при упрочнении торговых отношений с Китаем, ведь китайский рынок огромен и обладает значительными потребительскими возможностями, что не может не привлечь российских инвесторов и экспортеров.
В целом, можно подвести итог, что направление Российско-китайских отношений является очень перспективным, такое партнерство будет способствовать развитию обеих стран.
Значимым направлением развития внешнеэкономической деятельности России в 2024 году является углубление сотрудничества с государствами ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). В этом контексте активно развивается создание общего пространства экономического сотрудничества с участием стран – членов данных организаций, что способствует увеличению объема торговли, привлечению иностранных инвестиций и развитию новых форм экономического сотрудничества [3, с. 7]
Основными торговыми партнерами России среди африканских стран стали Египет, Алжир и Марокко [4]. В условиях активного развития товарооборота повышается значимость контроля таможенных служб за перемещением товаров через таможенную границу стран-участников внешнеторгового оборота [5].
Отметим, что страны Африки обладают ресурсной базой, но при этом не имеют современных технологий производства по разработке и добыче полезных ископаемых. Российские технологии в области энергетики, ресурсодобычи, транспорта, цифровизации могут стать востребованными в Африке [6].
Еще одним значимым направлением сотрудничества России со странами Африки является гуманитарная и образовательная сфера. Результатом в сфере образования стало увеличение количества студентов из Африки в российских вузах, как федерального значения, так и в филиалах городов страны.
Развитие взаимовыгодного партнерства России со странами Африканского континента способно привести к социально-экономическому эффекту, повышению уровня мировой стабильности, национальной / продовольственной безопасности и достижению ключевых ориентиров, обозначенных по результатам второго саммита «Россия – Африка», 2023 года.
В настоящее время происходит постоянное усиление санкционного режима в отношении Российской Федерации. Это оказывает значительное влияние на объемы и структур внешнеэкономической деятельности страны, регионов, предприятий и их комплексов.
Следует отметить, что санкции в той или форме всегда применялись к нашей стране. Их обострение в 2014 году и подписанный Президентом России Указ о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны [1] привели к активизации исследований изменений во внешнеэкономической деятельности страны и ее пространственных подcистем.
Выводы. В условиях антироссийских санкций для обеспечения стабильности экономики и развития внешнеторговых отношений важно адаптировать принципы регулирования ВЭД.
Россия ведет активную деятельность по моделированию экономико-правовой системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России в контексте политической повестке нашего времени. Сегодня можно говорить о существовании обширной, логически выстроенной̆ и законодательно оформленной системе государственного регулирования ВЭД, способной оперативно и адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней экономической среде.
-
- О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. №560 URL: http://base.garant.ru/70711352/ (дата обращения 17.06.2024).
- Анисимова Я.А., Плотников В.А. Экономическая безопасность, санкции и переориентация российских внешнеторговых потоков //Известия Юго-Западного 204 государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – Т. 13. – № 2. – С. 10-23.
- Захарова С.В., Соколова О.Ю., Власова Н.Л., Скворцова В.А., Скворцов А.О. Особенности внешнеэкономических связей России со странами Африки // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostivneshneekonomicheskih-svyazey-rossii-so-stranami-afriki (дата обращения 17.06.2024).
- Косихина В.П., Мигел А.А. Неоднозначность реализации основных постулатов рынка и «Экономикса» в условиях Запада и современной России // В сборнике: Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке: Материалы международной научной конференции. Под редакцией профессора Р.М. Нуреева, профессора М.Л. Альпидовской. 2014. С. 101–104.
- Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-3. С. 135–137.
- Толстых А.И. Перспективы развития отношений России со странами Африки // Столыпинский вестник. 2022. № 7. С. 3751–3759. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-otnosheniyrossii-so-stranami-afriki (дата обращения 17.06.2024).