Особенности организации и проведения налоговых проверок субъектов малого предпринимательства
Журнал Научные высказывания

Особенности организации и проведения налоговых проверок субъектов малого предпринимательства

В статье рассмотрены виды налоговых проверок, а также особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.

учет и налогообложение
налоговый учет
налоговые режимы
упрощенная система налогообложения.
налог
налоговые проверки
малый бизнес

Малый бизнес является неотъемлемой частью экономики России, поэтому в стране разрабатывается максимально удобная налоговая система, несомненно, для привлечения предпринимателей в малый бизнес.

Следует отметить, что критерии отнесения субъекта к малому предпринимательству установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". [1]

Малые предприятия проверяют следующие органы: Федеральная служба судебных приставов; Государственная пожарная охрана; Пенсионный фонд; Государственная инспекция труда; Фонд социального страхования.

Также полный перечень учреждений, выдающих лицензии, содержится непосредственно в Указе № 957 от 21 ноября 2011 г. [2]

В данной статье рассмотрим виды налоговых проверок. Подчеркнем, что налоговые проверки регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. ап

Регулярные налоговые проверки малого бизнеса проводятся по заранее определенному плану и проводятся один раз в три года. Следовательно причиной визита налогового инспектора является то, что налоговые органы обязаны (в соответствии с требованиями налогового законодательства) проводить регулярные проверки. ап

Внеплановые проверки субъектов малого предпринимательства называются проверками, которые проводятся непосредственно по требованию потребителей или третьих лиц и после уведомления налоговых органов. ап

Следует отметить, что причина визита налогового инспектора:

  • неисполнение предписаний налоговых органов в установленный срок;
  • кроме того, если проверка является условием выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (допуска); ап
  • также жалобы граждан на угрозы и вред национальной безопасности граждан со стороны жизни, здоровья, животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия российского народа, организаций или предприятий (с доказательствами); налоги
  • нарушение прав потребителей, нарушение обязанности маркировать товары; налоги
  • выявление фактов, которые могут привести к нарушению;
  • отдельный приказ Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, запрос прокурора по изложенным фактам.

Камеральная проверка малого бизнеса проводится непосредственно по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и документов о деятельности организации, предоставленных налогоплательщиком. Кроме того, камеральные проверки проводятся уполномоченными должностными лицами налоговых органов. УГНТУ

Выездная налоговая проверка является разновидностью налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, в принципе, проводятся по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового инспектора. НАЛОГ

Выездные налоговые проверки малых и средних предприятий не только проводят детальные проверки упрощенного учета, но и принимают специальные меры налогового контроля. Выездная налоговая проверка в отношении единого налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. СЛЕДУЕТ ПОДЧЕКНУТЬ

Итак, следует подчеркнуть, что особенности организации и проведения проверок субъектов малого предпринимательства в 2022 году отражены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ (с изменениями от 08.03.2022). Осуществление государственного контроля (надзора) и контроля за органами местного самоуправления», статья 26.2. [3]

Статья 26.2: НЕПОСРЕДСТВЕННО

1. Юридические лица, отнесенные в соответствии со статьей 4 N 209-ФЗ Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", проводят плановые проверки индивидуальных предпринимателей в Едином реестре Малые и средние предприятия. Информация о включенных предприятиях не будет храниться до 31 декабря 2022 г., за исключением: МСП

1) классифицировать категории риска, периодические проверки, проводимые в рамках вида государственного контроля (надзора), по которым устанавливаются классы (категории) опасности, а также деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) производственные критерии объекта, предназначенного для использования в качестве определенной категории риска или определенного класса (категории) опасности.

2) плановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; его перечень формируется Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным выше Федеральным законом.

3) Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При наличии у республиканского административного (надзорного) органа, органа местного государственного управления информации о том, что в отношении этих лиц ранее выносилось решение о наложении административного взыскания. Применяются серьезные нарушения, определенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, либо административные взыскания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности, либо решения о приостановлении и (или) аннулировании выданных лицензий. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с момента завершения проверки не прошло менее трех лет, по результатам которой принято такое решение. вынесено или принято такое решение. При этом, помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, годовой план проведения периодических проверок должен включать уточненные постановления или решения, их вступление в силу и дату прекращения действия. Информация должна быть включена. дата проведения аудита, дата вынесения такого решения или результат такого определения; МСБ

4) периодические проверки, проводимые по разрешенным видам деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разрешенную деятельность. УГНТУ

5) Плановые проверки, проводимые в рамках: НАЛОГИ

а) федеральный надзор в области радиационной безопасности;

б) федеральный контроль за обеспечением защиты государственной тайны; Features of the organization and conduct of tax audits of small businesses

в) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенный Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторских проверках";

г) федеральный надзор в области использования атомной энергии;

д) федеральный государственный аналитический надзор. МСБ

1.1. Проверки юридических лиц, индивидуaльных предпринимaтелей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007годаN 209-ФЗ"Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Информация для субъектов малого бизнеса из Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 4 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» содержится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года субъекты среднего предпринимательства будут освобождены от проверок, за исключением проверок, создающих опасность или угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Не применяется. природные и техногенные катастрофы. МСП

2. Проведение проверки в нарушение требований настоящей статьи является грубым нарушением требований Закона о государственном управлении (надзоре) и органах местного самоуправления и делает недействительными результаты проверок, предусмотренных частью 1 настоящей статьи. Сопровождается статьей 20 настоящего Федерального закона.

Кроме того, на данный момент проект стратегии развития малого предпринимательства включает инициативу о продлении надзорного отпуска до 2022 года. Освобождение от налоговой проверки для малого бизнеса и продление мораторного периода до 31 декабря 2022 года предусмотрены с учетом следующих особенностей: 31.12.2022

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих проверке по юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, классифицированным в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации»; Информация о предприятиях, содержащаяся в вышеуказанной статье не будет храниться до 31 декабря 2022 года, за исключением:

1) Установлены категории риска, классы (категории) опасности, плановые проверки, подлежащие проведению в рамках вида государственного контроля (надзора), а также деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) производственные критерии классификации, объекты, отнесенные к определенной категории опасности или к определенному классу (категории) опасности.

2) плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность; Этот перечень составляется Правительством в соответствии с указанным выше федеральным законом.

3) Плaновые проверки юридических лиц, индивидуaльных предпринимaтелей. При наличии у республикaнского aдминистративного (нaдзорного) оргaна, органа местного государственного упрaвления сведений о том, что в отношении этих лиц ранее выносилось решение о наложении aдминистративного взыскания. Применяются серьезные нaрушения, определенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об aдминистративных правонарушениях, или aдминистративного наказания в виде дисквaлификации или aдминистративного приостановления  деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) aннулировании лицензии, выдaнной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с дaты окончания проведения проверки, по результaтам которой вынесено такое  постaновление либо принято тaкое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плaновых проверок помимо сведений, предусмотренных ст.9 ФЗN99, приводится информация об указанном постaновлении или решении, дaте их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постaновление либо принято такое решение;[4]

4) плaновых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5) плановых проверок, проводимых в рамках:

а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

в) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии; УГНТУ

г) федерального государственного пробирного надзора.

Однако мораторий на налоговые проверки малого бизнеса в 2022 году не означает, что налоговые проверки прекратятся. Кроме того, проверка проводится, как и раньше.

Следует отметить, причины незапланированных проверок малого бизнеса: НАЛОГИ

  • Распоряжения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
  • Например, если проверка владельцев малого бизнеса проводится в рамках предыдущей проверки, индивидуальный предприниматель непосредственно должен продемонстрировать, что были приняты все необходимые меры для предотвращения угроз жизни и здоровью граждан.
  • Кроме того, если установлено, что какое-либо лицо угрожает или подвергает опасности жизнь или здоровье гражданина (такие проверки обычно согласовываются с прокуратурой).
  • Также при проверке неточной информации в лицензии или других документах или проведении проверки до восстановления лицензии.
  • Проверка проводится по заявлению прокурора на основании конкретного дела или заявления гражданина.
  • При выявлении фактов, непосредственно нарушающих российское законодательство.
  • Принудительное приостановление деятельности организации.

Таким образом, малый бизнес в настоящее время является одной из важнейших составляющих развития экономики любого государства, тем не менее именно эти экономические субъекты больше всего страдают от факторов окружающей среды и воздействия нестабильных экономических условий. Поэтому меры по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и созданию более благоприятных условий для его финансово-хозяйственной деятельности являются вполне своевременными и целесообразными.

Список литературы
  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  2. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 (ред. от 14.09.2021) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122062/
  3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Статья 26.2. Особенности организации и проведения в 2022 году проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/
  4. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/
  5. Дзагоева М.Р., Мартиросова М.П., Каркусов Н.Ю., «Налоговое администрирование в России на современном этапе», В сборнике: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики. Сборник научных трудов по материалам Международной конференции, 2018. С. 48-53.
  6. Панкин Д.Г., Дорошина О.П., «Налоговые проверки субъектов малого бизнеса» В сборнике: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях. Материалы XVIII Межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Под ред. А.Н. Грязнова. 2018. С. 300-301.
  7. Стребушной Д.Е., Сметанко А.В, «Особенности организации аудита у субъектов малого бизнеса», Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 4-1. С. 41-43.
  8. Темиров С.Л., Гасиева З.П., «Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса», В сборнике: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики. Сборник научных трудов по материалам Международной конференции, 2018. С. 367-371.
  9. Тускаева М.Р., Шарибова М.З., «Налогообложение индивидуальных предпринимателей в России», В сборнике: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики. Сборник научных трудов по материалам Международной конференции, 2018. С. 189-193.