Льготы участников СВО как одно из приоритетных направлений социальной политики РФ
На момент проведения специальной военной операции, когда военнослужащие выполняют поставленные перед ними сложные и опасные задачи, возникает необходимость социальной поддержки данной категории граждан и их семей. Данные меры поддержки выступают одним из основных направлений социальной политики нашего государства. Государство реализует различные меры поддержки, охраняя права и законные интересы участников СВО и их семей. Проанализировав действующее законодательство, в исследовательской работе рассмотрены основные льготы, предоставляемые участникам СВО и их семьям, а также механизм их реализации. Предложены дополнительные меры поддержки участников СВО и их семей в различных сферах.
Актуальность темы исследования обусловлена не только сохранением уже существующих льгот для участников СВО и их семей, но и увеличением мер поддержки, которые реализуются в различных сферах: ЖКХ, образование, медицинская реабилитация, налоговые льготы, протезирование. Разработка новых льгот и законопроектов является одним из важнейших этапов защиты прав и законных интересов участников СВО, а также обеспечения социальной справедливости и поддержки тех, кто служит на благо нашей Родины.
Проблема исследования состоит в том, что предоставляемый комплекс мер поддержки участников СВО и их семей затрагивает различные сферы, следовательно данное направление деятельности нашего государства следует считать сложным и многогранным. Проанализировав действующее законодательство, необходимо отметить, что существующие меры поддержки требуют внесения изменений и дополнений, а также издания новых нормативно-правовых актов. Благодаря этому можно достичь необходимого уровня поддержки участников СВО и их семей, обеспечив реализацию прав и законных интересов данной категории граждан.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что благодаря введению в действие механизма реализации мер поддержки участников СВО и их семей, происходит укрепление национальной безопасности и суверенитета, нейтрализуются внутренние и внешние угрозы. И, реализуя данные нормы, подтверждается факт того, что участники СВО являются подлинной «элитой» России, и поддержку данной категории граждан необходимо считать одним из важнейших направлений социальной политики нашего государства.
Объектом исследования является разработка комплекса мер поддержки участников СВО и их семей, необходимого для выработки гарантий защиты прав и законных интересов данной категории граждан.
Предметом исследования являются гарантии и льготы, предоставляемые участникам СВО.
Целью исследования явялется разработка новых льгот для участников СВО, а также совершенствование уже существующих мер поддержки.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- анализ полноты и доступности льгот, предоставляемых участникам СВО и их семей;
- установление перспектив интеграции участников СВО после окончания операции;
- подготовка предложений по усовершенствованию комплекса мер поддержки участников СВО
В ходе подготовки исследования проведён анализ, посвящённый как льготам, предоставляемым на федеральном и региональном уровне, так и принятию новых нормативно-правовых актов, позволяющих облегчить жизнь участников СВО и обеспечить достойный уровень жизни.
В процессе изучения темы исследования использовались следующие методы: сравнительно-правовой, метод правового регулирования, анализ, синтез.
С начала специальной военной операции началась активная работа по разработке и внедрению комплекса мер поддержки, направленного на помощь участников СВО и их семьям в решении бытовых вопросов, предоставления мест в образовательные учреждения, систематизации выплат, трудоустройства, а также медицинской реабилитации.
С 2022 года меры поддержки участников СВО претерпевают значительные изменения и постоянно совершенствуются. На первоначальном этапе были введены следующие меры поддержки:
- федеральные выплаты: Указом Президента РФ от 2 ноября 2022 года №787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ» была установлена единовременная выплата в размере 195 000 рублей;
- кредитные каникулы: в соответствии с Федеральным законом от 07.10.2022 г.№377-ФЗ для мобилизованных участников и членов их семей предусматривались следующие гарантии и льготы, связанные с кредитами:
а) право на кредитные каникулы;
б) прекращение кредитных обязательств мобилизованного или членов его семей в случае гибели, объявления умершим или признания инвалидом 1 группы в связи с участие в СВО;
в) возможность приостановления исполнительного производства при возврате просроченной задолженности по кредиту
- трудовые гарантии:
- призыв на военную службу по мобилизации, служба по контракту или добровольцем не могло стать основанием для увольнения работника по статье 83 Трудового кодекса РФ, на весь срок службы действие трудового договора приостанавливался с сохранением места и должности, также все предоставленные до приостановления трудового договора гарантии сохраняются.
В 2023 году была продолжена работа по совершенствованию действующего закононодательства и введены следующие льготы:
- Указом Президента РФ от 3 апреля 2023 года №232 «О создании государственного фонда поддержки специальной военной операции «Защитники Отечества» был учреждён фонд «Защитники Отечества». Основной целью данного фонда является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и активную деятельность участников СВО и их семей. Осуществляя персональное сопровождение и содействуя в получении всех полагающихся выплат, а также возможность получения психогической помощи и трудоустройства, деятельность данного фонда обеспечивает реализацию законных прав и интересов участников СВО и их семей в различных сферах. Следовательно, участники СВО имеют возможность разрешения вопросов в индивидуальном порядке;
- образовательные льготы: путём внесения изменений в Федеральный закон от 24.06.2023 года №264-ФЗ была предусмотрена такая мера поддержки, как приём на бюджетные места в вузы по отдельной квоте участников СВО; также возможность перехода с платного обучения на бесплатное для участников СВО и их детей (при отутствии академической задолженности, дисциплинарных взысканий и долга за обучение);
- психологическая помощь: после возвращения с зоны боевых действий вследствие получения ранения или травмы участникам СВО необходима психологическая поддержка, которая обеспечит их возвращение к повседневной жизни, также такая поддержка необходима и членам семьи участника СВО, находящимся в стрессовой ситуации, именно по этой причине психологическая помощь начала оказываться по приказу Минздрава в июле 2023 года, когда начали открываться специальные кабинеты поддержки, для того, чтобы военнослужащие, вернувшиеся с боевых действий, могли оперативно получить психологическую поддержку и вернуться к привычной жизни;
- цифровизация оказания услуг: подача заявлений на меры поддержки для участников СВО была переведена в электронный формат через портал Госуслуги, что в свою очередь упростило процесс получения мер поддержки, сделав его более доступным для военнослужащих и их семей;
- оказание юридической помощи: внесением изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ» был расширен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, включив в него военнослужащих и членов их семей, мобилизованных граждан, контрактников, а также других лиц, выполнявших служебные функции на территориях, где проводится СВО.
В 2024 году были реализованы следующие льготы участников СВО и их семей:
- льготы на оплаты ЖКУ: согласно действующему законодательству участникам СВО и их семьям предоставляется такая мера поддержки, как получение льготы на оплату ЖКУ; размер данной выплаты варьируется от жизненной ситуации участника СВО и его семьи, где компенсация расходов в размере 50% является постоянно действующей льготой для всех участников, находящихся в зоне боевых действий и по возвращению домой со службы, компенсация в размере 60% положена семьям погибшего или пропавшего участника;
- увеличение федеральной единовременной выплаты при заключении контракта до 400 000 рублей.
В целом, в 2024 году система мер поддержки участников СВО значительно расширилась и стала более комплексной. Ключевые направления остались прежними, однако особое внимание уделяется адресной поддержки участников СВО и их семей, а также удобству получения помощи.
Проанализировав меры поддержки, предоставляемые участникам СВО и их семьям, необходимо отметить, что с начала специальной военной операции началась активная работа по выработке и принятию нормативно-правовых актов, которые могут всесторонне обеспечить реализацию законных прав участников СВО и их семей. Начало специальной военной операции обусловлено введением таких ключевых мер поддержки, как федеральная единовременная выплата всем участникам специальной военной операции, а также сохранение трудовых гарантий. В условиях экономической неопределённости именно сохранение трудовых гарантий позволило обеспечить поддержку и стабильность занятости данной категории граждан. Реализуя данную меру поддержки, у участников СВО и их семей появилась уверенность в том, что рабочие места сохранены и не будет риска потери работы, это в свою очередь стало одним из важнейших направлений деятельности государства в сфере социальной политики, демонстрируя готовность защищать интересы работников и обеспечивать им достойные условия труда. Ввиду совершенствования мер поддержки участников СВО и их семей в 2023 году продолжилась активная работа по внесению изменений в действующее законодательство, а также принятию новых нормативно-правовых актов, содержащих новые льготы. 2023 год характеризуется деятельностью, направленной на более качественное оказание цифровых услуг, что в свою очередь благодаря оптимизации процессов и внедрению новых технологий и онлайн-платформ позволило участникам СВО быстро и беспроблемно подавать заявления, затрачивая минимальное количество времени. Также ключевым событием стало учреждение фонда «Защитники Отечества». Фонд стал координационным центром, обеспечивающим адресную помощь, юридическую поддержку и оперативное решение возникающих вопросов. Благодаря своей деятельности фонд «Защитники Отечества» стал местом признания заслуг участников СВО, обеспечивая их комплексную поддержку. Также 2024 год характеризуется увеличением федеральной единовременной выплаты и деятельностью по усовершенствованию всех ранее принятых мер поддержки. Таким образом, за весь период проведения специальной военной операции комлекс мер поддержки постоянно совершенствуется, проделана значительная работа по их расширению и увеличению, что свидетельствует о приоритетности данного направления социальной политики нашего государства.
Увеличение количества мер поддержки участников СВО и их семей на сегодняшний день является наиболее актуальным направлением деятельности государства, требующим не только сохранения, но и расширения. Ежедневно осуществляется деятельность, направленная на создание и реализацию новых гарантий для участников СВО и их семей. По распоряжению Президента РФ была создана рабочая группа по СВО, принимающая активное участие по защите прав и законных интересов данной категории граждан. Осуществляя мониторинг правоприменительной практики по вопросам мобилизации, контроль за исполнением мер социальной и правовой поддержки участников СВО, рассмотрение вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением бойцов, рабочая группа по СВО помогает всецелостно обеспечить механизм реализации мер поддержки участников СВО и их семей.
Правовой базой мер поддержки участников СВО и их семей является Конституция РФ, Федеральные законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства. Ключевыми нормативно-правовыми актами являются: Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляющий основные гарантии и льготы, предоставляемые участникам СВО; Указы Президента, устанавливающие порядок и размер единовременных выплат (Указ Президента РФ от 31.07.2024 №644 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, войсках национальной гвардии РФ). Также значимую роль играет региональное законодательство, регулирующее порядок дополнительных выплат: Распоряжение Правительства Рязанской области от 11 января 2024 года №4-Р Об утверждении реабилитации и ресоциализации участников специальной военной операции, Постановление Министерства образования Рязанской области от 23 июня 2025 года №24 О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки семей граждан, принимающих участие в специальной военной операции.
Согласно статье 72 Конституции РФ социальное обеспечение населения находится в ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Следовательно, необходимо рассмотреть меры поддержки, предоставляемые участникам СВО и их семьям.
Проанализировав ситуацию с предоставлением льгот участникам СВО и их семьям, необходимо отметить, что государство предоставляет достаточно большое количество федеральных и региональных льгот, однако данные льготы требуют усовершенствования и принятия новых нормативно-правовых актов.
На данный момент предоставление участникам СВО и их семьям ипотеки явлется острой проблемой, ведь высокие процентные ставки, сложные условия кредитования и ограниченные лимиты делают приобретение жилья недоступной мерой поддержки данной категории граждан.
На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие виды льготных ипотек:
- семейная ипотека: данный вид льготной ипотеки с процентной ставкой 6% предоставляет возможность семьям с детьми купить квартиру в новостройке, а также на строительство или покупку нового дома;
- IT-ипотека с процентной ставкой 6 % позволяет работникам аккредитованных IT-компаний оформить кредит на покупку новостройки или строительство нового дома;
- сельская ипотека: данный вид льготной ипотеки с процентной ставкой 3% доступен жителям небольших населённых пунктов с населением не более 30 тысяч человек на покупку и строительство частного дома, а также на жильё в многоквартирном доме;
- арктическая ипотека (2%), распространяющаяся на сухопутную часть российской Арктики (Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-ненецкий автономный округ, Республика Карелия, Республика Коми, Красноярский край, Архангельская область и Ханты - Мансийский автономный округ). Арктическая ипотека также распространяется на участников СВО и членов их семей.
Проанализировав виды льготных ипотек, важно отметить, что несмотря на то, что участникам СВО и их семьям предоставляется достаточно большой комплекс мер поддержки, ситуация с выдачей льготных ипотек остаётся острой. Следовательно, необходимо ввести льготную ипотеку для участников СВО и их семей с процентной ставкой 3 % с максимальной суммой кредита 9 млн рублей во всех регионах Российской Федерации, позволяющая приобрести квартиру в готовом или строящемся многоквартирном доме, на покупку вторичного жилья, а также покупку строящегося индивидуального жилого дома. А также введение моратория на взыскание ипотечного жилья в случае финансовых трудностей.
В 2025 году для участников СВО и их семей действуют особые налоговые льготы:
Налоговые льготы подразумевают введение транспортного, имущественного и земельного налога:
- транспортный налог включает в себя такую льготу как полное осовобождение от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства по выбору);
- имущественный налог полностью освобождает от уплаты налога в отношении некоторых видов недвижимого имущества, данная льгота распространяется на одну квартиру или комнату, один жилой дом, один гараж или машино-место, а также одна хозяйственная постройка площадью до 50 квадратных метров);
- земельный налог позволяет реализовать право на уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость, составляющую 600 квадратных метров по одному земельному участку или полное освобождение, если площадь участка не превышает 6 соток).
Также согласно пп.3 п.1 ст.40 Федерального закона от 02.10.2007 года №229 «Об исполнительном производстве» исполнительное производство в отношении лиц, принимающих участие в СВО, в период прохождения службы, подлежит приостановлению. Однако после прохождения службы с участника СВО взыскивается налоговая задолженность, образовавшаяся до подписания контракта. Следовательно, данный закон не позволяет полностью освободить участников СВО и их семей от данного обязательства и следует внести дополнения для того, чтобы образовавшаяся налоговая задолженность подлежала списанию, что в свою очередь обеспечит полную защиту прав и законных интересов участников СВО и их семей.
Также льготы участников СВО и их семей затрагивают сферу получения высшего образования (бакалавриат и специалитет). Участникам СВО и их семьям предоставляется возможность поступления в вузы РФ в рамках отдельной квоты, которая составляет 10% от общего количества бюджетных мест. Также участники СВО и членам их семьи имеют возможность бесплатно обучаться на подготовительных отделениях федеральных и государственных вузов.
Также на данную категорию граждан распространяется такая мера поддержки, как переход с платного обучения на бесплатное. Данная мера поддержки может быть реализована при наличии свободных мест, финансируемых за счёт бюджетных ассигнований по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.
Проанализировав комплекс мер поддержки в сфере образования, необходимо отметить, что предоставление приоритетного права зачисления в вузы, возможность бесплатного обучения на подготовительных курсах свидетельствует о том, что не только участники СВО, но и члены их семьи могут получить такую важную меру поддержки, как образование, что в свою очередь обеспечит занятость населения и уменьшит уровень безработицы в стране, а также предоставит возможность получить востребованную профессию и стать высококвалифицированным специалистом.
Следовательно, предлагается увеличить количество бюджетных мест, предоставляемых участникам СВО и их семьям, а также введение отдельной квоты для талантливых детей участников СВО, преуспевающих в различных сферах деятельности, с дальнейшим поддержанием их успехов во время учебного процесса.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод об эффективности и востребованности льгот, предоставляемых участникам СВО и их семьям. Проведённый анализ указывает на ряд ключевых аспектов. Во-первых, льготы, предоставляемые участникам СВО и их семьям, затрагивают ключевые аспекты жизнедеятельности, оказывая адресную помощь, цифровизацию оказания услуг, трудойстройство, образование, оказание медицинских услуг, а также реабилитация. Во- вторых, несмотря на большой спектр мер поддержки, предоставляемых на федеральном уровне, реализуются региональные льготы, которые обепечивают эффективное и быстрое решение возникающих вопросов. В-третьих, законодательство в сфере регулирования обеспечения прав и законных интересов участников СВО и их семей не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Следовательно, оказание помощи участникам СВО и их семей будет являться приоритетным направлением не только во время проведения специальной военной операции, но и после её окончания, ведь вернувшись с зоны проведения боевых действий, участникам и членам их семей необходим комплекс мер поддержки, который обеспечит их дальнейшую полноценную и благополучную жизнь.
- Бурова В.В. Система мер социальной поддержки участников СВО и членов их семей // Флагман науки. – 2025.- №1 (24).- С.628-632
- Ильин А.Ю., Красикова С.Т., Основина В.Ю. Льготы участников специальной военной операции и членов их семей // Правовой Альманах.- 2025.- №4 (44).- С.21-28
- Нестеренко А.И. Механизм реализации социальной поддержки участников СВО и членов их семей // Тенденции развития науки и образования. – 2024. - №116-4. – С.75-78
- Рыбалка Е.А. Меры социальной поддержки участникам СВО и членам их семей: проблемы и перспективы их реализации // Юристъ-Правоведъ.-2024-№3 (110).- С.75-79
- Сергеев В.В. Меры социальной поддержки членов семей участников СВО // Актуальные проблемы современного социального знания: Материалы Всероссийской научно- практической конференции, Красноярск, 27 мая 2024 года.- Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, 2024.- С. 102-107