ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ: ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Статья посвящена вопросам повышения экономического потенциала регионов, рассматривает современные подходы и инструменты, применяемые для достижения устойчивого развития. Проанализированы различные теоретические подходы к управлению регионом. В работе акцентируется внимание на многообразии факторов и ресурсов, которые необходимо учитывать при формировании комплекса инструментов для регионального развития. Включены такие компоненты, как институциональные, правовые, финансовые, материальные, организационные, мотивационные, аналитические и информационные инструменты.
Экономический потенциал регионов является одним из ключевых факторов, определяющих уровень их социально-экономического развития. В современных условиях глобализации и усиления межрегиональной конкуренции вопросы повышения экономического потенциала регионов приобретают особую значимость. Экономический потенциал региона можно рассматривать как совокупность природных, трудовых, производственных, инфраструктурных и институциональных ресурсов, которые в комплексе определяют его возможности по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности.
В последние годы все большее внимание уделяется разработке и внедрению эффективных стратегий, направленных на повышение экономического потенциала регионов. Эти стратегии включают различные подходы и инструменты, такие как государственное регулирование, инновационные технологии, стратегическое планирование и межрегиональное сотрудничество. Эффективное использование этих инструментов позволяет не только улучшить экономические показатели регионов, но и обеспечить их устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.
Целью данной статьи является анализ современных подходов и инструментов, направленных на повышение экономического потенциала регионов, а также выработка рекомендаций по их применению в практике регионального управления. Для достижения поставленной цели в статье рассматриваются теоретические основы экономического потенциала регионов, анализируются существующие методики его оценки, а также приводятся примеры успешных практик из различных регионов.
В рассмотрении регионального развития следует оговорить наличие ряда теоретических подходов к управлению регионом.
- Муниципальный подход за авторством Велихова Л.А. (деятельность делегирована населением, разрешена правительством и служит целью удовлетворения коллективных потребностей).
- «Инженерный» подход за авторством Веселовского С.Б. и Давидович В.Г. (управление упирается в совершенствование инженерное структуры).
- Градоведческий подход за авторством Деканского М.Г., Френкеля З.Г. (рассматривается управление совокупностью предприятий и учреждений, размещенных на данной территории).
- Системный подход, Гутов А.Э., Шмульян Б.Л., Емельянов С.В. (управление поселением людей как сложной системой с большим количеством взаимосвязей, которое можно изучать только через подсистемы).
- Концепция местных сообществ, Р. Шаффер, С. Деллер (управление местным сообществом характеризуется через призму среды обитания данного сообщества).
- Системный корпоративный подход Мельников С.Б. (управление хорошо слаженными внутри себя группами лиц).
- Инкорпоративный подход, программы «Социальной и экономической поддержки интересов населения городов (районов)» (трансформация отношений собственности в управлении муниципальным образованием) [2].
Большинство данных подходов при этом затрагивают социально-экономическое развитие региона исключительно с точки зрения базиса управления, при этом, на взгляд автора, это является весьма неправильным положением дел, и работа непосредственно с данной составляющей региона является сущностно более приоритетной, чем непосредственный подход к взаимодействию с элементами региона.
Инструменты стимулирования и поддержки развития регионов никогда не остаются неизменными или универсальными, они формируются, изменяются и применяются в зависимости от совокупного влияния всех факторов регионального развития, которые являются разными в разное время и на разных территориях [3]. Согласно мировой практике, с развитием государства и общества значительная часть функций государственного управления передается регионам, поскольку на их уровне лучше проходит согласование государственных и местных интересов, а также частным и общественным структурам. Соответственно меняются и инструменты обеспечения регионального развития. На каждом этапе развития государства и его регионов используются инструменты, которым уделяется особое внимание государства.
Цели и составляющие этих инструментов определяются органами власти центрального и регионального уровней в зависимости от задач, которые необходимо решить. Для обеспечения развития каждого региона должен использоваться комплекс взаимодополняющих инструментов, которые комбинируются и адаптируются к региональным особенностям, а также ресурсным и организационным возможностям региона.
При формировании этого комплекса инструментов следует исходить из того, что создание чего-либо требует комплекса инструментов, прежде всего таких:
1. Институционных (кто?) - исследовательские центры; образовательные учреждения; бизнес-инкубаторы; индустриальные парки; технопарки; кластеры и т.д.
2. Правовых и концептуально-правовых (на основании чего, каким образом?) - законы; постановления, решения и распоряжения центральных, региональных и местных органов власти, органов местного самоуправления; стратегические документы и т.д.
3. Финансовых (за что?) - разнообразные инвестиции из государственного и местных бюджетов; финансы негосударственного сектора; специализированные финансовые учреждения (инвестиционные, страховые, венчурные фонды, фонды развития и др.); гранты; налоги; налоговые льготы; муниципальные облигации и др.
4. Материальных (чем, где, на чем?) - социальная, производственная, жилищно-коммунальная, транспортная и другая инфраструктура, телекоммуникации, транспорт, технические приспособления и т.д.
5. Организационных (как?) - общественные обсуждения проблем регионального развития; информация в СМИ; конференции, форумы, круглые столы; выставки, ярмарки; обмен опытом; региональный маркетинг; технологические и диалоговые платформы и др.
6. Мотивационных (почему?) - должны быть созданы для всех участников региональных изменений.
7. Аналитических (почему так?) - опросы; наблюдения; бенчмаркинг; стоимостный анализ; интеллект-карты; кейс-метод (пошаговый разбор ситуаций) и др.
8. Информационных (что, зачем, для чего?).
Все инструменты, обобщенные в определенной технологии, разработанной для достижения целей экономической политики регионов, составляют комплексный механизм экономического развития региона.
Также следует отметить тесную взаимосвязь и критическую важность обеспечения каждого инструмента регионального развития (Рисунок 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь инструментов регионального развития и их комплексного ресурсного обеспечения
Их значение настолько велико, что даже одна составляющая инструмента, не обеспеченная должным образом всеми необходимыми ресурсами, может существенно сказаться на его общей результативности – экономическом потенциале региона.
В настоящее время одной из главных задач России является повышение экономического потенциала регионов. Это возможно благодаря ряду механизмов, которые могли быть реализованы до конца 2023 года. Механизмы повышения экономического потенциала регионов РФ должны быть построены на основе оценки пробелов, которые присутствовали в экономиках регионов, а также учитывать особенности каждого региона.
Основные механизмы повышения экономического потенциала могут включать следующие:
1. Развитие инфраструктуры. Один из наиболее важных механизмов повышения экономического потенциала регионов РФ – это развитие инфраструктуры. Инфраструктура – это основа любого регионального экономического развития. Развитие транспортной, энергетической и коммуникационной логистики повысит конкурентоспособность региона и обеспечит развитие технологических взаимодействий между субъектами РФ.
2. Развитие туризма. Развитие туристической отрасли и инфраструктуры, которые обеспечат налоговые поступления, повышение занятости населения и заживление зон, нуждающихся в дополнительном развитии экономик. В настоящее время государственные органы и местные власти обращают особое внимание на поддержку развития туризма в регионах. Для этого проводятся различные мероприятия, направленные на создание условий для развития туристической инфраструктуры, повышение качества туристических услуг, формирование туристических маршрутов и т. д. Одним из основных инструментов поддержки туризма является государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». В рамках этой программы финансируется ряд проектов по развитию туристической инфраструктуры, созданию туристических маршрутов, промо-акции регионов и т. д.
3. Поддержка образовательной и научной деятельности. Руководство региона должно поощрять образование и инновации, предоставлять гранты и стипендии для молодых ученых и исследователей. Развитие системы образования и науки, а также подготовка кадров для сфер экономики, рассчитанных на использующуюся технологии. Такие меры могут способствовать привлечению инвестиций и созданию новых и высокооплачиваемых рабочих мест.
4. Поддержка предпринимательства. Другим важным механизмом повышения экономического потенциала регионов РФ является поддержка предпринимательства. Развитие малого и среднего бизнеса способствует созданию новых рабочих мест, расширению производства и повышению уровня жизни населения. Для поддержки предпринимательства можно использовать несколько инструментов. Во-первых, это снижение налогового бремени для бизнеса и упрощение административных процедур регистрации и лицензирования. Во-вторых, это выделение финансовых ресурсов на развитие малого и среднего бизнеса.
5. Поддержка сельскохозяйственного и других производственных секторов. Важно создать условия для развития сельского хозяйства и иных малых форм предпринимательства в данной сфере, в том числе гарантировать комфортные условия для работы сельского населения, обеспечивать высокую качественную продукцию и так далее [1].
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что реализация механизмов повышения экономического потенциала регионов РФ в 2024–2025 годах необходима для полноценного и устойчивого развития экономики страны в целом. Однако реализация этих мер должна быть комплексной, наиболее оптимальным и эффективным подходом выступает сочетание всех перечисленных механизмов и учитывание особенности каждого региона. Это позволит обеспечить сбалансированное развитие экономики на всей территории России и увеличить экономический потенциал страны в целом. Общая долгосрочная стратегия для повышения РЭП должна включать в себя ускорение инвестиций в социально-экономическую инфраструктуру, научные исследования и разработки, эффективное использование ресурсов и так далее.
Повышение экономического потенциала регионов России является одной из приоритетных задач современной государственной политики. Экономическое развитие регионов играет ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны в целом, а также в улучшении качества жизни населения. В условиях глобализации и усиливающейся межрегиональной конкуренции необходимо разрабатывать и внедрять эффективные механизмы, направленные на усиление экономического потенциала каждого региона.
- Есембекова А.У. Оценка степени удовлетворенности населения социально-экономическими условиями района / А.У. Есембекова, А.Ю. Анфалова, А.А. Пельков // Приоритетные направления регионального развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (с международным участием). – Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2020. – С. 84–88.
- Повышение конкурентоспособности экономического потенциала региона: проблемы и направления / Шалимов И.В., Сотников И.Д. // В сборнике: Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона. Материалы V Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Донецк, 2023. С. 264-266.
- Способы повышения экономического потенциала регионов России / Иванов Н.С., Цыбулин Е.А. // В сборнике: Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке. Сборник статей научных докладов по итогам XV Международной научной конференции студентов и молодых учёных. Под редакцией Л.С. Морозовой. Москва, 2023. С. 209-215.